Сегодня, 21 ноября, исполняется 75 лет постоянному автору «Русской народной линии», директору Российского института истории искусств, доктору философских наук, профессору Александру Леонидовичу Казину.
Редакция РНЛ от души поздравляет Александра Леонидовича с годовщиной, благодарит за многолетнее плодотворное сотрудничество, желает здоровья и помощи Божией в его научной, просветительской и общественной деятельности.
О юбиляре рассказывает в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования Александр Аркадьевич Корольков:
С Александром Леонидовичем Казиным мы знакомы уже более полувека. Становится немного не по себе от такой цифры, но утешает то, что Казин и физически и творчески остаётся энергичным молодым человеком и, глядя на него, не возникает мыслей о старении.
Мы учились на философском факультете Ленинградского государственного университета, ныне СПбГУ. Он поступил на первый курс, а я был уже на четвёртом, когда мы вместе оказались в колхозе на уборке урожая моркови и картошки, поэтому наше знакомство очень раннее. Дальше наши пути то сходились, то расходились. Так получилось, что в области философии мы много лет проработали рядом, оба постепенно стали кандидатами философских наук, потом докторами, профессорами.
В Университете на философском факультете Александр Леонидович сразу попал под опеку известного специалиста в области эстетики Моисея Самойловича Кагана. Эстетика стала специализацией Казина. С первых шагов он понял, что его путь в эстетике — это не путь западного структурализма или модных тогда других направлений. Ему чужды были формальные школы, которые довлели тогда в эстетике философского факультета ЛГУ. Его увлечение Пушкиным, Блоком, русской духовной литературой постепенно сделали его лидером самостоятельного философского направления, связанного с нашими отечественными эстетическими корнями, с Православием.
Что касается биографических шагов Александра Леонидовича, то они очень полно описаны им самим в автобиографической книге «Частицы бытия». Казин родился в Смоленске, но по праву может считаться коренным петербуржцем, в отличие от нас, приехавших из других краёв уже двадцатилетними. Моя юность прошла в Новосибирске, а детство на Алтае, в шукшинских местах, и для меня удивительно, что Александр Леонидович, выросший на Петроградской стороне, очень чутко воспринимает народную культуру. Он умеет оценить не только городскую культуру, но культуру, которую в своё время пренебрежительно называли «деревенской», а писателей — «деревенщиками». Казин рассматривает ее как глубинную русскую культуру. Когда Казину удалось реализовать проект по изданию истории русской духовной традиции в литературе и искусстве в нескольких фундаментальных томах, он включил в это издание, в том числе главы о Распутине, об Астафьеве, о тех писателях, которые, казалось бы, по биографии должны быть достаточно далеки от него. Тем не менее, он собрал таких авторов, которые способны написать не только об Арсении Тарковском и Иосифе Бродском, но и о Шукшине, Распутине, Астафьеве, Белове, Солоухине. Это для меня очень дорого. Наш юбиляр много писал о кино, об изобразительном искусстве, он оказал огромное влияние на формирование молодых искусствоведов, культурологов, особенно в пору работы в институте культуры, который прежде именовали библиотечным институтом. Не однажды довелось мне слышать его яркие выступления на защитах диссертаций по философии и истории культуры, на научных конференциях.
О творчестве Казина говорить и легко, и трудно. Хочу заметить, что тайна скрыта даже в его имени. По всем документам он - Александр Леонидович, но, начиная еще со студенчества, звали его Лёня Казин. Такое обращение удивительно к нему прилипло, но, видимо, ему самому это очень нравится, потому что ему, как я предполагаю, дорого имя отца — Леонида, и то, что он по отцу стал именоваться Лёней Казиным так и остаётся с ним всю жизнь. До сих пор близкие приятели, которые общались с ним смолоду, называют его Лёней, а не Сашей. Эта особенность говорит о том, что в нём жива родовая память, то семейное родство, которое реализовано даже в имени. Мы знаем, что имя очень много значит для человека. Имя — это не просто слово, это душа человека. Неслучайно русские философы так много писали об имени: и Павел Александрович Флоренский, и Сергей Николаевич Булгаков, и Алексей Федорович Лосев посвятили этой теме специальные работы. Поэтому для Леонида Казина это не случайность, а что-то сокровенное для его внутреннего мира, для его биографии.
Что касается его творчества, то я считаю, что Александр Леонидович Казин — это, прежде всего, державник, государственник. Неслучайно, одна из его книг называется «Великая Россия». Он сумел раскрыть преемственность отечественной истории, различных её периодов, которые непрерывно исторически составляли то, что называют Россией. Казину дорога и имперская Россия, и Россия советская, Советский Союз. Александр Леонидович является тем редким мыслителем, который не противопоставляет исторические шаги в развитии нашего Отечества, хотя и сознает трагизм, противоречивость этих шагов. Здесь сказался синтетический талант мыслителя и публициста.
Александр Леонидович Казин развивался не только как философ, но и как писатель. В молодости он писал стихи, это видно из его автобиографической книги. Сейчас он является одним из ведущих публицистов нашего города. Он смолоду печатался в столичных литературно-художественных журналах. Думаю, многим читателям памятны его полемически заостренные статьи в «Литературной газете». Затрудняюсь перечислить издания, осуществленные под его редакцией. Особенно интенсивно и плодотворно трудится он ныне в журнале «Родная Ладога».
Постепенно он занял высокое административное положение в культуре Петербурга. Александр Леонидович — директор Российского института истории искусств, который находится на Исаакиевской площади во дворце графа Зубова. Очень значимо, что он возглавляет ведущее научно-исследовательское и во многом учебное заведение, связанное с историей искусства. Научная и педагогическая деятельность вели его к этой заслуженной ступени, в молодости, как я уже упомянул, он успел поработать в Институте культуры, который в те годы ещё назывался Библиотечным институтом и который находится на Дворцовой набережной.
Вся его творческая жизнь после Университета связана с исследованием культуры, с преподаванием истории и теории культуры.
Александр Леонидович Казин — ведущий культуролог и философ культуры Санкт-Петербурга, нашего Отечества. Есть много поводов отметить 75-летие перечислением его заслуг и достижений. Есть за что выпить в такой знаменательный день. Тем более, что дата, о которой мы говорим, никак не соответствует его внешнему виду и внутреннему содержанию. Александр Леонидович — энергичный, творческий человек, которому многое дано и, я думаю, что он многое в жизни ещё совершит.
Биографическая справка:
Александр Леонидович Казин родился 21 ноября 1945 года в Смоленске.
В 1969 году закончил философский факультет Ленинградского государственного университета, а в 1972-м — аспирантуру по специальности «эстетика», защитил кандидатскую диссертацию «Проблема отношения искусства к действительности в русской эстетике начала ХХ века». Докторская диссертация «Диалектика художественного образа в современном искусстве» защищена на философском факультете МГУ в 1990 году.
С 1976 года работает в Российском институте истории искусств (РИИИ). С 1986 по 2008 год — заведующий сектором кино и телевидения РИИИ. С 1998 года по настоящее время заведует кафедрой искусствознания в СПбГУКиТ.
Научный руководитель семи защищенных кандидатских диссертаций по эстетике, искусствоведению и философии религии.
Область научных интересов охватывает широкий круг искусствоведческих и философско-эстетических вопросов, связанных с историей и современным состоянием русской культуры в пространстве мировой культуры.
Член Союза писателей и Союза кинематографистов России. Член исполнительного Совета общественной организации «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга». Лауреат Всероссийской литературной премии «Александр Невский».
Автор ряда монографий, в том числе:
— Образ мира. Искусство в культуре ХХ века. СПб.: РИИИ, 1991.
— Лики России. Русское философское кино. СПб.: РИИИ, СПбГУКиТ. 1998.
— Последнее Царство. Русская православная цивилизация. СПб.: Наука, 1998.
— Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000.
— Русская красота. СПб.: РИИИ, СПбГУКиТ, 2003.
— Россия и мировая культура. СПб.: СПбГУКиТ, 2004.
— Великая Россия. Религия. Культура. Политика. СПб.: Петрополис, 2007.
— Веруюший гений. Основной принцип русской культуры. СПб.: Специальная литература, 2010.
— Русские чудеса. История и судьба. СПб.: Петрополис, 2010.
— Двойное солнце. Пушкин и Достоевский в русской метафизике. LAP, 2011.
— Частицы бытия. Роман с философией. СПб.: Алетейя, 2013.
Редактор-составитель сборников научных трудов:
— Кино и современная культура: Сб. трудов. Л.: ЛГИТМиК,1988.
— Андрей Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М.: Искусство, 1994.
— Век петербургского кино: Сб. трудов. СПб.: РИИИ, 2007.
— Киноискусство и кинозрелище: Сб. трудов. В 2 вып. СПб., РИИИ, 2011.
— Актуальные проблемы современного искусства и искусствознания: Сб. трудов. Вып. 1 и 2. СПб.: СПбГУКиТ, 2009–2011.