В декабре 2020 года на площади Труда Санкт-Петербурга, на том месте, где прежде стоял Благовещенский собор, возникло сооружение (надо потрудиться догадаться) – в виде айсберга к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями с ошеломляющей стоимостью в 50 миллионов рублей.
Проект, значащийся на сайте Госуслуг – как некий «видеомэппинг» под названием «Полярное сияние» - «Арт-Антарктида2020», осуществлён Санкт-Петербургским бюджетным учреждением культуры «Центральным выставочным залом "Манеж"», за которым стоит председатель Попечительского совета «Манежа» (в штатском) Семён Ильич Михайловский, одновременно – ректор Института И.Е.Репина.
Опус не несёт какой-либо смысловой нагрузки – ни о чём, в художественном отношении – безлик, на айсберг не похож. Я дважды участвовал в творческих поездках на Шестой континент, видел айсберги экзотических форм со шпилями и арками. В нём нет ни заявленной Антарктиды, ни полярного сияния.
Просматривается банальная цель, о которой нетрудно догадаться. На эти деньги можно было бы оказать помощь больницам и врачам.
Этой суммы хватило бы на создание и установку в центре площади Труда памятника великому флотоводцу Ф.Ф.Ушакову, победителями на лучший проект которому по итогам городского конкурса в 1998 году стали скульптуры Я.Нейман и В.Свешников.
Памятник планируется установить на патриотической линии вдоль Невы в качестве её завершения: Суворов, не проигравший ни одной битвы; Пётр Великий, выведший Россию в передовые державы мира; Ушаков, не проигравший ни одного морского сражения.
Достойным для «Манежа» явилась бы и организация выставки произведений, созданных художниками в Антарктиде, а также, - скульптурных портретов полярников. Но Семёну Ильичу, как испытанному иностранному агенту (а он зарегистрировался ли?) в 2005 году – советнику фонда Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, внешний заказчик, приведший его на ректорский пост крупнейшего художественного вуза мира с целью его разрушения, организовать такую выставку не позволит!
Ректорский пост явился для Ильича трамплином для попадания в крупнейший выставочный зал города с целью определения художественной, либо – антихудожественной политики «Манежа».
В 1974 году я был одним из инициаторов преобразования располагавшегося там гаража в выставочный зал «Манеж» к 1977 году. Помню выдающиеся выставки в этом зале и мне небезразлично, что там происходит сегодня и какую пользу зал приносит горожанам, так же как и небезразлична судьба петербургской реалистической школы изобразительного искусства — Института им. И.Е. Репина.
С 2013 по 2016 гг., Ильич за 840 миллионов рублей городского бюджета переформатировал «Манеж» под… американский вредительский проект «современного – актуального» (для их интересов) «искусства», что нашло подтверждение в организации им в 2016 году после реконструкции за 8 миллионов рублей выставку американских уже по духу и гражданству «художников» с циничным названием «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале», где, в частности, экспонировались кощунственные опусы: бюст с наградами Великой Отечественной войны – орденами Славы, а вместо головы – кувалда и холст с изображением Гитлера, сидящего на красном знамени Победы под названием «Ялтинская конференция». Реакции отдела МВД по борьбе с экстремизмом не последовало.
Это и омерзительная экстремистская выставка тремя годами ранее «Корпус» - анатомический театр, названная мной «Триумф смерти» в Итальянском зале Института им. И.Е.Репина. И нынешняя выставка там же (до 8 февраля 2021 года) с целью разрушения психики студента и рекрутирования в «современное - актуальное» искусство.
В ноябре 2019 года по требованию внешнего заказчика Ильич (ректор в штатском) добился исключения из названия Института им.И.Е.Репина слов: «живописи, скульптуры и архитектуры» (а потом и… имени Репина), что открывает возможность для создания факультета «Современного - актуального» искусства, или факультета «Новейших течений», что приведёт художественное образование к катастрофе (как это случилось с европейскими школами в результате оккупации Западной Европы США). Цель: исключить искусство как фактор формирования общественного сознания для его разрушения, вытеснив из искусства смыслы.
Годами ранее мной был задан Михайловскому вопрос – Не слишком ли он часто посещает США? На что последовал ответ: «Вы об этом спросите у своих друзей» - «А я хочу услышать это от Вас».
Недавно Семён Ильич приложил немало усилий для присовокупления Художественного лицея имени Б.В.Иогансона к Репинскому институту с исключением из названия имени Б.В.Иогансона с целью замкнуть полный образовательный цикл «от мала до велика», для промывания мозгов молодёжи с инструкциями и предоплатой. К счастью – не получилось, в чём я принял участие. Лицей присоединили к Российской Академии Художеств ко всеобщему удовлетворению.
Свое отношение к Союзу Художников Ильич выразил словами: «В Союзе Художников нет художников – одни члены».
После неудачной попытки разрушить Санкт-Петербургский Союз Художников – крупнейший очаг культуры России с помощью Минюста Семён Ильич становится тем же членом этого Союза. Для чего? Чтобы разрушить его изнутри?
Многогранник состоит из 240 стеклянных треугольников; сколько стоит один? Если по пирамиде в течение месяца скользнули взгляды проходящих мимо тысячи человек, то взгляд на одного проходящего обошелся налогоплательщику в 50 тысяч рублей.
Безликий многогранник на площади Труда – это памятник чему?
Александр Фёдорович Полозов, заслуженный художник России, член Союза художников России, профессор, участник 35 советской и 55 российской Антарктических экспедиций
1. Проект Маначинского