Мы слышали сегодня притчу о сеятеле, хорошо всем нам известную. Господь изъясняет смысл этой притчи: сеятель — это Он Сам. Семя — слово Божие. В зависимости от того, на какую почву падает это семя, бывает различный урожай. Разные поля, куда падает семя, — разные души человеческие. Одно — при дороге; другое — каменистая почва, где быстро всходит семя, но, не имея глубокого корня, быстро и увядает. И третье — когда терние заглушает взошедшее семя.
Это можно сравнить с разными периодами истории человечества. Во времена гонений люди, которые будто бы уверовали, отпадают из страха мучений — семя слова Божия, только что взошедшее, быстро погибает. Сегодняшний период, когда как будто нет явных гонений, — печаль об устроенности материальной жизни, различные греховные сладости заглушают семя. Одна почва как бы подготовила другую. Но хуже всего — когда эти два вида плохой почвы соединяются, образуя сплошную асфальтированную или бетонную дорогу, где уже никакому семени не прорасти. И там, где слово воспринимается первоначально радостно, но слишком поверхностно, происходит то же. При этом неглубокая почва человеческой души может не только потерять восприимчивость к семени слова Божия, но и быть препятствием для других людей слышать это слово. Когда ценности мира сего становятся определяющими, остаются только сорняки. Как будто не доброе семя сеял Господь, а терние. Где грубые побеги, там тонкие расти не могут, там пшеница заглушается. Все это относится не только к людям, находящимся вне Церкви. Это касается каждого из нас, и каждому из нас надо бороться за то, чтобы была у него истинная добрая земля.
Христос говорит притчами, чтобы мы постигали глубины жизни. Все на свете — соль, закваска, семя горчичное, из которого вырастает дерево, солнце, птицы, цветы, трава, пшеница, плевелы, камень, песок — должно научать тайнам жизни и смерти. Не только через какие-то грозные события — землетрясения, войны, революции и эпидемии — должны мы вразумляться, а через все самое малое, что окружает нас в жизни. Однако все чаще мы видим только мертвую дорогу. Единственное, что на ней растет, — это сорняки. Даже рыбы, птицы и цветы, которые могли бы напоминать нам о восхождении к Царству Божию, постепенно исчезают.
Как же образуется плодородное поле — доброе и благое сердце, в котором хранится слово Божие, приносящее сторичный плод? Надо, чтобы у человека в этом мире, лежащем во зле и во лжи, была жажда правды, истины и любви. Как жаждущий олень, говорит Писание, бежит к водам через пустыню, так человек — какой бы окаменевшей ни была его душа, какими бы терниями она ни заросла, — испытывает огненную жажду в пустыне этого мира. Он не может удовлетвориться ничем, пока не утолит этой жажды истинного добра, открываемого Христом.
Мы должны хранить слово, которое дает нам Господь. Не так хранить, как порой храним мы у себя на столе Евангелие, не открывая его. Мы должны не просто читать его каждый день, как полагается, а хранить прочитанное в глубине своего сердца. Там, где это слово не может быть утрачено и забыто, где оно возрастает как пшеница, приносящая плод во сто крат. Там, где это слово помазует жизнь человека елеем благодати Божией, и она просиявает как солнце от этого слова. Все святые, услышав однажды это слово, даже имея, казалось бы, самую безнадежную почву, так отозвались на него, что принесли сторичный плод.
Господь заканчивает эту притчу призывом. Он возвышает Свой голос перед всеми людьми: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Все мы имеем уши, чтобы слышать, но надо иметь слух духовный, чтобы услышать, о чем говорит нам Господь. Мы спим, и Господь хочет разбудить нас, чтобы мы обрели этот слух и услышали глас Его. Это вопль любящего нас Друга — как Он Сам называет Себя по отношению к тем, кто следует за Ним. Он предупреждает о том, что ставкой в нашей борьбе является вечное спасение. А не богатства, не дома, не земли и даже не какие-то по видимости высокие земные ценности.
В этом вопле Его нет гнева на нас, глухих, а есть зов любви. Господь возвышает голос, чтобы показать Своим неразумным детям, что все слишком серьезно, что мы живем на земле, охваченной пожаром распада. Есть единственная дорожка, тот самый узкий путь, по которому еще можно бежать, чтобы спастись, ибо здесь прошел Сам Христос. И от края земли до края, от начала истории до ее конца возвышается над миром голос Христов: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И прежде всего, этот голос должна услышать сама Церковь. Как говорит нам Откровение, «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 7).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России