После исповедания веры Петром в Кесарии Филипповой, Господь начинает открывать Своим апостолам, «что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 31—33).
После этого Христос обращается не к одним ученикам, а ко всему народу: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Это событие — в центре всего Евангелия от Марка, состоящего из шестнадцати глав. Нельзя не заметить разницу между его первой частью — до этих слов Христа, и второй — от этих слов и до конца. В первой части Господь главным образом — в общении с народом. Он говорит с ним, и преимущественно притчами. Во второй — Он занят прежде всего Своими учениками, немногими людьми, составляющими ядро Его будущей Церкви, говоря им «открыто», а не притчами. Более того, первая часть Евангелия от Марка (особенно до четвертой главы) показывает нам успех проповеди Христовой, в то время как во второй Спаситель уходит, скрывается, предвещая поражение Креста. Наконец, первая часть предупреждает о возможности «иметь глаза и не видеть, иметь уши и не слышать», вторая подчеркивает необходимость следовать за Ним, и благовестие здесь не столько о Царстве, сколько о страждущем Царе Мессии. Господь возвещает о Своих страданиях, о Своей смерти и воскресении «открыто». Мы знаем о реакции Петра и других учеников. Они решительно отвергают скорбную участь Сына Человеческого. Но Господь отвечает с предельной суровостью: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 33). Однако когда народ обступает учеников, Его слово становится иным. Господь говорит о трех обязательных условиях для тех, кто хочет следовать за Ним. Речь идет о посвящении Ему всей жизни, а не той или иной ее части. Те, кто не возводит свою жизнь на Крест и не отвергается себя, потеряют смысл жизни, цель жизни, саму жизнь. Жизнь имеет смысл единственно тогда, когда человек, отвергаясь себя, следует за Христом. Страшные слова, которые мы будем без конца постигать, потому что нам будет трудно их принять.
К этим трем условиям Господь добавляет три решительных утверждения: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Иначе говоря, Христос утверждает, что когда речь идет о следовании за Ним, невозможны полумеры. Среди множества мыслей, открывающихся в этих словах, выделим, по крайней мере, четыре.
Во-первых, многие приходят в Церковь в поисках истины. Но они ни в коем случае не допускают, чтобы общение с Церковью было местом, где можно рисковать своей жизнью. Можно рисковать, когда речь идет о деньгах, о жилье, о здоровье, о других вещах, но не там где наши отношения с Церковью.
Во-вторых, речь идет не только о тех, кто не знает тайны Христа. Но также о тех, кто, подобно Петру, убеждены, что знают Его, хотя на самом деле они не понимают Его в Его тайне.
В-третьих, чтобы понять Христа, надо страдать с Ним, следовать за Ним, платя за это своей жизнью. Тот, кто по-настоящему понимает Христа, — мученик. Он не только на словах, но на деле отдает свою жизнь до конца. Мы проникаем в тайну Христа по мере того как мы готовы страдать с Ним — когда мы не стыдимся Его и Его слов «в роде сем прелюбодейном и грешном».
В-четвертых, эта страшная истина не должна рождать в нас чувство уныния, но — сострадания. Ибо Бог исполнен сострадания к людям, которым трудно Его понять. Он исполнен сострадания к нам, которые еще далеки от Него, хотя утешены благодатью и бесчисленными дарами. В нас еще, может быть, нет решимости следовать за Господом жертвенным путем. Мы должны прежде всего узнать, что Евангелие — это милосердие Христа, видящего человеческое сердце и наши немощи, знающего из какой глины мы замешаны. Если Господь открывает нам Себя как Тот, Кто должен страдать, — Он Тот, Кто должен переносить нашу неспособность понять Его. Петр должен был понять, что Господь имеет сострадание к людям до отдачи за них Своей жизни. Он встречается с обличением Господа, не потому только, что отвергает предстоящие Ему страдания, но также потому что Бог любит нас до отдачи Своей жизни в Своем Сыне. Он противится тому, чтобы Господь осуществил служение милосердия ради других и ради него самого.
То, как трудно нам подлинно познавать Господа, дает возможность понять милосердие Божие, увидеть Его взгляд, исполненный любви и сострадания. Когда мы оказываемся среди ночи в бушующем море, мы отвергаем Христа, даже если Он идет навстречу нам, мы предпочитаем считать, что это призрак, в то время как Он идет, чтобы утешить нас, и говорит нам: «Это Я, не бойтесь!» Следование за Господом предполагает решительную, всецелую самоотдачу, однако не требуется, чтобы мы были сверхчеловеками. Надо, чтобы мы были просто людьми, которые признают свою немощь, предавая себя Тому, Кто может спасти их.
Как же достигнуть подлинного познания Христа в Его Крестной тайне, удаляясь от смутной религиозности и излишнего морализаторства? Мы должны, говорит нам сегодняшнее Евангелие, уметь дистанцироваться от поверхностных суждений так называемого общественного мнения, которое часто вводит в заблуждение. Петр ошибся, держась общепринятых представлений, которые были согласно не Божию, а человеческому видению. Существует противостояние между Божиими мыслями и путями и человеческими мыслями и путями.
Когда мы хотим судить согласно окружающему нас разумению, мы судим согласно разумению «рода сего прелюбодейного и грешного», который стыдится Христа. Евангелие предупреждает нас: чтобы истинно судить о Христе, мы не должны принимать в расчет то, что говорят о Нем люди в своих обычных человеческих рассуждениях. Мы должны помнить об этом, ибо Сам Христос спрашивает, что говорит о Нем народ. Но решающим является только евангельское слово, решающим является только слушание слова Господня, только зрение Его тайны.
Слово Божие зовет нас исповедовать Иисуса Христом и следовать за Ним не колеблясь. И в то же время оно дает почувствовать нам, как мы любимы, поняты, прощены Им. Только так мы можем понять, что значит следовать за Христом, умершим за всех нас, чтобы искупить нас от наших грехов и дать нам принять сияющее великолепие благодати — вслед за Ним, по дару Его. И слова, которые нам кажутся тяжкими, суровыми, неумолимыми — и они действительно таковы, — выражают ту непреклонность, которая рождается от бесконечного милосердия Божия, явленного Крестом.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России