Вчера премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что накал протестов, вспыхнувших в Польше после вердикта Конституционного суда, отменившего в стране аборты по причине патологии плода, недопустим, передаёт ТАСС.
Уже несколько дней в разных городах Польши продолжаются массовые акции протеста. В воскресенье свое недовольство противники запрета абортов высказывали у костелов, в понедельник демонстранты заблокировали движение транспорта на центральных улицах. В центре Варшавы образовались огромные пробки. Поздним вечером в столице дошло до стычек участников акций с полицией, был применен слезоточивый газ.
«Ситуации, с которыми мы имеем дело на улицах: агрессия, вандализм, нападения не могут иметь место. Мы будем им решительно противодействовать. Это нарушает общественный порядок и закон», - сказал он, напомнив также о том, что в стране продолжается эпидемия и есть риск неконтролируемого роста заболеваемости из-за массовых собраний.
По словам главы польского правительства, нужно стремиться к тому, чтобы успокоить ситуацию, так как текущее положение вещей, нападки на святыни, костелы недопустимы.
«Исключаем любую агрессию в публичной жизни», - сказал премьер, призвав избегать развития напряженности. «Это может привести в нашем обществе к нехорошим последствиям», - указал Моравецкий.
Как подчеркнул премьер, «случаи угрозы жизни или здоровья женщины не охвачены этим вердиктом».
«Этот вердикт говорит об исключении так называемой евгенической причины, а не случаев наличия угрозы жизни или здоровья матери», - добавил он, пообещав ввести пренатальные исследования для всех беременных, помогать женщинам и детям во всех сложных ситуациях.
«Право выбора - фундаментальный вопрос, но мы все согласимся с тем, что чтобы реализовать свободу выбора, нужно жить, - сказал Моравецкий. - Право выбора важно, но ограничено основным правом – жить».
Женщины-депутаты от оппозиции прервали заседание нижней палаты польского парламента (Сейма), протестуя против запрета абортов по причине патологии плода. Происходящее в зале заседаний транслирует Польское телевидение.
С криками «Это позор!» «Это скандал!», «Это война!» протестующие обступили место, где сидит лидер правящей в Польше партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский. Члены партии оградили его от кричащих женщин.
Заседание парламента пришлось прервать. В момент, когда в зал заседаний вошли парламентские стражи, чтобы навести порядок, протестующих женщин начали защищать депутаты оппозиции.
Заместитель председателя Сейма Рышард Терлецкий в микрофон призывает всех зачинщиков происходящего к порядку. Отдельных депутатов отстраняют от участия в работе палаты.
Обращение в Конституционный суд по этому делу было межпартийной парламентской инициативой, которую подписали 119 депутатов различных парламентских клубов, 8 политических партий и беспартийных, пишет Православный медико-просветительский центр «Жизнь».
В постановлении говорится, что вышеуказанный пункт закона не соответствует ст. 38 Конституции, где сказано, что Республика Польша обеспечивает каждому человеку правовую защиту жизни. Закон о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях прерывания беременности, действующий с 1993 года, на сегодняшний день разрешает аборты в трех случаях. Одно из них — высокая вероятность тяжелого и необратимого поражения плода или неизлечимого опасного для жизни заболевания. После решения Конституционного суда в Законе о планировании семьи 1993 года положения о разрешении аборта, когда беременность представляет угрозу для жизни или здоровья женщины или когда беременность наступила в результате запрещенного действия, остаются в силе.
На этом закончился отсев детей по генетическому дефекту. В 2019 году 1074 больных ребенка были убиты в утробе матери в Польше на законном основании, в том числе 435 детей с синдромом Дауна.
Дискуссии предшествовали молитвенная помощь в защиту жизни больных детей. Движеник в защиту жизни отмечает огромное историческое значение этого решения: Ева Ковалевска из HLI-Polska подчеркивает, что евгеническая селекция поляков, наконец, закончится, и тесты будут проводиться только для того, чтобы действительно помочь вылечить ребенка в утробе матери. Это также положит конец ужасному давлению на беременных женщин, заставляющих их согласиться убить во чреве своего возможно больного ребенка. Она также отмечает, что аборт на 20–23 неделе беременности представляет большую угрозу для физического здоровья матери, а его психические и духовные последствия длятся на всю жизнь. Также не будет крайне возмутительных ситуаций, когда живорожденный ребенок, прерванный на 23 неделе беременности из-за подозрения на заболевание, без посторонней помощи брошен на полку больницы, чтобы он умер как можно скорее.
Ситуацию в Польше прокомментировал в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
Законы Польши защищают жизнь граждан, начиная от её возникновения, то есть с момента зачатия. И законы не менялись: аборты запрещены за исключением угрозы для жизни матери. Но до сей поры практиковались евгенические аборты - принцип борьбы с болезнями путём уничтожения пациентов. И эта практика была отменена как незаконная. Что это означает? Страна признаёт ценность жизни до рождения и не может практиковать аборты, когда отсутствует непосредственная угроза для жизни матери.
Почему поляки протестуют? Польша сейчас стала мишенью общеевропейских сил, которые хотят узаконить аборты. Ирландия пала, а теперь будут оказывать давление на Польшу. Я думаю, что всё-таки Польша устоит, по крайней мере, сейчас. Ведь речь идёт только об исполнении существующих законов. Под новый запрет попадут единичные случаи – сотни на всю страну в год. В средствах массовой информации поднялась волна, что якобы в Польше хотят запретить аборты. Это не так, повторимся, - аборты там уже запрещены за исключением случаев, которые представляют угрозу для жизни матери.
У нас в России имеет место не совсем этически оправданная практика, евгенический аборт. С помощью этого противоречивого подхода мы пытаемся улучшить статистику путём направления на аборт при малейших подозрениях на патологию плода. Существует пренатальный скрининг и в случае подозрения на патологию плода женщины подвергаются беспрецедентному давлению. Часто имеет место гипердиагностика, то есть постановка ложного диагноза, и женщин очень часто отправляют на аборт почти в порядке, близком к принудительному.