Состоявшиеся трехсторонние переговоры (Россия – Армения – Азербайджан + неявно четвертая Турция) подвели итог тридцатилетнего существования Арцаха и прилегавших к нему районов. Попробуем разобраться в промежуточных итогах полуторамесячной войны в Закавказье, насколько это в наших скромных силах.
Разумеется, для меня на первом месте стоят интересы нашей страны. Кропотливая работа дипломатов окончилась весьма убедительной победой. Россия предложила компромисс, на который пошли и празднующий победу Баку, и потрясенный Ереван, и обескровленный Степанакерт. Враждующие силы разделены, в закавказские ущелья и долины введены русские миротворцы. Пока на пять лет. Вот только много это или мало? С одной стороны, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Это наш конёк, фирменный стиль – ждать у моря погоды. Авось, через пять лет что-то само-собой наладится. С другой стороны, пять лет пролетят быстро, а там наше присутствие будет обусловлено желанием обеих сторон продлить соглашение. Позиция Баку через пять лет непредсказуема. Ереванские оппозиционеры-националисты уже сегодня шумят, что нужно воевать до последнего и не соглашаться на ввод российских подразделений. Они еще более радикальны, чем Пашинян, которые вообще пошел на какие-либо договоренности с нами только в преддверии военной катастрофы.
А где пророссийские силы в Армении? Что-то их голос пока не так хорошо слышен. Вот над этим и нужно нам и армянам кропотливо работать ближайшие годы. Пашинян – битая карта, его близкий уход с политической сцены весьма очевиден. Но Россия заинтересована в приходе к власти в Ереване дружественных нам сил, а не реваншистов. При этом Россия довольно жёстко (возможно, даже жёстче, чем нужно) даёт понять Еревану, что реальная защита Армении будет зависеть от полной политической лояльности и экономической интеграции. Этому, однако, официальный Ереван противится. Даже когда вокруг Шуши сжималось кольцо азербайджанских войск, правящая элита Армении успокаивала свое население не возможностью договориться с Россией (т.е. попросить у неё помощи), а какими-то эфемерными планами сотрудничества с Парижем, Вашингтоном, Афинами и т.д.
Но расчёты Пашиняна и его окружения на помощь Запада не оправдались (ну, что, Николай Владимирович, помогли тебе твои ляхи?!). Известно, что ворон ворону и натовец натовцу глаз не выклюет. Макрон чуть-чуть погрозил пальчиком Эрдогану и ушёл в сторону. Остальные «цивилизованные народы» и вовсе отказались иметь с Пашиняном дело.
Примечательно, что Пашинян и делами, и даже физиономически напоминает бесславно почившего в бозе второго президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея. Оба проиграли одни и те же территории. Ничего нет нового под Луной…
А что же Баку? На первый взгляд, Баку празднует победу. Сначала информационную. Умелая пиар-компания президента Алиева достигла успеха. Россия, традиционно поддерживавшая Армению, в известной степени поменяла свои симпатии. Затем – победа военная. Здесь, конечно, будут разбираться военные, но представляется, что мы увидели если не войну нового типа, то её зачатки. Беспилотники Азербайджана – прообраз будущих войн с использованием искусственного интеллекта, роботов, высокоточного оружия. В совокупности с современной бронетехникой и артиллерией, а также обученным спецназом, Баку добился убедительных результатов. Тем более, что азербайджанцам приходилось воевать в горной местности, труднодоступных регионах. Затем уже празднуется дипломатическая победа – семь районов возвращаются в состав Азербайджана. Условия настолько жёсткие (горе побежденным!), что даже оторопь берет. Некоторые районы должны быть сданы за несколько недель и даже дней. Смотрю по телевизору кадры, даже слезы проступают, несчастные армяне уходят с нажитых земель, сжигая собственные дома, чтобы они не достались противнику…
Однако, возможно, сговорчивость Баку имеет и другие причины. Сейчас только подсчитывают потери, но понятно, что счёт идёт о тысячах погибших и раненых, которых в несколько раз больше. Баку умалчивает и о серьезных потерях техники и вооружения. С побелевшим от потери крови лицом Азербайджан празднует победу. Тем более, что собственно Арцах пока вне зоны досягаемости – его взяли под защиту российские миротворцы.
На многострадальную землю Армении пришло настоящее горе. Потеряны территории, имеющие важное политическое и экономическое значение, а также духовное – церкви, монастыри. В страну хлынул поток беженцев. Во многие семьи пришло горе – убитые, раненые. Поразительный героизм армян оказался напрасным. Самые молодые и отважные пошли в бой и потерпели поражение. Армения прощается со своей мечтой и мифологией – «Великой Арменией», ужимаясь до своих советских административных границ. Судьба Армении чем-то напоминает судьбу Византии. Многовековая борьба с османами, с каждым новым этапом приводящая лишь к уменьшению территории. И похожие «византийские» причины – коррупция, бездарная дипломатия, внутренние распри.
Даже сейчас Ереван старается сохранить «многовекторность». Там ещё не все могут смириться с мыслью, что только вхождение в орбиту великой России, её покровительство, могут надёжно защитить Армению от воинственных и злопамятных соседей, которые совсем не ставят точку в давних спорах. Как надёжно защищали армян Российская империя и Советский Союз.
Еще один большой игрок – Анкара – тоже, кажется, не рад победе. Конечно, турецкие военные показали свою умелость, под видом разного рода «информационных» и «наблюдательных» центров Турция будет наращивать своё присутствие в Азербайджане. Это вызывает беспокойство в нашей стране. Да вот только до осени 20-го года разве не было турецкого присутствия в Азербайджане? Паносманское рвение Эрдогана на первый взгляд увенчалось успехом. Новые территории всё плотнее входят в зону турецких интересов. Однако агрессивная политика Эрдогана, держащая в напряжении как иностранных партнеров, так и собственное население, может закончиться в не столь отдалённое время. Оппозиция Эрдогану, как официальная, так и скрытая, в самой Турции никуда не делась. Грызня Турции с западными партнерами по любому поводу всё больше расстраивает внешнеполитические отношения. К тому же Турция в подражание великим державам ведёт дорогостоящую борьбу в Сирии, а ресурсы Анкары – далеко не первой экономики мира – весьма ограничены. Ограничены и военные ресурсы. Дронами можно удивить Ереван, но не Тегеран, Дамаск, Тель-Авив, а, тем более, Москву.
В целом одни нитки большого кавказского узла распрямляются или рвутся, а другие еще больше заматываются.
Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист