Михаил Васильевич Ломоносов оставил на века наказ, который стал афоризмом: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном...». Часто эти емкие и образные слова видоизменяют, сохраняя основной смысл - в пору открытия Новосибирского Академгородка при въезде в него на огромном щите красовалась надпись: «Богатство России будет прирастать Сибирью».
Наша недавняя история изрядно запутала и исказила сокровенное русское слово «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: были «дома политпросвещения», «культпросветшколы» и прочие корявые словосочетания. Со школьной скамьи памятны имена европейских просветителей - Дидро, Руссо, Вольтера, принесших в Россию «свободомыслие». Если соотнести идеи Вольтера и жившего на три столетия раньше русского борца с еретиками Иосифа Волоцкого, написавшего книгу «Просветитель», то идеи эти не просто далеки друг от друга - они противоположны: рационалистическое и атеистическое толкование просвещения не имеет ничего общего с русским просвещением, смысл которого прояснил Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Мысль Гоголя настолько значима для нашей культуры, для нашего образования, что следовало бы усваивать ее со школьных лет и держать перед глазами учащихся на стенах библиотек и кабинетов литературы. Вникнем в эти слова: «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит».[1]
Вот этот глубинный смысл просвещения и реализуется во всем, что совершает в течение четверти века Общественный фонд «Возрождение Тобольска». Усилия Фонда направлены на оздоровление духовной жизни и Тобольска, и всего нашего Отечества, факел просвещения высвечивает лучшее в духовной истории Сибири и всей России, лучшее в русском человеке. Этот факел воспламенялся в разные времена в Новгороде, Владимире, Киеве, Москве, в монастырях русских... Спасительным для русского просвещения стал ныне Тобольск. Как сибирские дивизии заслонили неприступным щитом Москву в первый год жесточайшей войны, когда многим казалось, что столице нашей не устоять против натиска самой современной военной машины, так в годы погибели книги как средоточия русской культуры, Сибирь объединила духовное воинство и заявила о себе замечательными книгами, вершинными достижениями книгоизданий конца ХХ - начала ХХI столетий. Чего стоят уникальные издания трехтомника «Евангелие Достоевского» и «Хорографической книги Сибири» Семена Ремезова, сподвижника Петра Первого!
Художественные достоинства книжной продукции Фонда - это особая тема: мастерство и художественный вкус руководителя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова отмечены золотой медалью Академии художеств РФ, а сам он избран ее почетным академиком. Тобольск возвратил высочайшую культуру книгоиздания, свойственную лучшим книгам 19 века, книга снова стала феноменом культуры в ее целостном проявлении - от внутреннего содержания до обложки, переплета, качества фотографий, иллюстраций, шрифта и бумаги. Эти книги вызывают то ощущение священного трепета при прикосновении к ним, которое умели вызывать создатели книг дореволюционного прошлого, они выделывали кожу для корешка книги, использовали достижения своего века для всего, что требовала книга и оттого книга даже через столетие оставалась добротной и красивой.
Нынче все труднее издателям достучаться до читателя и все же смерть книги не наступит, пока есть такие подвижники, как А.Г.Елфимов. Он и его соработники устраивают презентации книг в различных городах и даже странах, участвуют в книжных выставках, используют возможности Интернета. В 2003 году Аркадий Григорьевич представил в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга двухтомник сочинений Дмитрия Ивановича Менделеева. Мне посчастливилось получить подарочный вариант этих книг в красной картонной коробке, с вложенным альбомчиком фотографий семьи Менделеевых и видов Тобольска. Хотя еще в середине ХХ века было издано 25-томное собрание сочинений великого ученого, подготовленное, казалось бы, квалифицированными советскими учеными, но в ходе подготовки тобольского двухтомника обнаружилось, что не все размышления гения могли удовлетворить господствующую идеологию того времени. В качестве приложения к первому тому, названному «Неизвестный Менделеев» опубликована статья Германа Смирнова « Как советские редакторы правили Д.И.Менделеева». Тобольский двухтомник выделил в наследии русского ученого как раз то, что пытались упрятать прежние редакторы, которых страшил, например, даже заголовок одного из разделов «Заветных мыслей» - «Желательное, для блага России, устройство Правительства».
К сожалению, немалое число современных образованных людей поражено недугом, который А.С.Пушкин именовал полупросвещением. Можно быть весьма информированным, но не иметь стержня собственной национальной культуры и национального самосознания, в том числе не ведать, что Менделеев - не только гений химии, но гений российской государственности, провидец путей развития будущей России. Подборка работ Дмитрия Ивановича Менделеева, подготовленная в 2003 году в Тобольске, направлена на подлинное русское просвещение. Именно этот двухтомник открывает масштаб личности великого мыслителя и значение его трудов для наших дней и грядущей России. Вряд ли кто-то, кроме специалистов, прочтет многотомное собрание сочинений тобольского гения, но всякий, кто откроет для себя двухтомник, непременно погрузится в чтение «Заветных мыслей» и нестареющей книги «К познанию России». По собственному опыту могу сказать, что при подготовке докладов на международных форумах «Диалог цивилизаций» (о. Родос) и наших российских форумах, посвященных проблемам семьи «Святость материнства», я непременно обращался к материалам и обобщениям Менделеева по поводу переписи населения и перспектив народонаселения России.
Д.И. Менделеев предполагал, что при сохранении темпов ежегодного естественного прироста населения, который составлял в конце XIX столетия не менее 15 человек в год на тысячу жителей, к 2000 году в России могло быть около 600 миллионов жителей. К 2026 году, по расчетам великого ученого, население России могло составить более миллиарда. Показательно, что оперируя этими цифрами, Д.И. Менделеев думал, прежде всего, о будущих детях: «То добро надо сохранять уже ради одной любви к детям»[2]. Как мы с определенностью видим, прогнозы Менделеева не сбылись и расхождения с ними могут стать катастрофическими, если в забвении останется весь комплекс задач, связанных с развитием семьи, ее материальных и духовных оснований.
XX век безжалостно уничтожал население России: две мировые войны, одна братоубийственная, голод, экономические потрясения. В XIX и даже до середины XX века никто из футурологов не предсказал другой беды цивилизованных стран, в том числе России, - сознательного отказа от рождения детей и, более того, беспрецедентного для всей человеческой истории прерывания беременности, узаконенных и неузаконенных абортов. Еще раз обращусь к мнению Д.И. Менделеева, который писал: «Для меня высшая или важнейшая и гуманнейшая цель всякой "политики" яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского»[3].
Поздние работы великого ученого нацелены не на открытия в отдельных науках, а на познание тенденций развития российского государства, русского народа, будущее которого, кроме многого другого, зависит от народонаселения и здоровья народа как телесного, та и духовного. Издатели мудро назвали первый том избранных произведений «Неизвестный Менделеев». Благодаря этому изданию расширились возможности сделать «неизвестного Менделеева» известным, современным и своевременным. И это лишь одно из деяний фонда «Возрождение Тобольска». Просвещение России ныне прирастает Сибирью, а Аркадия Григорьевича Елфимова и его сподвижников по завоеванному их делами праву можем называть русскими просветителями.
В заключение не могу не вспомнить старт закладки ландшафтного парка на берегу Иртыша, который обрел имя собственное - Ермаково Поле. В сентябре 2002 года вручил А.Г.Елфимов Валентину Григорьевичу Распутину и мне лопаты, в благодатную осеннюю землю посадили мы липы. И вот недавно прислали мне по электронной почте фотографии Ермакова Поля. Как преобразился берег Иртыша! Ухоженная аллея статных лип, приближающихся к своему двадцатилетнему возрасту, скульптура Ермака Тимофеевича, красавица-беседка, будто перенесенная из старинной дворянской усадьбы... Замыслы Елфимова материализуются и в этом. Ермаково Поле становится живой книгой истории Сибири.
Корольков Александр Аркадьевич, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области образования за книгу «Русская духовная философия»
[1] Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями //Гоголь Н.В. Собр. соч. Т.6. М., 1978, с.251.
[2] Менделеев Д.И. К познанию России // Неизвестный Менделеев. Избранные произведения. - Тобольск, 2003. -Т. 1. - С. 131.
[3] Менделеев Д.И. Там же. С. 133.