В эти, високосные годы, когда кто-то Свыше, или гораздо ниже, как бы особенно вспоминает про нас, и, возможно, подводит свои итоги, у нас здесь, на земле, случаются много непредвиденных и неожиданных событий...
События в Белоруссии озадачили многих - и политиков и граждан. Кто-то удивляется - такая относительно благополучная спокойная Белоруссия в нашем кипящем и бурлящем мире. В наше время столько наглядных примеров катастрофических результатов различных цветных революций, - и вдруг, несмотря на многочисленные назидательные примеры, эта тихая Белоруссия так взбунтовалась?
А кто-то понимающе разводит руками: разумеется, всё по плану, деньги вкладывают, работа идёт, людей обрабатывают всё из тех же центров, а Россия никуда не вмешивается, мирно ждёт пока и до неё доберутся. Уж у неё-то проблем не меньше, чем у остальных.
В последние время в Минске стали говорить про провокации, про зверства ОМОНа, говорят и про телефонные перехваты, когда раздаются рекомендации, как омоновцев заманивать в западню, давить, раздражать.
Кипят страсти на улицах Минска, Гродно...
«Мы раньше завидовали вам» - говорила украинка на митинге в Минске. Уж они-то украинцы знали цену событий приходящих после цветных революций, после того, как бесы начинают особо куражиться над подвластным им контингентом.
Эти революции приносят разгул разных страстей, нередко самых низменных: насилия, продажности, предательства, с одной стороны. И разочарования, удивления, возмущения, человеческого горя, с другой.
После цветных революций при содействии определённой чиновничьей прослойки быстро разворовываются и растаскиваются богатства страны, и создаётся соответствующая обстановка в обществе: вседозволенности, подавленности, разочарования, нищеты...
Вспоминают столько наглядных примеров: Югославия, Румыния, Россия, Грузия, Ливия, Ирак, Египет...
Где-то потом не прекращаются гражданские войны. Где-то после некоторого восстановления происходят повторные попытки переворотов.
Как всегда, многие начинают вспоминать, а что сделала власть, чтобы предотвратить подобные события. Но нередко, именно при попустительстве властей, на «образцовый» Запад вывозились сливки общества, обучались, воспитывались и уже в соответствующем испорченном виде запускались в процесс. А у нас повторяли: «Мы хотели, как лучше, а получилось как всегда».
И при этом как-то очень мало говорят про то, зачем люди выходят на улицу, на что они надеются. И в России на эти главные темы во властных коридорах говорят и думают как-то слишком мало. Многие чиновники, как страусы, пытаются спрятать голову в песок, чтобы не видеть надвигающихся событий.
А, между тем, здравомыслящие люди хорошо понимают, что именно России, во всей этой глобальной битве, отводится особая роль: историческая, гуманистическая, духовно-нравственная - роль последнего пристанища, последней духовной и физической опоры, последней надежды, накануне глобального апокалипсиса.
В начале високосного августа 2000 года я приехала Псково-Печёрский монастырь. В то время в определённых кругах православной общественности в очередной раз ждали конца света. Были бурные обсуждения по поводу электронных паспортов, электронных списков, документов, продажности всякой современной власти. Там в Печорах жили группы верующих без паспортов, без денег, но в ожидании великих событий...
На службе в монастыре я встретила протоиерея Василия Швеца, с которым раньше общалась в Москве. Он тогда рассказывал про свои встречи с митрополитом Гор Ливанских Илиёй в ноябре 1947 года в ленинградском Владимирском соборе, где митрополит вспоминал о явлении ему Божьей Матери и о её повелении послать письмо Сталину, чтобы восстановить Церковь, облететь крестным перелётом Москву.
Некоторые священники скептически относились к этим рассказам, что вызывает удивление: истинно верующие знают, что они прозрачны перед Богом, кем же надо быть, чтобы так обманывать людей.
Так получилось, что именно тогда, в начале августа 2000 года, в тот монастырь, неожиданно для всех паломников, приехал недавно избранный президент Путин. Рассказывают, что его водили по лабиринтам пещер с очень мощным фонарём, а потом он беседовал с батюшкой Иоанном (Крестьянкиным).
Борис Ельцин, когда посещал эти пещеры, всё очень удивлялся, почему нет запаха тления. Чему удивлялся Путин, неизвестно, но сумерки духовные явно надвигались на нашу страну. И ему и тогда, и сейчас очень бы пригодился мощный светильник от святых духов.
В тот день, вскоре после отъезда Путина, на всенощной у меня было очень тревожное состояние.
На следующий день я оказалась на псковском острове Залит у отца Николая Гурьянова. Он тогда уже не принимал, мы постояли у калитки, а когда уходили, нас окликнула его келейница: «Батюшка просил передать вам эти иконки». Это были иконы царственных мучеников, до прославления которых оставалось несколько дней, и святого князя Владимира.
Вечером там, на острове, был необыкновенный закат, в виде радужной короны, а на небе в те дни было много радужных бликов. Силы небесные, силы благодатные были там, как очередное напоминание, очередная поддержка в Вечной Истине...
Вскоре случилась трагедия с подлодкой «Курск», самой современной и уникальной подлодкой в мире. О причинах гибели не принято говорить, тем более в то время. Потом, в том високосном августе 2000 года, был пожар на Останкинской вышке и иные события...
В 1998 году отец Николай Гурьянов поручил рабу Божьему Сергею организовать облёт России с Песчанской иконой. Как когда-то, в 1914 году, святитель Иоасаф Белгородский передал повеление Божьей Матери пройти с этой иконой по линии фронта двум свидетелям, поскольку на Россию надвигались трагические события. Многое мы не знаем, не понимаем о той глобальной духовной войне. Можем только догадываться, можем только пытаться постигать подсказки и просить о помощи...
Икону привезли на фронт. Но эту идею высмеял протопресвитер Шавельский...
Очень многое было упущено. Но опять, в наше время, о мистической духовной битве за передел мира у нас вспоминают непростительно редко.
А летом 1999 года Россию всё же облетели с иконами и усердными молитвами старца Николая Гурьянова. В последний день того, 1999 года, Борис Ельцин отказался от власти. И появились некоторые надежды на возрождение России...
В эти тревожные дни августа 2020-го вспоминают ли в Минске о глобальной духовной борьбе. В нашем несовершенном мире много проблем. И, конечно, их надо разумно решать. Но нельзя забывать, что сосредоточившись на второстепенных вопросах, которые могут оказаться приманками в западню, можно свалиться в пропасть, выбираться из которой будет очень тяжело.
Очень важно, чтобы лидеры, кому доверена власть - политическая, военная, духовная - прониклись пониманием борьбы прежде всего духовно-нравственной, прониклись ответственностью за свои не только поступки, но и помыслы, устремления и обратились к Господу с искренней молитвой. И хочется надеяться, что в очередной раз к нам опять придёт помощь Свыше. Если мы того будем достойны...
Светлова Ольга Николаевна, православная публицистка, Москва