Перед пасхальным судом слова

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю по Воздвижении

Пастырская проповедь 
0
684
Время на чтение 5 минут

После исповедания веры Петром в Кесарии Филипповой, Господь начинает открывать Своим апостолам, «что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 31—33).

После этого Христос обращается не к одним ученикам, а ко всему народу: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Это событие — в центре всего Евангелия от Марка, состоящего из шестнадцати глав. Нельзя не заметить разницу между его первой частью — до этих слов Христа, и второй — от этих слов и до конца. В первой части Господь главным образом — в общении с народом. Он говорит с ним, и преимущественно притчами. Во второй — Он занят прежде всего Своими учениками, немногими людьми, составляющими ядро Его будущей Церкви, говоря им «открыто», а не притчами. Более того, первая часть Евангелия от Марка (особенно до четвертой главы) показывает нам успех проповеди Христовой, в то время как во второй Спаситель уходит, скрывается, предвещая поражение Креста. Наконец, первая часть предупреждает о возможности «иметь глаза и не видеть, иметь уши и не слышать», вторая подчеркивает необходимость следовать за Ним, и благовестие здесь не столько о Царстве, сколько о страждущем Царе Мессии. Господь возвещает о Своих страданиях, о Своей смерти и воскресении «открыто». Мы знаем о реакции Петра и других учеников. Они решительно отвергают скорбную участь Сына Человеческого. Но Господь отвечает с предельной суровостью: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8, 33). Однако когда народ обступает учеников, Его слово становится иным. Господь говорит о трех обязательных условиях для тех, кто хочет следовать за Ним. Речь идет о посвящении Ему всей жизни, а не той или иной ее части. Те, кто не возводит свою жизнь на Крест и не отвергается себя, потеряют смысл жизни, цель жизни, саму жизнь. Жизнь имеет смысл единственно тогда, когда человек, отвергаясь себя, следует за Христом. Страшные слова, которые мы будем без конца постигать, потому что нам будет трудно их принять.

К этим трем условиям Господь добавляет три решительных утверждения: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Иначе говоря, Христос утверждает, что когда речь идет о следовании за Ним, невозможны полумеры. Среди множества мыслей, открывающихся в этих словах, выделим, по крайней мере, четыре.

Во-первых, многие приходят в Церковь в поисках истины. Но они ни в коем случае не допускают, чтобы общение с Церковью было местом, где можно рисковать своей жизнью. Можно рисковать, когда речь идет о деньгах, о жилье, о здоровье, о других вещах, но не там где наши отношения с Церковью.

Во-вторых, речь идет не только о тех, кто не знает тайны Христа. Но также о тех, кто, подобно Петру, убеждены, что знают Его, хотя на самом деле они не понимают Его в Его тайне.

В-третьих, чтобы понять Христа, надо страдать с Ним, следовать за Ним, платя за это своей жизнью. Тот, кто по-настоящему понимает Христа, — мученик. Он не только на словах, но на деле отдает свою жизнь до конца. Мы проникаем в тайну Христа по мере того как мы готовы страдать с Ним — когда мы не стыдимся Его и Его слов «в роде сем прелюбодейном и грешном».

В-четвертых, эта страшная истина не должна рождать в нас чувство уныния, но — сострадания. Ибо Бог исполнен сострадания к людям, которым трудно Его понять. Он исполнен сострадания к нам, которые еще далеки от Него, хотя утешены благодатью и бесчисленными дарами. В нас еще, может быть, нет решимости следовать за Господом жертвенным путем. Мы должны прежде всего узнать, что Евангелие — это милосердие Христа, видящего человеческое сердце и наши немощи, знающего из какой глины мы замешаны. Если Господь открывает нам Себя как Тот, Кто должен страдать, — Он Тот, Кто должен переносить нашу неспособность понять Его. Петр должен был понять, что Господь имеет сострадание к людям до отдачи за них Своей жизни. Он встречается с обличением Господа, не потому только, что отвергает предстоящие Ему страдания, но также потому что Бог любит нас до отдачи Своей жизни в Своем Сыне. Он противится тому, чтобы Господь осуществил служение милосердия ради других и ради него самого.

То, как трудно нам подлинно познавать Господа, дает возможность понять милосердие Божие, увидеть Его взгляд, исполненный любви и сострадания. Когда мы оказываемся среди ночи в бушующем море, мы отвергаем Христа, даже если Он идет навстречу нам, мы предпочитаем считать, что это призрак, в то время как Он идет, чтобы утешить нас, и говорит нам: «Это Я, не бойтесь!» Следование за Господом предполагает решительную, всецелую самоотдачу, однако не требуется, чтобы мы были сверхчеловеками. Надо, чтобы мы были просто людьми, которые признают свою немощь, предавая себя Тому, Кто может спасти их.

Как же достигнуть подлинного познания Христа в Его Крестной тайне, удаляясь от смутной религиозности и излишнего морализаторства? Мы должны, говорит нам сегодняшнее Евангелие, уметь дистанцироваться от поверхностных суждений так называемого общественного мнения, которое часто вводит в заблуждение. Петр ошибся, держась общепринятых представлений, которые были согласно не Божию, а человеческому видению. Существует противостояние между Божиими мыслями и путями и человеческими мыслями и путями.

Когда мы хотим судить согласно окружающему нас разумению, мы судим согласно разумению «рода сего прелюбодейного и грешного», который стыдится Христа. Евангелие предупреждает нас: чтобы истинно судить о Христе, мы не должны принимать в расчет то, что говорят о Нем люди в своих обычных человеческих рассуждениях. Мы должны помнить об этом, ибо Сам Христос спрашивает, что говорит о Нем народ. Но решающим является только евангельское слово, решающим является только слушание слова Господня, только зрение Его тайны.

Слово Божие зовет нас исповедовать Иисуса Христом и следовать за Ним не колеблясь. И в то же время оно дает почувствовать нам, как мы любимы, поняты, прощены Им. Только так мы можем понять, что значит следовать за Христом, умершим за всех нас, чтобы искупить нас от наших грехов и дать нам принять сияющее великолепие благодати — вслед за Ним, по дару Его. И слова, которые нам кажутся тяжкими, суровыми, неумолимыми — и они действительно таковы, — выражают ту непреклонность, которая рождается от бесконечного милосердия Божия, явленного Крестом.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34