Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости изменения важного стратегического документа «Стратегия пространственного развития России до 2025 года», принятого в своё время кабинетом Медведева. В действующей редакции Стратегии делается акцент на поддержку исключительно мегаполисов. Как сказала В.И. Матвиенко, документ не учитывает особенности расселения страны по огромной территории и грозит её «обезлюживанием», что сопряжено с «серьезными геополитическими рисками». Она призвала доработать (по сути – переработать) документ, чтобы обеспечить сохранение малых и средних городов, улучшив в них условия жизни.
«Опыт ряда государств говорит о том, что научно-технический прогресс, основанные на нём производства, открывают в этом плане новые возможности. Надо их использовать. Да и в целом нельзя не видеть – и пандемия коронавируса это подтверждает, – что следует переосмыслить отношение к урбанизации. Похоже, человечество подошло к черте, когда создаваемые ею экологические, санитарные, социальные и иные проблемы перевешивают плюсы. Так ли неизбежна урбанизация, как нас в последние годы убеждали иные эксперты? Надо ли и далее спокойно взирать на этот процесс, поддерживать его?» – продолжила Председатель Совета Федерации. По мнению Матвиенко, территория – это конкурентное преимущество, которое следует использовать «во благо нашей страны и всего нашего народа». Для этого надо провести всесторонний анализ ситуации в сфере расселения, размещения производительных сил с тем, чтобы предложить продуманные, взвешенные решения, учитывающие не только текущие, но и долгосрочные интересы страны.
В этих мыслях прослеживается, действительно, государственный уровень мышления и подход к решению проблем. Думается, что В.И. Матвиенко сделала эти заявления по итогам консультаций с руководством нынешнего состава Правительства России, что является дополнительным подтверждением, что М.В. Мишустин и А.Р. Белоусов проводят ревизию всего того, что натворило в предыдущие годы правительство Медведева. Хочется лишь пожелать более высоких темпов позитивных изменений во внутренней политике государства. А то, судя по всему, до сих пор по инерции правят бал старые «понятия» и «смыслы», установленные в прежние годы, что продемонстрировано, например, текстом Указа Президента «О национальных целях развития России до 2030 года», всё с такой же пустой и сомнительной риторикой, как и прежде.
Два года назад, в августе 2018 года, когда «Стратегия пространственного развития до 2025 года» была ещё в виде проекта (принята распоряжением Медведева в феврале 2019 года) в материале «Для чего делят Россию?» отмечал, что проект Стратегии, разработанный при кураторстве Минэкономразвития (Орешкин), предлагает поделить государство на 14 «макрорегионов». Кроме абсурдности нового деления вообще, создающего новые линии разлома для страны, указывал, что таковое в принципе уже имеется с советских времен, правда, тогда не «делили», а подразделяли на зоны в целях действенного планирования развития территорий. В проекте Стратегии было 14 «макрорегионов», но в подписанной позже программе стало – 12. Подозреваю, что 14 изменили на 12 с учетом того, что в моем материале обращалось внимание на историческое экономическое районирование (деление РСФСР на «экономические районы»), в соответствии с которым всегда было экономических районов – 12.
Вы понимаете, какая штука? Целое ведомство под руководством воспитанника ВШЭ Максима Орешкина разрабатывало проект Стратегии пространственного развития и не додумалось сразу совместить придуманные ими «макрорегионы» и существующие давно «экономические районы». А всё «инновационное» правительство Медведева со всеми «эффективными менеджерами» в его составе додумалось до этого только после того, как им (членам правительства) подсказали со стороны, указав на 12 экономических районов, мол, зачем выдумывать новое территориальное экономическое зонирование страны, если оно существует с незапамятных времен. Для ведомства Орешкина и всего правительства Медведева это оказалось открытием… Могу приводить аналогичные примеры и с другими «наработками» правительства Медведева, например, по программе «Цифровая экономика» или «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Но это выйдет за рамки рассматриваемой темы…
Вот такое у нас было «прогрессивное» и, самое главное, «профессиональное» правительство. За что они, все вместе взятые члены правительства, всё это время получали заработную плату? За создание хаоса и ложных и вредных для страны направлений и «смыслов»? А ведь сколько раз говорилось, что либеральное правительство Медведева дорого обойдётся России?! Дорого и обошлось…Чур, чтоб никогда не возвращаться к такому высшему исполнительному органу страны, каким оно было при Медведеве! Хотя «эффективных менеджеров» – пруд пруди на всех уровнях и во всех ветвях власти. И продолжают до сих пор воспитывать и подбирать таких же, как Орешкин, например, посредством самого главного кадрового конкурса «Лидеры России»…
Но вернемся к территориальному развитию. Чтобы меньше обосновывать прямую связь этого архиважного вопроса с проблемами демографии, культуры и экономики, да и вымирания деревни, сошлюсь на резолюцию недавних (седьмых) Калязинских чтений МОО «Русское Собрание» на тему «Российская глубинка: свидание с Русью», прошедших в Калязине 11 и 12 февраля этого года.
Из Резолюции (в сокращении) МОО «Русское Собрание», направленной на имя Президента России, Федерального Собрания, Общественной Палаты России: «Мы считаем, что российское общество и наше государство до сих пор недостаточно реагируют на происходящее на наших глазах вымирание российской деревни, катастрофическое снижение численности жителей в малых городах и сельских поселениях России, в целом на демографию государствообразующего русского народа. Умирание сельских населенных пунктов и сокращение численности жителей малых городов России во многом является следствием неолиберальной политики, всевозможных реформ в культурной и социально-экономической сферах, а в последнее время так называемой «оптимизации»… Опасной для будущего страны нам видится ориентация в государственных планах на приоритетное развитие нескольких десятков крупных городских агломераций (мегаполисов)… Главной причиной демографического опустошения наших территорий, на наш взгляд, является недостаточное внимание государства к развитию духовной сферы, отсутствие перспектив и потеря смысла жизни многими нашими гражданами... Мы призываем органы власти России к необходимости оформления и принятия государственного правового акта, раскрывающего суть национальной идеи России, а в Конституции – отразить роль русского народа в деле единения всех народов России.
Считаем, что органам государственной власти России следует обратить особое внимание на следующие направления деятельности: усиление пропагандистских и организационных мер, направленных на государственное объединение русского народа, интеграционные процессы по объединению России, Украины, Беларуси и Казахстана…; решительное ограничение и упорядочивание миграционных потоков в Россию из кавказских и среднеазиатских государств; прекращение процесса т.н. «оптимизации» объектов социальной и культурной сфер в российской глубинке; разработку и принятие комплексных мер по развитию малых городов, поселков и сельских поселений, по поддержке и развитию местной промышленности; формирование идеологии возрождения русской деревни, возрождения и сохранения традиционных ценностей на селе, направленных, в том числе, на укрепление и поддержку многодетной семьи, воспитание детей в трудолюбии и любви к земле, родному краю…».
Разумеется, указанная резолюция была не единственной на имя российской власти. Многие патриотические объединения и общественные деятели долгие годы обращались с аналогичными требованиями и воззваниями… Отрадно, что во власти задумались, наконец, о настоящем территориальном развитии, отвечающем национальным интересам государства. Может, это окажется той ниточкой, потянув за которую, начнут во власти распутывать весь клубок проблем, стоящих перед страной?
Андрей Витальевич Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»