Олег Давыдов уволен с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии, об этом сообщил вчера сам Давыдов на своей странице в Фейсбуке.
«Меня уволили с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии по идеологическим мотивам. Это случилось при весьма странных обстоятельствах, кампании диффамации и подковерной игре. Данное решение не обсуждалось ни на заседании кафедры богословия, ни на Совете академии. Обвинения, выдвинутые против меня и ставшие причиной увольнения – это жалкая истерика, возникшая в качестве реакции на выход за пределы идеологических штампов. Яркий пример "cancelculture" в действии. То, что было выдано недоброжелателями (не могу назвать их оппонентами, чтобы быть оппонентом необходимо быть компетентным) за мои взгляды, также соотносится с действительностью как грязь с чистотой ("как отреагировать на книгу, которую ты не читал"). Была надежда, что после того, как академия опубликовала заявление на тему сфабрикованного скандала, нелепый эпизод был исчерпан, но она не оправдалась. Я получил официальное уведомление об увольнении», - сообщает О. Давыдов.
Как и подобает настоящему «богослову», Давыдов не страдает от излишней скромности. «В историю МДА моим увольнением вписана позорная страница, - пафосно заявляет «богослов». - Дэвид Бентли Харт так прокомментировал это: "Русская церковь имеет историю преследования ее самых талантливых богословов"».
На событие отреагировал и скандально известный блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев, который в своё время также был уволен из Московской духовной академии еще в далёком 2013 году. Отец Андрей решил себя поставить в один ряд с «талантливым богословом», чтобы не забывали, что он тоже «пострадал», поэтому назвал пост на своей странице в «Живом журнале» «Узнаю родную Академию». Кураев для пущей важности решил даже процитировать высказывание эмигранта, протопресвитера Василия Зеньковского о «печальной судьбе» высшей духовной школы в России. «Несколько крупных имён, прошедших без особых терний свою научную карьеру, прославили русскую богословскую науку во всем мире (Болотов, Тураев, Ключевский, Глубоковский), но и эти выдающиеся ученые претерпели немало в своей научной деятельности от высшей церковной власти», - писал о. Зеньковский. Мол, «талантливые» они всегда страдали. Вот, мол, Болотов, Глубоковский и мы - Кураев и Давыдов.
Изгнание Кураева и Давыдова из Московской духовной академии - и в самом деле события символические и знаковые, но вовсе не из-за мнимого величия этих весьма сомнительных богословов. Эти события скорее демонстрируют не утраченную МДА способность очищаться от сомнительных идей и избавляться от внедрившихся в неё разрушителей традиций отечественного православного богословия.
Олег Давыдов - экуменист и модернист, своими идеями разрушающий Православную Церковь. Сомнительное богословие этого деятеля подробно разобрано в публикациях многолетнего преподавателя МДА доцента Романа Коня «"Современное богословие" в Московской духовной академии» и «О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу».
Как пишет Роман Михайлович, Давыдов, гордо заявляющий о появлении современного богословия, просто «является представителем внеправославного, внецерковного богословия», в котором «конфессиональные различия не имеют никакого значения». При этом Давыдов «не сильно смущается тем, что Православная Церковь отвергает учение католиков о Филиокве как тринитарную ересь», он «призывает просто игнорировать ересь Филиокве на уровне литургическом и церковно-практическом, а также тот факт, что каноны запрещают общение с еретиками в Таинствах». Это не богословие, а обыкновенная идеологическая диверсия против Православия.
«Возникает естественный вопрос: каким образом человек, не имеющий даже базового семинарского богословского образования, не опубликовавший до недавнего времени ни одной богословской работы (его только что вышедший и ставший уже пререкаемым "триадологический трактат" - это новая тема, которая ещё ждёт своего обсуждения), с открыто высказанной симпатией к триадологической ереси еще в 2017 году, был приглашён в МДА? Это произошло удивительным образом по настоятельной инициативе заведующего кафедрой богословия МДА прот. П. Великанова и руководителя кафедральным богословским магистерским профилем преподавателя догматического богословия иерея С. Домусчи без прохождения конкурса на кафедре. Так началась эта история и непонятно, чем закончится», - писал Роман Конь в апреле 2020 года.
«Если же он (Давыдов. - РНЛ) считает себя проводником означенного им самим «современного богословия» - неконфессионального, и открыто учит об этом, то значит он себя поставляет тем самым за рамки конфессиональности и следовательно - Православия, ибо Православие - это конфессия. А чему научит студентов неконфессиональный богослов в православной Духовной академии? - недоумевал тогда Р. Конь. - Вопрос риторический… Но, тогда выходит - и небогословский».
Публикации Романа Коня вызвали огромный резонанс в православной среде и обратили на себя внимание руководства Московской духовной академии.
19 июня 2020 года по благословению ректора МДА епископа Звенигородского Питирима состоялось заседание кафедры богословия Московской духовной академии в дистанционном формате. Предметом обсуждения стала статья Р. Коня «"Современное богословие" в Московской духовной академии. О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова».
Как сообщал официальный сайт Академии, Давыдов «подтвердил перед собранием свою конфессиональную идентичность православного христианина и богослова, согласного с утверждением, что учение о Филиокве является неправославным, и вся полнота истины содержится в Священном Предании Православной Церкви». Несмотря на попытки некоторых сотрудников кафедры оправдать Давыдова, всё-таки «члены кафедры обратили внимание на недопустимость использования Давыдовым неоднозначных формулировок догматического характера в публикациях и лекциях»; что «недавно изданная книга Давыдова "Откровение любви. Тринитарная истина бытия" содержит дискуссионные и не вполне корректные утверждения, которые требуют дальнейшего научного обсуждения в рамках кафедральных и академических мероприятий». Давыдову было рекомендовано опубликовать развернутое изложение своих взглядов на обсуждаемые темы с учетом прозвучавших критических высказываний.
3 июля на сайте МДА было опубликовано «Разъяснение по поводу публикации доцента Р.М. Коня "О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу"». Снова была попытка переложить ответственность с больной головы на здоровую и обвинить Р.М. Коня в том, что он распространяет «недостоверные сведения», которые могут породить «ошибочные выводы». Мол, Давыдов преподаёт философские дисциплины, а приняли его профессором не по чьей-то протекции, а исключительно по научным заслугам, что в его статье «Традиция раздора» «не содержится исповедания учения Filioque» (мол, во всём виноват прот. Сергий Булгаков, идеи которого излагает Давыдов). А «ересь Filioque не преподавалась и не преподаётся в МДА». Словом, Конь нарушил корпоративную этику и теперь «администрация Академии надеется на покаяние и исправление доцента Р.М. Коня».
И всё-таки через месяц после появления этих сомнительных разъяснений Олег Давыдов был уволен с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии. Руководство МДА, видимо, под чьим-то влиянием приняло мудрое решение, очистив Московскую духовную академию от сомнительного внеконфессионального «богослова».
Любопытное зрелище представляет собой обсуждение поста Олега Давыдова на его странице в Фейсбуке. Большинство его единомышленников, разумеется, сочувствуют. А известный «внеконфессиональный старообрядец» Леонид Севастьянов и вовсе написал: «Теперь у Вас развязаны руки и Вы точно можете писать то, что думаете!». Учитывая филокатолицизм Севастьянова и его симпатии к Ватикану, речь идёт, надо полагать, об изложении католического учения о filioque. И правда, Давыдову станет вольготнее, его внеконфессиональная душа явно тяготилась стенами МДА, ей было узко в Православии.
Сам Давыдов главным образом сетует, что ректор МДА епископ Питирим и проректор Сретенской семинарии не заплатили ему обещанные профессорские деньги... Наверное, это и есть главный постулат филокатолического внеконфессионального богословия.
Кстати, сравнение протодиаконом Кураевым нынешнего и предреволюционного состояния МДА весьма уместно. До революции Русская Церковь была наводнена своими «давыдовами» и «кураевами», которые пропагандировали сомнительные идеи, разрушавшие Церковь изнутри. В итоге Церковь оказалась бессильна перед натиском либерального богословия. И в том, что в итоге она оказалась на стороне февралистов, ниспровергателей православной монархии, - плод разрушительной деятельности дореволюционных «давыдовых» и «кураевых».
Хочется надеяться, что нынешнее руководство Московской духовной академии не захочет повторять роковых ошибок своих предшественников… Очистившись от Кураева, а затем Давыдова, оно поступило мудро и своевременно!
Редакция «Русской народной линии»
7. Ответ на 6, рБ Борис:
6. Олег Давыдов : «Богословие – это риторика»
5. Изменилось ли что?...
4. правильно
3. «Крра, кричит ворона – кража! Каррраул! Грабеж! Пропажа! Вор-р прокрвлся утром рано – грош украл он из кармана…» (из журнала «Мурзилка»)
2. Про Кураева
1. Правые и левые богословы.