Известное сербское издательство «Бернар» выпустило книгу Владимира Анищенкова «Русские святые воины». Перевёл с русского языка на сербский и отредактировал книгу постоянный автор РНЛ, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» Ранко Гойкович. Приводим фрагмент Предисловия, написанного Гойковичем.
Дорогие читатели, вы держите в руках драгоценную книгу!
Поверьте, такое, на первый взгляд, претенциозное начало, вполне соответствует содержанию книги.
Позволю себе поделиться некоторыми личными впечатлениями о том, как появилась эта книга.
Будучи в конце января 2020 года в гостях на радио «Победа» в Москве я получил в подарок от радиоведущего Владимира Анищенкова книгу «Русские святые воины».
Тогда я даже не предполагал, сколько духовного утешения принесёт мне чтение и работа над переводом этой книги! Издательство «Бернар» чует ценные книги, и вскоре по возвращении из России я начал переводить книгу, которая оставляет особый след и в сердце, и в душе…
Эта книга, помимо духовной радости, в то же время значительно обогащает знаниями по истории России. И не только об одной эпохе, но и о жизни её великих людей на протяжении тысячи лет Руси христианской.
К сожалению, из-за объёма книги сербский перевод несколько уступает русскому оригиналу, но были выбраны важнейшие фигуры Русской истории - истинные столпы Российского государства и подлинно великие деятели русской истории (всего четырнадцать биографических текстов). Осада Пскова, Осада Свято-Троицкой Лавры, Освобождение Москвы в 1612 году... Есть также короткие тексты святителей Филарета Московского и Иоанна (Снычева) о Христолюбивом воинстве и короткие тексты об авторе и книге...
По договоренности с Владимиром Анищенковым мне позволено было снабжать текст комментариями, пояснявшими сербскому читателю исторический контекст описываемых событий и проводящими параллели с нашей историей.
Знатоки Золотого века нашей истории и ратных преданий о сражениях святых Неманичей, рыцарстве и уповании на Бога нашего вождя Караджорджа и его витязей, несомненно, обратят внимание на великую близость и сходство наших святых властелинов и воинов Христовых со святыми русскими ратниками.
То, как Владимир Анищенков изображает жизнь великих русских святых воинов Христовых, впечатляет настолько, что равнодушным никто не останется.
Читателю предланается замечательная книга, написанная глубоким знатоком материала, книга, не оставляющая сомнений в исторической и научной достоверности текста, книга, написанная простым и понятным – и, в то же самое время, - эпическим языком, с присущей русской душе широтой. Для такого описания исторических личностей нужен особый дар (и не важно: идёт ли речь о простых воинах или же о великих полководцах; о монахах или же о великих князьях или императорах). Читатель с лёгкостью открывает для себя суть российской истории, объединяя ключевые события и личностей этой истории в неразрывное целое.
Такой начин написания исторической литературы далёк от метода простого научного изложения исторических событий. Анищенков живописует полотно, где каждый русский святой воин какими-то тонкими нитями глубоко связан с судьбой всего русского народа и Российского государства, с судьбой святого Православия и Русской Церковью, которые органично вплетены в тысячелетнюю ткань русской христианской истории.
Это изображение прошлого освещает путь в будущее.
Если в историческом чтении нет любви к своему народу, к своей вере и Родине, если нет боли от страданий, если не преподаётся урок молодому поколению, который бы вдохновил молодых людей на защиту своего народа, веры и Родины, то бесценный опыт наших предков теряет всякое значение.
О, сколь многому могли бы сегодня научиться и сербские, и российские политики, - прикоснувшись к наследию святого благоверного великого князя Александра Невского! Насколько лидеру государства нужно духовное смирение, которым он обладал; непоколебимость в вере, которую он исповедовал; державная мудрость и дальновидность, которые его украшали; политическое и дипломатическое мастерство в мирное время, но также и высокие воинские и полководческие качества, когда приходило время защищать с мечом в руках веру и государство. И основой всех этих добродетелей была непоколебимая вера в Бога. Особенно впечатляет момент перед знаменитой Невской битвой 1240 года. Молодого князя убеждают признать папскую духовную власть и выступить против нашествия татаро-монголов. Он идёт в храм Святой Софии в Новгороде, долго молится Богу и произносит слова, которые обозначили всю русскую историю: «Бог не в силе, а в Правде. Татаро-монголы - это стихийное бедствие, которое пройдет, они ищут наши богатства, а не наши души. Паписты же ищут нашу душу, война папистам!» - воскликнул великий князь, покидая церковь и отправляясь собирать войско.
Правоту святого князя Александра показывает вся последующая история России. Все западные «походы на Восток» были нацелены не только на простое лишение русских государственного суверенитета, но и на полное разрушение русской идентичности, русской православной цивилизации как таковой. Таковыми были походы рыцарских орденов под эгидой Папы, попытки завоевания шведов Карла XII, такие были Крымская война, нападение Наполеона, Первая мировая война, сатанинское нашествие Гитлера - все эти военные кампании были направлены на полное уничтожение русской православной цивилизации! И если бы не ядерный потенциал России, не сомневайтесь, ничто бы не удержало тот же Запад от попыток полностью уничтожить русскую цивилизацию !? Об этом свидетельствует сегодняшняя геополитическая картина мира.
Другой урок, который можно извлечь из русской истории (а также сербской), - это братская разрозненность и междоусобная борьба за власть. Как будто мы, сербы, от примирения братьев на могиле отца, которое совершил наш духовный родитель, не извлекли никакого урока?! И не случайно преподобный Савва для церкви в Милешеве заказал фрески святых братьев Бориса и Глеба, сыновей Владимира Крестителя, не пожелавших даже ценой собственной жизни проливать братскую кровь. Печальное состояние духа нынешних правителей Черногории и Украины демонстрирует плоды пренебрежения собственной истории. Как во времена Александра Невского или Ивана Грозного, когда Папа послал своих посланников на каноническую территорию Русской Церкви, так и в наше время мы наблюдаем подстрекательства к раздорам между братьями.
Эта книга представляет собой прочный барьер на пути разрушительной глобализации, навязываемой полностью дехристианизированным Западом, глобализации, которая подрывает все духовные и моральные ценности целых народов и цивилизаций. И если грабительские походы папистов когда-то назывались «крестовыми походами», то сегодня они оправдываются «навязыванием или защитой демократических ценностей». Это «благородное» действие «демократических» бомб с необогащённым ураном хорошо известно сербам...
Это замечательное историческое чтение также помогает нам понять генезис патогенных явлений в современном российском и сербском обществе - «другосербиянстве» в Сербии или, как называл это Достоевский, «смердяковщину». Как показал великий Данилевский в своей великолепной работе о цивилизациях, каждый прыжок из его круга цивилизации заканчивается суррогатной идентичностью. Вот почему несчастные современные смердяковы и в России, и в Сербии выглядят так неестественно.
Также в книге мы видим, что предательство православной веры всегда приводит к трагическим и далеко идущим последствиям…
«Тыквы, оторванные от корней», эти «Иваны, родства не помнящие», не знающие истории, безбожная сербская и русская интеллигенция, отрекшись от ценностей Святой Руси и Небесной Сербии и приняв «западные ценности», развязали войну против духовно-нравственных устоев наших народов, против нашей Церкви и святого Православия. Ослеплённые западными идеями, на волне католико-протестантского экспансионизма и смазанные деньгами антихристианских банкиров, российские и сербские смердяковы - ни что иное, как пятая колонна нашей истории.
И, наконец, ещё один вывод можно сделать из этого путешествия во времени. Все эти эпохи, все те, когда-то десятилетия войн, рано или поздно закончились победой русского оружия. Когда читаешь все эти жития святых русских воинов, зачастую настоящих столпов государства Российского и Церкви Русской (а также и нашей сербской), становится понятно, почему это так. Религиозная жизнь святых русских ратников, твёрдая вера в Бога, преданность своей церкви, их взгляд на мир - делали этих витязей, не просто государственными служащими, но и воинами Христовыми, осознававшими, что «все возможно с помощью Божьей». Их готовили к служению народу, государству и вере с раннего детства. Наследники престола воспитывались в православно-патриотическом и суровом воинском режиме. Русские правители, как и наши, осознавали, что власть служит не для удовлетворения личной славы и тщеславия, а для создания благоприятных условий для спасения душ своих подданных. Они не повелевали, они служили Богу и роду, своей державе и вере.
Христолюбивое православное войско всегда поддерживалось Божьей помощью, если речь шла о защите Христианства. Слова Спасителя о том, что нет большей любви, чем отдать жизнь за ближнего, бесчисленное количество раз воплощались в русском христолюбивом воинстве на протяжении всей христианской истории русского народа. Благословение церкви всегда было залогом непобедимость этого воинства. Невозможно не восхищаться ролью прп. Сергия Радонежского в Куликовской битве, в текстах о святых Димитрии Донском, Пересвете и Ослябе.
Святые чудотворные иконы Пресвятой Богородицы - особый сюжет в русской ратной истории, и этой теме в книге посвящена особая глава. Это еще один показатель того, что Россия является понятием,не только государственным но и духовным. Поэтому каждая война, которая велась против России, велась не только мечом, но и духом.
Православие - главное духовное оружие, которым русские витязи веками побеждали своих неприятелей. Духовно-нравственное превосходство Православия - главная причина превосходства русского солдата в войне с любым врагом. Книга, которую вы держите в руках, свидетельствует об этом преимуществе. Войны, которые Россия вела на протяжении веков, велись под девизом Евангелия: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк., 8: 36) Слова, полностью противоположные западному взгляду на мир!
Величественный опыт великих сынов России по-прежнему является залогом выживания как российской государственности, так и человечества. Россия либо «вернется к себе» и продлит жизнь на земле на какое-то время (как сказал наш блаженный Патриарх Павел - «Если бы не было праведников, солнце угасло бы. Потому что такая дорогая лампа светила бы зверю»). Либо этого не будет, и сын погибели больше не будет иметь серьезных препятствий для своего воцарения. То, что вселяет надежду даже во время столь мрачной реальности, так это то, что сегодняшняя Россия постепенно начинает «возвращаться к себе».
Понятие Бога было возвращено в Конституцию Российского государства, и после целого столетия материалистической сатанинской идеологии приоритет духовного над материальным возвращается в Россию, как в системе образования, так и в национальной политике.
По словам генерал-майора Александра Владимировича Черкасова, автора предисловия к пятому русскому изданию книги В.Р. Анищенкова «Русские святые воины», упомянутая книга является «отличным помощником в осуществлении задачи «вернуться к себе»».
Перевод Предисловия с сербского на русский язык осуществил Павел Вячеславович Тихомиров, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии»