Просвещение России прирастает Сибирью

К 25-летию общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
864
Время на чтение 6 минут

 


      Михаил Васильевич Ломоносов оставил на века наказ, который стал афоризмом: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном...». Часто эти емкие и образные слова видоизменяют, сохраняя основной смысл - в пору открытия Новосибирского Академгородка при въезде в него на огромном щите красовалась надпись: «Богатство России будет прирастать Сибирью».

     Наша недавняя история изрядно запутала и исказила сокровенное русское слово «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: были «дома политпросвещения», «культпросветшколы» и прочие корявые словосочетания. Со школьной скамьи памятны имена европейских просветителей - Дидро, Руссо, Вольтера, принесших в Россию «свободомыслие». Если соотнести идеи Вольтера и жившего на три столетия раньше русского борца с еретиками Иосифа Волоцкого, написавшего книгу «Просветитель», то идеи эти не просто далеки друг от друга - они противоположны: рационалистическое и атеистическое толкование просвещения не имеет ничего общего с русским просвещением, смысл которого прояснил Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Мысль Гоголя настолько значима для нашей культуры, для нашего образования, что следовало бы усваивать ее со школьных лет и держать перед глазами учащихся на стенах библиотек и кабинетов литературы. Вникнем в эти слова: «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить  не значит научить, или наставить, или образовать, или даже  осветить, но всего насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном  уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и   невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит».[1]

    Вот этот глубинный смысл просвещения и реализуется во всем, что совершает в течение четверти века Общественный фонд «Возрождение Тобольска». Усилия Фонда направлены на оздоровление духовной жизни и Тобольска, и всего нашего Отечества, факел просвещения высвечивает лучшее в духовной истории Сибири и всей России, лучшее в русском человеке. Этот факел воспламенялся в разные времена в Новгороде, Владимире, Киеве, Москве, в монастырях русских... Спасительным для русского просвещения стал ныне Тобольск. Как сибирские дивизии заслонили неприступным щитом Москву в первый год жесточайшей войны, когда многим казалось, что столице нашей не устоять против натиска самой современной военной машины, так в годы погибели книги как средоточия русской культуры, Сибирь объединила духовное воинство и заявила о себе замечательными книгами, вершинными достижениями книгоизданий конца ХХ -  начала ХХI столетий. Чего стоят уникальные издания трехтомника «Евангелие Достоевского»  и «Хорографической книги Сибири» Семена Ремезова, сподвижника Петра Первого!

      Художественные достоинства книжной продукции Фонда - это особая тема: мастерство и художественный вкус руководителя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова отмечены золотой медалью Академии художеств РФ, а сам он избран ее почетным академиком. Тобольск возвратил высочайшую культуру книгоиздания, свойственную лучшим книгам 19 века, книга снова стала феноменом культуры в ее целостном  проявлении - от внутреннего содержания до обложки, переплета, качества фотографий, иллюстраций, шрифта и бумаги. Эти книги вызывают то ощущение священного трепета при прикосновении к ним, которое умели вызывать создатели книг дореволюционного прошлого, они выделывали кожу для корешка книги, использовали достижения  своего века для всего, что требовала книга и оттого книга даже через столетие оставалась добротной и красивой.

    Нынче все труднее издателям достучаться до читателя и все же смерть книги не наступит, пока есть такие подвижники, как А.Г.Елфимов. Он и его соработники устраивают презентации книг в различных городах и даже странах, участвуют в книжных выставках, используют возможности Интернета.    В 2003 году Аркадий Григорьевич представил  в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга двухтомник сочинений Дмитрия Ивановича Менделеева. Мне посчастливилось получить подарочный вариант этих книг в красной картонной коробке, с вложенным альбомчиком фотографий семьи Менделеевых и видов Тобольска. Хотя еще в середине ХХ века было издано 25-томное собрание сочинений великого ученого, подготовленное, казалось бы, квалифицированными советскими учеными, но в ходе подготовки тобольского двухтомника обнаружилось, что не все размышления гения могли удовлетворить господствующую идеологию того времени. В качестве приложения к первому тому, названному «Неизвестный Менделеев» опубликована статья Германа Смирнова « Как советские редакторы правили Д.И.Менделеева».   Тобольский двухтомник выделил в наследии русского ученого как раз то, что пытались упрятать прежние редакторы, которых страшил, например, даже заголовок одного из разделов «Заветных мыслей» - «Желательное, для блага России, устройство Правительства».

   К сожалению, немалое число современных образованных людей поражено недугом, который  А.С.Пушкин именовал полупросвещением. Можно быть весьма информированным, но не  иметь стержня собственной национальной культуры и национального самосознания, в том числе не ведать, что Менделеев - не только гений химии, но гений российской государственности, провидец путей развития будущей России. Подборка работ Дмитрия Ивановича Менделеева, подготовленная в 2003 году в Тобольске, направлена на подлинное русское просвещение. Именно этот двухтомник открывает масштаб личности великого мыслителя и значение его трудов для наших дней и грядущей России. Вряд ли кто-то, кроме специалистов, прочтет многотомное собрание сочинений тобольского гения, но всякий, кто откроет для себя двухтомник, непременно погрузится в чтение «Заветных мыслей» и нестареющей книги «К познанию России». По собственному опыту могу сказать, что при подготовке докладов на международных форумах «Диалог цивилизаций» (о. Родос) и наших российских форумах, посвященных проблемам семьи «Святость материнства», я непременно обращался к материалам и обобщениям Менделеева по поводу переписи населения и перспектив народонаселения России.    

Д.И. Менделеев предполагал, что при сохранении темпов  ежегодного естественного прироста населения, который составлял в конце XIX столетия не менее 15 человек в год на тысячу жителей, к 2000 году в России могло быть около 600 миллионов жителей. К 2026 году, по расчетам великого ученого, население России могло составить более миллиарда. Показательно, что оперируя этими цифрами, Д.И. Менделеев думал, прежде всего, о будущих детях: «То добро надо сохранять уже ради одной любви к детям»[2]. Как мы с определенностью видим, прогнозы Менделеева не сбылись и расхождения с ними могут стать катастрофическими, если в забвении останется весь комплекс задач, связанных с развитием семьи, ее материальных и духовных оснований.

XX век безжалостно уничтожал население России: две мировые войны, одна братоубийственная, голод, экономические потрясения. В XIX и даже до середины XX века никто из футурологов не предсказал другой беды цивилизованных стран, в том числе России, - сознательного отказа от рождения детей и, более того, беспрецедентного для всей человеческой истории прерывания беременности, узаконенных и неузаконенных абортов. Еще раз обращусь к мнению Д.И. Менделеева, который писал: «Для меня высшая или важнейшая и гуманнейшая цель всякой "политики" яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского»[3].

Поздние работы великого ученого нацелены не на открытия в отдельных науках, а на познание тенденций развития российского государства, русского народа, будущее которого, кроме многого другого, зависит от народонаселения и здоровья народа как телесного, та и духовного. Издатели мудро назвали первый том избранных произведений «Неизвестный Менделеев». Благодаря этому изданию расширились возможности сделать «неизвестного Менделеева» известным, современным и своевременным. И это лишь одно из деяний фонда «Возрождение Тобольска». Просвещение России ныне прирастает Сибирью, а Аркадия Григорьевича Елфимова и его сподвижников по завоеванному их делами праву можем называть русскими просветителями.

В заключение не могу не вспомнить старт закладки ландшафтного парка на берегу Иртыша, который обрел имя собственное - Ермаково  Поле. В сентябре 2002 года вручил А.Г.Елфимов Валентину Григорьевичу Распутину и мне лопаты, в благодатную осеннюю землю посадили мы липы. И вот недавно прислали мне по электронной почте фотографии Ермакова Поля. Как преобразился берег Иртыша! Ухоженная аллея статных лип, приближающихся к своему двадцатилетнему возрасту, скульптура Ермака Тимофеевича, красавица-беседка, будто перенесенная из старинной дворянской усадьбы... Замыслы Елфимова материализуются и в этом. Ермаково Поле становится живой книгой истории Сибири.

Корольков Александр Аркадьевич, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области образования за книгу «Русская духовная философия»



[1] Гоголь Н.В.  Выбранные места из переписки с друзьями //Гоголь Н.В. Собр. соч. Т.6. М., 1978, с.251.

[2] Менделеев Д.И. К познанию России // Неизвестный Менделеев. Избранные произведения. - Тобольск, 2003. -Т. 1. - С. 131.

[3] Менделеев Д.И.  Там же. С. 133.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Аркадьевич Корольков
«Казин и физически, и творчески остаётся молодым»
Профессору Александру Леонидовичу Казину — 75
21.11.2020
Валентин Распутин и иеромонах Роман
Вместо предисловия к рассказу «В больнице»
11.12.2016
«На таких благодатных иерархах и зиждется Русская Православная Церковь»
Митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину сегодня исполняется 65 лет
23.03.2016
«Эту проблему надо решить как можно скорее»
Александр Корольков считает, что здание Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре надо передать Церкви, а Музей городской скульптуры должен занять достойное место в черте Петербурга
03.08.2015
Твой черед настал... Пробуди простор...
К юбилею поэта. Из книги «Русская духовная философия»
17.11.2014
Все статьи Александр Аркадьевич Корольков
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09