Как сообщалось, в субботу, 24 октября, Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II впервые помянул за богослужением главаря т.н. ПЦУ Сергея Думенко. Произошло это во время хиротонии нового епископа Арсинои, в монастыре Хрисороятисса.
В знак протеста митрополит Лимасольский Афанасий покинул Божественную литургию, сообщает РИА Новости.
Как сообщил местный телеканал RIK, фактически речь идет о признании т.н. ПЦУ без согласия Священного Синода. Архиепископ Хризостом заявил, что, если кто-либо из членов Синода потребует, чтобы вопрос был обсужден в рамках Устава, он созовет Синод, сообщил телеканал.
Архиепископ Хризостом заявил, что его решение служит Православию и Кипрской Церкви.
Он признался, что «пошёл против определенных людей», и подтвердил, что члены Священного Синода о решении не знали. В то же время он заявил, что должен был занять определенную позицию по этому вопросу в интересах Православия.
Тем временем четыре иерарха Кипрской Православной Церкви обвинили архиепископа Хризостома в «вопиющем нарушении» Синодальной системы в связи с упоминанием Епифания как «предстоятеля» украинской «церкви», призвали немедленно отменить «антиканонический и недействительный акт» и созвать Священный Синод, сообщает РИА Новости.
Четыре иерарха — митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамасский Исаия и епископ Амафунтский Николаос в совместном заявлении призвали архиепископа Хризостома немедленно отменить антиканонический и недействительный акт.
«С большой тревогой, но и с глубочайшей печалью мы узнали об упоминании как "предстоятеля Украинской церкви" Епифания архиепископом Кипрским Хризостомом», — говорится в письме.
Иерархи заявили о несогласии с действиями архиепископа и изложили свою позицию в девяти пунктах.
«Действия архиепископа представляют собой вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического строя нашей Православной Церкви и функционирования на основе этой системы Кипрской Православной Церкви», — говорится в письме.
Иерархи пишут, что этот вопрос был поднят архиепископом на недавнем заседании Священного Синода и было решено рассмотреть его на другом заседании, чтобы выслушать взгляды и позиции всех членов Синода и принять синодальное решение.
В письме говорится, что «назначение Епифания как "предстоятеля Украинской церкви" <...> вызвало раздор в единстве Православной Церкви, и до сегодняшнего дня только Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали его по причинам, которые не представили».
«Все остальные Поместные Православные Церкви относятся к этому отрицательно», — говорится в письме.
Иерархи напоминают, что во время «рукоположения» Епифания не присутствовал ни один представитель Поместных Православных Церквей, и спрашивают, «что это может означать».
В письме говорится, что Епифаний происходит из раскольнических групп, если Константинопольский патриарх «действительно хотел следовать каноническому порядку предоставления автокефалии церкви Украины, то он должен был дать ее каноническому митрополиту Киевскому Онуфрию и в этом иметь согласие Московского Патриархата, которому тот подчиняется, и согласие местных православных святителей».
Они называют акт патриарха Варфоломея о предоставлении «автокефалии» раскольническим структурам «действием произвольным, антиканоничным и антицерковным в том смысле, что Украинская Православная Церковь находится в юрисдикции Московского Патриархата», в связи с этим Русская Православная Церковь, отреагировав обоснованно, прервала церковное общение с Константинопольским Патриархатом, а также с Церквами Греции и Александрии.
По словам епископов, примеру произвола последовал и предстоятель Кипрской Церкви, игнорируя Синод.
«Решение архиепископа Кипрского назвать Епифания "предстоятелем Украинской церкви" ещё больше обостряет напряженную ситуацию в экуменическом православии и безрассудно включает в эту атмосферу и Кипрскую Церковь», — пишут иерархи.
«Мы призываем Его Блаженство немедленно отменить его антиканонический и недействительный акт, и в то же время мы просим всех наших епископов Кипрской Церкви, чтобы мы вместе потребовали чрезвычайного созыва Священного Синода, чтобы мы приняли соответствующее решение по этому вопросу», — говорится в письме.
Авторы письма отмечают также, что «несвоевременный» акт предстоятеля произошел в «критические времена» для национального вопроса Кипра и во время угрожающих действий Турции.
Тем временем председатель Синодального отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал РИА Новости о реакции Русской Церкви на решение архиепископа Хризостома.
«Мы глубоко сожалеем об этом прискорбном событии, - заявил владыка. - Решение будет принимать Священный Синод. Однако, полагаю, что Кипрский Архиепископ будет вычеркнут из диптихов Русской Православной Церкви, то есть будет прекращено его поминовение за Богослужением до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Это означает прекращение евхаристического общения с конкретным лицом, не с Кипрской Церковью как таковой. Важно будет понять: он это сделал единолично или с согласия Синода? Греческие СМИ пишут, что он это сделал без согласия Синода».
«Ни для кого не секрет, что на него оказывалось давление со стороны Константинопольского патриарха, который очень заинтересован в том, чтобы хотя бы ещё одна Церковь признала его беззаконное деяние. Имело место давление со стороны США, где заинтересованы в том, чтобы ослабить Русскую Церковь и чтобы противопоставить греческий мир славянскому миру», - пояснил митрополит Иларион.
Он не исключает, что на решение архиепископа Хризостома мог повлиять недавний визит на Кипр Александрийского патриарха.
Также владыка прокомментировал вопиющие слова архиепископа Хризостома о Патриархе Кирилле.
«Он хочет быть первым, - заявлял Предстоятель Кипрской Церкви. - Я сказал ему, что ты никогда не будешь первым. За последние 7 веков Константинопольский патриарх был признан первым среди всех православных предстоятелей. Вы должны это понять».
«Вы можете себе представить, чтобы подобный разговор в действительности имел место? – вопрошает митрополит Иларион. - Я присутствовал при всех встречах Патриарха Кирилла и архиепископа Хризостома, и никогда ничего подобного он не говорил. Такой разговор мог иметь место только в воображении архиепископа, потому что, во-первых, он никогда такое не сказал бы в лицо Московскому Патриарху, даже если про себя так думал, а во-вторых, никогда Русская Церковь не претендовала на первенство в православном мире. У нас есть официальный документ "Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской церкви", принятый Священным Синодом в 2013 году. Там черным по белому написано, что с XI века "вплоть до настоящего времени первенство чести в Православной Церкви на вселенском уровне принадлежит патриарху Константинопольскому как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей"».
«Мы продолжим общение со всеми архиереями, которые не признают единоличное решение архиепископа. Русский народ всегда был близок к кипрскому народу, наши паломники продолжат ездить к святыням тех митрополий Кипрской Церкви, главы которых останутся в общении с Русской Церковью», - подчеркнул архипастырь.
«Но превыше всего для нас единство нашей Церкви и твердое сохранение догматического учения и канонического предания святого Православия, - заверил владыка. - Тот факт, что отдельные иерархи и даже предстоятели Церквей нарушают каноны, нас печалит. Но поступаться православием и канонами мы не можем и не будем. И единство нашей Церкви будем твердо хранить».
1. Архиепископ Хризостом -- не должен быть сзади с хвостом !