Любопытное обращение православных мирян к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу на днях опубликовано на ульяновском сайте ULnovosti.ru. Его уже перепечатали полностью или в изложении многие православные сайты. Письмо довольно грамотно составлено, видно, что автор (или авторы) хорошо ориентируются в церковной проблематике, явно не чужды Церкви. К сожалению, в публикации никак не указаны ни инициаторы, ни подписанты обращения. Невозможно понять, сколько человек разделяют эту позицию, позиция это одного человека, какой-то группы или многих верующих. Это написали озабоченные ситуацией в Церкви и в Симбирской епархии священнослужители и миряне, или это - люди, недовольные никак не мотивированным (по крайней мере, в глазах рядовых верующих) перемещением очередного правящего архиерея митрополита Иосифа (Балабанова), который пробыл на кафедре меньше года? Сказать определённо затруднительно. И у нас нет никакой инсайдерской информации на сей счёт.
Напомним, что за последние 6 лет в Симбирской епархии сменилось аж шесть архиереев (один, правда, был временно управляющим). После смерти 23 марта 2014 года митрополита Прокла (Хазова) митрополией временно (2 месяца) управлял митрополит Саранский и Мордовский Зиновий (Корзинкин). 30 мая 2014 года Св. Синод назначил управляющим епархией митрополита Феофана (Ашуркова), переведённого из Челябинска. Однако через год была проведена «архиерейская рокировка», и в Ульяновск перевели из Казани в связи с «голубым скандалом» митрополита Анастасия (Меткина), возглавившего 13 июля 2015 года Симбирскую митрополию. В 2019 году митрополиту исполнилось 75 лет, Синод решил не продлять владыке Анастасию служение и почислил его, как и положено, на покой. 30 августа 2019 года в Ульяновск из Кургана приехал новый архиерей митрополит Иосиф (Балабанов), которого за 5 дней до годовщины управления митрополией Синод совсем недавно отправил в Улан-Удэ, назначив на его место бывшего саратовского владыку митрополита Лонгина (Корчагина).
Частую смену министров в Императорской России накануне революции остроязыкий монархист депутат Госдумы Владимир Пуришкевич назвал «кадровой чехардой». С тех пор прижилось...
Письмо симбирских мирян, независимо от того, написано оно одним человеком или за ним стоит какая-то группа верующих и священнослужителей, на наш взгляд, заслуживает внимания, поскольку в нём в уважительной форме поднимается серьёзная церковная проблема. Речь идёт о неполезности для народа частой смены священников и архиереев, на это часто жалуются верующие во многих уголках Отечества. С мирянами в кадровых вопросах давно не принято считаться, что в свою очередь порождает недоверие к Священноначалию, неблагоприятно сказывающееся на внутреннем климате в нашей Церкви. Процитируем наиболее важные мысли из ульяновского письма на имя Святейшего Патриарха Кирилла.
«Православные верующие Симбирской епархии просят Вас разъяснить ситуацию, происходящую с постоянной сменой Симбирских архиереев. После упокоения владыки Прокла (который управлял епархией 25 лет) в 2014 году в епархии началась чехарда со сменой управляющих епархией. Митрополит Лонгин уже шестой после владыки Прокла. Это вызывает у нас недоумение. Почему это происходит. Ведь епископ — это отец для своей церкви. В таинственном значении он заменяет на земле Христа. Он должен знать свою паству, её нужды, чаяния, запросы. И как это сделать епископу, если он служит в епархии меньше года (как например митрополит Феофан и митрополит Иосиф) после чего его переводят в другую епархию», - говорится в обращении к Патриарху Кириллу.
Частое перемещение архиереев с кафедры на кафедру, как справедливо отмечают авторы обращения, приводит к тому, что между архипастырем и паствой не успевает образоваться связь, а самим владыкам практически невозможно за короткий период ознакомиться со всеми проблемами и особенностями возглавляемых ими епархий. В результате снижается качество церковного управления, а архиереи, которые по задумке административной реформы по разукрупнению епархий, должны были стать ближе к народу, наоборот, становятся «страшно далеки от народа». Владыки перестают быть пастырями для своего народа, но и «эффективными менеджерами» также не становятся.
«Понятно, что за такое короткое время ничего не узнать и не сделать, а вновь назначенному епископу приходится всё начинать сначала. И эти переводы происходят без какого-то обсуждения с верующими. Понятно, что трудно вернуться во времена, когда народ сам выбирал из своей среды себе епископа. Но тут получается, что с нами уже совсем не считаются и совершают переводы, руководствуюсь не интересами верующих, а непонятными нам соображениями. Почему и зачем происходит перевод? Вот убрали митрополита Иосифа. Почему? Он провел у нас меньше года. С чем-то он не справился? Поставили митрополита Лонгина, которого так любили на Саратовской земле, где он провел 17 лет. Опять же почему?» - недоумевают авторы письма.
«Ходят слухи, что за что-то в наказание. А разве Симбирская земля чем-то провинилась, что для неё есть только архиереи, которые в чем-то (непонятно в чем) провинились? Разве нет у нас архиереев в нашей митрополии, которых мы прекрасно знаем и которые многолетними уже трудами стяжали себе авторитет и любовь симбирян? Также вновь назначенный архиерей привозит с собой собственную команду священников и их назначают руководить крупнейшими приходами епархии. А разве недостойны этого наши батюшки, которые окормляли нас на протяжении долгого времени и заслужили авторитет. А тут приезжают незнакомые нам священники возникает вопрос правильно ли это с точки зрения окормления прихода. Понятно, новому архиерею хочется, чтобы "свои" люди руководили самыми многочисленными приходами, но опять же получается никто не учитывает нужд и чаяний тех верующих, для которых в принципе и совершают служение и епископ и священство», - говорится в обращении.
В заключение письма содержится просьба к Святейшему Патриарху Кириллу ответить на эти наболевшие вопросы.
Редакция Русской народной линии