Двое задержанных Службой госбезопасности (СГБ) Латвии русскоязычных журналистов - Алла Березовская и Андрей Яковлев - рассказали подробности своего задержания, а также о допросах и обысках. Они находятся в статусе подозреваемых по делу о нарушении санкций ЕС против России, сообщает ТАСС.
«Друзья, я уже на свободе, хотя и в статусе подозреваемой. Да-да, вы угадали - за нарушение санкций ЕС против России», - написала Березовская на своей странице в Facebook.
«Всё шло по уже отработанной процедуре - тщательный обыск дома в поисках нарушенных санкций на несколько часов со всеми вытекающими последствиями. Но, в принципе, все проходило в корректной форме, если бы не резко подскочившее давление», - отметила она.
«Как я поняла со слов следователя, я тоже теперь подозреваемая по 84-й статье - нарушение режима санкций ЕС. Как можно судить музыканта за музыку, поэта - за стихи, журналиста - за статьи в европейской стране в XXI веке? Оказывается, в Латвии можно. Ну что ж, видимо, придется пройти через это», - добавила она.
СГБ Латвии 3 декабря задержала нескольких русскоязычных журналистов. Среди них журналист Андрей Яковлев, который два года назад возглавлял редакцию интернет-портала Baltnews.lv, журналисты Андрей Солопенко и Алла Березовская, которые сотрудничали с этим СМИ, а также публицист, общественный деятель и правозащитник Владимир Линдерман.
В свою очередь Андрей Яковлев сообщил, что провел на допросе в СГБ восемь часов, а у него дома и в офисе прошли обыски с изъятием различных устройств и носителей.
«Поскольку я дал полагающуюся в таких случаях подписку о неразглашении сведений, полученных в ходе предварительного следствия, деталей, естественно, я не сообщаю, но о самом факте обыска сообщать могу», - написал он в Facebook.
«Несколько месяцев назад мне пришла бумага из СГБ, где сообщалось о возбуждении уголовного процесса по статье 84, связанной с нарушением латвийских и международных санкций. Нарушением санкций ЕС являются, например, товарно-денежные отношения с российскими физическими и юридическими лицами, находящимися в санкционном списке, до четырех лет лишения свободы, между прочим», - указал он.
«В письме, пришедшем из СГБ, было написано, что МИА "Россия сегодня", с которым, как утверждалось в послании, у меня случилось некоторое сотрудничество, возглавляет Дмитрий Киселев, а он, как физическое лицо, находится под санкциями. У меня тогда сразу возник вопрос: а что, государственное российское информационного агентство находится в санкционном списке? Нет, разумеется. Но, видимо, желание зачистить информационное пространство и добиться единомыслия в Латвии сильнее стремления считаться правовым государством», - подчеркнул журналист.
В свою очередь директор Института европейских исследований, координатор Союза русских общин Европы по Латвии, доктор экономических наук Александр Владимирович Гапоненко на своей странице в Фейсбуке написал, что задержания русских журналистов в Латвии были направлены на срыв кампании по подаче исков в ЕСПЧ.
«Долго размышлял над причинами массовых репрессий, развернувшихся в Латвии против русских журналистов прошлой ночью. Сначала думал, что это попытка прекратить деятельность на территории страны издательства Балтньюс. Однако издательство было не столь уж и зловредным, публиковало достаточно взвешенные материалы, опиравшиеся на серьезную фактологическую базу. К тому же его влияние на латвийское общество было не столь уж и велико. Работу Балтньюс вполне способны перекрыть другие российские издания. Не понятна была и показная жестокость в обращении с уважаемыми людьми, которые имели свои убеждения и работали отнюдь не ради небольших гонораров», - пишет Александр Гапоненко.
«А тут обзвонил знакомых и вырисовалась вот какая картина. Все эти журналисты активно участвовали своими статьями и видеосюжетами в компании по инициации исков в ЕСПЧ. Это были иски против Латвии за её решение ликвидировать школьное образование на русском языке», - отметил координатор Союза русских общин Европы по Латвии.
«Усилиями журналистов, в кампанию включились родители и было подано более 300 исков. Это самая большая кампания протестов в чётко выверенной юридической форме, которая была проведена со дня основания ЕСПЧ. До этого удавалось провести компанию только на два десятка человек. В результате резко возросли шансы выиграть суд против Латвии и вернуть в школах билингвальное образование. А это был бы полный провал политики принудительной ассимиляции, которая проводилась в стране последние 30 лет. Причем провал на европейской сцене, которая до настоящего времени почиталась официальной Ригой, как святыня. Это Варшава и Будапешт могли позволить критиковать Брюссель, а мы ни-ни», - констатировал Александр Гапонеко.
«Так вот, для того, чтобы избежать этого позорного поражения официальная Рига и натравила своих сатрапов на журналистов, которые поднимали волну протестов среди родителей, - полагает он. - Как оказалось, обыскам подверглись и русские правозащитные организации, которые помогали родителям составлять иски в ЕСПЧ. Против предпринимателей, которые оказывали техническую поддержку в подаче исков, стали проводить финансовые проверки. Были арестованы их счета в банках».
«А это на самом деле препятствие отправлению правосудия Европейским судом по правам человека. Это уже покушение на политические устои и функционирование Европейского союза. Это страшное уголовное преступление, которое совершила официальная Рига в отношении официального Брюсселя», - заключил правозащитник.