Люблю луганчан и луганских авторов. ЛНР для меня – это особой пассионарности край, где живут именно те носители русской культуры и духа, с которых начнётся новая, честная, возрожденная, сильная Россия.
Несколько дней в свободные часы я провела за чтением альманаха в 340 страниц, пленяясь свежестью и чистотой, глубиной и искренностью содержания. Святоград Луганский и на этот раз меня не разочаровал, а восхитил, и, подобно Карамзину, я хотела бы сказать, как люблю я всё русское, и речь, и одежды... и литературные предпочтения. Известно, что Николай Михайлович Карамзин обогатил литературный язык словами: «благотворительность», «влюбленность», «достопримечательность», «ответственность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «трогательный», «моральный», «эстетический», «эпоха», «гармония», «будущность».
И все эти понятия приходят на ум при чтении альманаха.
Мне радостно встретиться со стихами Елены Заславской, утончённо заметившей, что «Жизнь ничего не значит без любви». Она говорит о многих луганских девушках и женщинах, у которых рядом по жизни «жрец», вместо имени – с позывным. Отделённость от России, от прежней жизни (до войны) вызывает ассоциацию погружения на дно моря, с волнами степной травы, с холмами, похожими на субмарину, с адресом-прочерком, где живут в «этом таинственном Луганстере», «спотыкаясь о рифы, о рифмы, о ритмы, и по звёздам сверяя свой курс в океане событий», где «образы гибели несут чёрные дроны».
Луганчане пишут стихи и обращаются к истории своего края.
Вот Анна Шульгина назвала свой очерк «Геолог Лутугин: поэт Донецкого бассейна». Он написан живым языком, тепло и сердечно об известном геологе, исследователе Донбасса. В его честь назван в 1921 году один из городов на территории ЛНР – Лутугино. Его прозвали поэтом донецкого бассейна из-за любви геолога к Донбассу. Он создал геологическую карту Донбасса и за нее на всемирной выставке в Турине получил золотую медаль, по его проекту сооружён туннель для железной дороги, который и сегодня важен. Лутугин – прекрасный организатор, блестящий оратор, создал целый ряд общественных союзов, любил цветы Донбасса, а на его похороны пришло 10 тысяч человек, потом на собранные всем миром средства был открыт народный университет имени Лутугина. Потрясающе интересно.
Актуально звучат слова Бориса Пастернака: «Что в том, что на вселенной маска?..»
К его синкретическому мировоззрению обращается в своей статье Алексей Молодцов. Столетие отделяет нас от первых стихи поэта от современности, которая отозвалась полярными определениями творчества поэта: «оправдание перед временем» или «торжество халтуры»? Федор Тютчев предупреждал: «О, бурь уснувших не буди – под ними хаос шевелится...»
Но не так все однозначно: нераздельны явления распада и гармонии, созерцания и действия... Пастернак ждёт, чтоб «высшее начало его все чаще побеждало», чтобы «расти ему в ответ»… «Собеседник рощ», как сказала о Пастернаке Ахматова, скользит поверх человеческих голов. Его рощи не заселены, и автор статьи прав, когда относит Пастернака к духовным потомкам Гёте.
Нина Ищенко написала статью «Книжная полка Татьяны Лариной. Оммаж Пушкину». Интереснейшая тема – подражание читателя герою книги.
В журнале дань памяти первому редактору «Крыльев» Анатолию Мальцеву. Создатели альманаха и друзья делятся воспоминаниями о гостеприимном доме, который называли музеем Есенина, указывали на неподражаемый юмор и обаяние яркой личности Анатолия Мальцева: Наталья Романова, Валерий Богословский, Светлана Сеничкина, Андрей Чернов и Елена Настоящая.
Нельзя не отметить прозу Ивана Привалова, Александра Смирнова, Анны Финчем, Анастасии Черновой.
Радостно отозвалось сердце на очерк Натальи Советной о поэте и воине Игоре Григорьеве, на статьи Галины Чудиновой «Художественная диагностика войны в Донбассе», Андрея Чернова «Призыв к духовной мобилизации русского мира».
Достойно в альманахе представлена рубрика «Драматургия» с произведениями талантливой девочки Фаины Савенковой, Вадима Комкина и Глеба Боброва, не могла оторваться от пьесы «Прокофьев», которую написал Валерий Герлянец.
Очень светлые страницы юных авторов «Всходы Донбасса» и Константина Федосова «О моей подруге Фенечке». Каждый автор не случаен, он стремится к высшему осмыслению мира.
Благодарю главных создателей альманаха Ларису Черниенко и Андрея Чернова за публикацию моих статей. 200-летие открытия Антарктиды – все-таки это прекрасный повод, чтобы рассказать о современниках, о тех жителях шестого континента, которые стали хорошими писателями и авторами журнала «Берега»: Сергей Воробьев из Риги, Энн Кауп из Таллинна, Виктор Боярский из Петербурга. И особая благодарность за публикацию статьи о поэме ушедшего совсем недавно от нас Владимира Подлузского, светлая память!
Я очень признательна за утешение души, за чудесный полёт, который я совершила с 14-м взмахом «Крыльев»!
Лидия Владимировна Довыденко, секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», прозаик, публицист, критик, общественный деятель