25 февраля состоялось заседание Священного Синода Румынской Православной Церкви, сообщает Православный исследовательский центр «Хризма».
Синод ответил на многочисленные призывы к реформированию богослужебной практики, которые стали озвучиваться в обществе после трагической смерти ребёнка во время таинства Крещения в начале февраля. После этого случая более 50 000 человек подписали петицию с призывом к Церкви изменить ТаинствоКрещения. Некоторые стали говорить о необходимости замены погружения ребёнка в купель обливанием.
В ответ на эти призывы Румынская Церковь постановила, что не будет менять чин Крещения, подчеркнув «обязанность Румынской Православной Церкви оставаться в общении и догматическом (доктринальном), литургическом (сакраментальном) и каноническом (дисциплинарном) единстве со Вселенской Православной Церковью».
В то же время Священный Синод Румынской Церкви сделал несколько важных уточнений: 1. Перед Крещением родители и крестные ребёнка после консультации с педиатром должны будут сообщать священнику о состоянии здоровья ребенка; 2. На богословских факультетах и в семинариях будет уделяться более пристальное внимание практике трёх погружений во время Крещения; 3. Для священников будут организованы ежегодные встречи, на которых им будут напоминать правильность совершения церковных Таинств.
По словам представителя Румынской Патриархии Василе Банеску, священник, совершавший крещение, должен был при погружении в воду «закрыть рот и нос младенца», пишет РИА Новости. Однако почему-то этого не сделал.
Хотя отец Александру Мазараке совершает Таинство Крещения уже много лет. Ничто и не предвещало беды: вода была теплой, храм обогрет. Полуторамесячный ребенок постоянно плакал, что, впрочем, тоже обычное дело.
«Священник трижды погрузил его в купель — и он, видать, вдохнул воду. Я опустил его вниз головой, чтоб вода вытекла, но у него пошла из носа кровь. Вызвали скорую. Врачи сказали, что в него попало 110 миллилитров воды», — рассказал местным журналистам отец погибшего младенца.
Дело расследует полиция. Защитники священника уверены, что у ребенка было сопутствующее заболевание, которое и послужило причиной гибели. И об этом, по их мнению, родители вполне могли умолчать. Ведь прецеденты были.
Причем недалеко от Сучавы, где произошла эта трагедия, — в 250 километрах. В одном из сел под Кишеневом в 2010-м во время крещения умер шестинедельный младенец. Священника обвинили в убийстве по неосторожности. Однако медэкспертиза выявила, что ребенок болел пневмонией. Погружение в воду ему было категорически противопоказано. Суд оправдал священника.
Проблема действительно есть: родители порой жалуются на «грубое обращение» с ребёнком во время крещения.
«До прямых конфликтов, конечно, обычно не доходит. Но напряжение возникает часто. Особенно когда приходят в храм, рассчитывая на некую услугу, за которую заплатили деньги. И хотят, чтобы все было по их воле. Это, на мой взгляд, частный случай потребительского отношения ко всему — в том числе и вере», — отмечает известный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Такой подход, по его словам, неприемлем. Ведь крещение — это соединение с Богом. «Тут требуется определённое отношение, прежде всего от человека. Но если он говорит, что, мол, заплатил и теперь священник должен обеспечить для его ребенка "жизнь вечную", то это принципиально разрушает саму основу духовного подхода к жизни», — рассказывает священник.
Тем не менее, по словам отца Максима, не стоит исключать и человеческий фактор. Нередко инциденты при крещении возникают просто потому, что либо «священник встал не с той ноги», либо «родители переволновались». «Ведь крещение — наряду с рождением, венчанием, отпеванием — важное событие в жизни. Поэтому людям довольно непросто», — отмечает он.
«Православная Церковь придерживается преимущественно изначальной практики крещения — погружения. Это совершал Сам Спаситель, и греческое слово "баптизо" означает "погружать" полностью. Но в некоторых исключительных случаях допускаются иные формы», — подчеркивает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Например, иногда крестят, обливая водой, — так, по словам отца Максима, было в советские годы, «когда специально оборудованных купелей в храмах не имелось». Так сейчас крестят католики и протестанты. «Безусловно, в Русской Церкви учат священников правильно погружать младенцев в купель. Практические занятия проходят в наших духовных школах и семинариях. Опытные священнослужители на специальных куклах показывают, как надо держать младенца», — сообщил священник.
Особенно, подчеркивает он, это важно для тех служителей, у кого еще нет своих детей и «навыка их купания». «Им попросту это может быть страшно», — добавляет протоиерей.
Несчастных случаев, подобных тому, что в Румынии, заверил отец Максим, не было. Кроме того, по его словам, число таких инцидентов в православных храмах ничтожно мало «по сравнению с количеством несчастных случаев в других сферах жизни». Поэтому о пересмотре Таинства речи не идёт, подытожил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Решение Румынской Православной Церкви придерживаться погружательного крещения — один из ярчайших примеров верности Православию и стойкости в вере, несмотря на мощнейшее давление извне. А ведь поддаться этому давлению было так легко и естественно. Гибель ребёнка, многотысячная петиция могли сломить даже крепкого в вере человека. Но румынскому Синоду в этой непростой ситуации удалось сохранить редкостное трезвомыслие и сделать правильный выбор.
Редакция «Русской народной линии»