«Внеконфессиональный богослов» Давыдов уволен из МДА

Руководство Московской духовной академии избавилось от одиозного экумениста и модерниста

Проблемы церковной жизни 
0
3940
Время на чтение 7 минут

Олег Давыдов уволен с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии, об этом сообщил вчера сам Давыдов на своей странице в Фейсбуке.

«Меня уволили с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии по идеологическим мотивам. Это случилось при весьма странных обстоятельствах, кампании диффамации и подковерной игре. Данное решение не обсуждалось ни на заседании кафедры богословия, ни на Совете академии. Обвинения, выдвинутые против меня и ставшие причиной увольнения – это жалкая истерика, возникшая в качестве реакции на выход за пределы идеологических штампов. Яркий пример "cancelculture" в действии. То, что было выдано недоброжелателями (не могу назвать их оппонентами, чтобы быть оппонентом необходимо быть компетентным) за мои взгляды, также соотносится с действительностью как грязь с чистотой ("как отреагировать на книгу, которую ты не читал"). Была надежда, что после того, как академия опубликовала заявление на тему сфабрикованного скандала, нелепый эпизод был исчерпан, но она не оправдалась. Я получил официальное уведомление об увольнении», - сообщает О. Давыдов.

Как и подобает настоящему «богослову», Давыдов не страдает от излишней скромности. «В историю МДА моим увольнением вписана позорная страница, - пафосно заявляет «богослов». - Дэвид Бентли Харт так прокомментировал это: "Русская церковь имеет историю преследования ее самых талантливых богословов"».

На событие отреагировал и скандально известный блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев, который в своё время также был уволен из Московской духовной академии еще в далёком 2013 году. Отец Андрей решил себя поставить в один ряд с «талантливым богословом», чтобы не забывали, что он тоже «пострадал», поэтому назвал пост на своей странице в «Живом журнале» «Узнаю родную Академию». Кураев для пущей важности решил даже процитировать высказывание эмигранта, протопресвитера Василия Зеньковского о «печальной судьбе» высшей духовной школы в России. «Несколько крупных имён, прошедших без особых терний свою научную карьеру, прославили русскую богословскую науку во всем мире (Болотов, Тураев, Ключевский, Глубоковский), но и эти выдающиеся ученые претерпели немало в своей научной деятельности от высшей церковной власти», - писал о. Зеньковский. Мол, «талантливые» они всегда страдали. Вот, мол, Болотов, Глубоковский и мы - Кураев и Давыдов.

Изгнание Кураева и Давыдова из Московской духовной академии - и в самом деле события символические и знаковые, но вовсе не из-за мнимого величия этих весьма сомнительных богословов. Эти события скорее демонстрируют не утраченную МДА способность очищаться от сомнительных идей и избавляться от внедрившихся в неё разрушителей традиций отечественного православного богословия.

Олег Давыдов - экуменист и модернист, своими идеями разрушающий Православную Церковь. Сомнительное богословие этого деятеля подробно разобрано в публикациях многолетнего преподавателя МДА доцента Романа Коня «"Современное богословие" в Московской духовной академии» и «О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу».

Как пишет Роман Михайлович, Давыдов, гордо заявляющий о появлении современного богословия, просто «является представителем внеправославного, внецерковного богословия», в котором «конфессиональные различия не имеют никакого значения». При этом Давыдов «не сильно смущается тем, что Православная Церковь отвергает учение католиков о Филиокве как тринитарную ересь», он «призывает просто игнорировать ересь Филиокве на уровне литургическом и церковно-практическом, а также тот факт, что каноны запрещают общение с еретиками в Таинствах». Это не богословие, а обыкновенная идеологическая диверсия против Православия.

«Возникает естественный вопрос: каким образом человек, не имеющий даже базового семинарского богословского образования, не опубликовавший до недавнего времени ни одной богословской работы (его только что вышедший и ставший уже пререкаемым "триадологический трактат" - это новая тема, которая ещё ждёт своего обсуждения), с открыто высказанной симпатией к триадологической ереси еще в 2017 году, был приглашён в МДА? Это произошло удивительным образом по настоятельной инициативе заведующего кафедрой богословия МДА прот. П. Великанова и руководителя кафедральным богословским магистерским профилем преподавателя догматического богословия иерея С. Домусчи без прохождения конкурса на кафедре. Так началась эта история и непонятно, чем закончится», - писал Роман Конь в апреле 2020 года.

«Если же он (Давыдов. - РНЛ) считает себя проводником означенного им самим «современного богословия» - неконфессионального, и открыто учит об этом, то значит он себя поставляет тем самым за рамки конфессиональности и следовательно - Православия, ибо Православие - это конфессия. А чему научит студентов неконфессиональный богослов в православной Духовной академии? - недоумевал тогда Р. Конь. - Вопрос риторический… Но, тогда выходит - и небогословский».

Публикации Романа Коня вызвали огромный резонанс в православной среде и обратили на себя внимание руководства Московской духовной академии.

19 июня 2020 года по благословению ректора МДА епископа Звенигородского Питирима состоялось заседание кафедры богословия Московской духовной академии в дистанционном формате. Предметом обсуждения стала статья Р. Коня «"Современное богословие" в Московской духовной академии. О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова».

Как сообщал официальный сайт Академии, Давыдов «подтвердил перед собранием свою конфессиональную идентичность православного христианина и богослова, согласного с утверждением, что учение о Филиокве является неправославным, и вся полнота истины содержится в Священном Предании Православной Церкви». Несмотря на попытки некоторых сотрудников кафедры оправдать Давыдова, всё-таки «члены кафедры обратили внимание на недопустимость использования Давыдовым неоднозначных формулировок догматического характера в публикациях и лекциях»; что «недавно изданная книга Давыдова "Откровение любви. Тринитарная истина бытия" содержит дискуссионные и не вполне корректные утверждения, которые требуют дальнейшего научного обсуждения в рамках кафедральных и академических мероприятий». Давыдову было рекомендовано опубликовать развернутое изложение своих взглядов на обсуждаемые темы с учетом прозвучавших критических высказываний.

3 июля на сайте МДА было опубликовано «Разъяснение по поводу публикации доцента Р.М. Коня "О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу"». Снова была попытка переложить ответственность с больной головы на здоровую и обвинить Р.М. Коня в том, что он распространяет «недостоверные сведения», которые могут породить «ошибочные выводы». Мол, Давыдов преподаёт философские дисциплины, а приняли его профессором не по чьей-то протекции, а исключительно по научным заслугам, что в его статье «Традиция раздора» «не содержится исповедания учения Filioque» (мол, во всём виноват прот. Сергий Булгаков, идеи которого излагает Давыдов). А «ересь Filioque не преподавалась и не преподаётся в МДА». Словом, Конь нарушил корпоративную этику и теперь «администрация Академии надеется на покаяние и исправление доцента Р.М. Коня».

И всё-таки через месяц после появления этих сомнительных разъяснений Олег Давыдов был уволен с должности профессора кафедры богословия Московской духовной академии. Руководство МДА, видимо, под чьим-то влиянием приняло мудрое решение, очистив Московскую духовную академию от сомнительного внеконфессионального «богослова».

Любопытное зрелище представляет собой обсуждение поста Олега Давыдова на его странице в Фейсбуке. Большинство его единомышленников, разумеется, сочувствуют. А известный «внеконфессиональный старообрядец» Леонид Севастьянов и вовсе написал: «Теперь у Вас развязаны руки и Вы точно можете писать то, что думаете!». Учитывая филокатолицизм Севастьянова и его симпатии к Ватикану, речь идёт, надо полагать, об изложении католического учения о filioque. И правда, Давыдову станет вольготнее, его внеконфессиональная душа явно тяготилась стенами МДА, ей было узко в Православии.

Сам Давыдов главным образом сетует, что ректор МДА епископ Питирим и проректор Сретенской семинарии не заплатили ему обещанные профессорские деньги... Наверное, это и есть главный постулат филокатолического внеконфессионального богословия.

Кстати, сравнение протодиаконом Кураевым нынешнего и предреволюционного состояния МДА весьма уместно. До революции Русская Церковь была наводнена своими «давыдовами» и «кураевами», которые пропагандировали сомнительные идеи, разрушавшие Церковь изнутри. В итоге Церковь оказалась бессильна перед натиском либерального богословия. И в том, что в итоге она оказалась на стороне февралистов, ниспровергателей православной монархии, - плод разрушительной деятельности дореволюционных «давыдовых» и «кураевых».

Хочется надеяться, что нынешнее руководство Московской духовной академии не захочет повторять роковых ошибок своих предшественников… Очистившись от Кураева, а затем Давыдова, оно поступило мудро и своевременно!

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6, рБ Борис:

Сейчас везде очень много шустрых говорливых пацанов. На всех уровнях общества . Смутное время всегда порождает волну лицедеев, которые могут заморочить мозги толпе. Но чтобы в МДА творилось такое!! С этим юным «профессором богословия постмодерна» всё понятно, но где духовное руководство обители? Есть Богословие, а есть бездонная бездна философствующих фокусников. Зачем нужны эти опасные эксперименты по смешению несмешиваемого. Господи, помилуй!

Точно сказано.. Желающим философствовать можно это предоставить и даже пусть книги издают, (есть же люди которые фантастику пишут и есть те, кто читают) но с грифом "осторожно! философия на богословские темы", т.е. очень важно разделять богословие и философию, чего к сожалению прот.Павел Великанов не делает и от подобного синкретизма страдает и богословие и философия...
ВладимирАз / 09.08.2020, 10:10

6. Олег Давыдов : «Богословие – это риторика»

Сейчас везде очень много шустрых говорливых пацанов. На всех уровнях общества . Смутное время всегда порождает волну лицедеев, которые могут заморочить мозги толпе. Но чтобы в МДА творилось такое!! С этим юным «профессором богословия постмодерна» всё понятно, но где духовное руководство обители? Есть Богословие, а есть бездонная бездна философствующих фокусников. Зачем нужны эти опасные эксперименты по смешению несмешиваемого. Господи, помилуй!
рБ Борис / 08.08.2020, 13:31

5. Изменилось ли что?...

Как свидетельствовал в своих мемуарах митрополит Арсений (Стадницкий), в конце 19- начале 20-го века в МДА среди сонма профессоров был только один, который верил в Бога. Кто мне скажет, изменилось ли что-нибудь теперь или нет?
Яков Яковлевич / 07.08.2020, 13:02

4. правильно

и правильно, что уволили..
ВладимирАз / 07.08.2020, 12:46

3. «Крра, кричит ворона – кража! Каррраул! Грабеж! Пропажа! Вор-р прокрвлся утром рано – грош украл он из кармана…» (из журнала «Мурзилка»)

РНЛ: «Если же он (Давыдов. - РНЛ) считает себя проводником означенного им самим «современного богословия» - неконфессионального, и открыто учит об этом, то значит он себя поставляет тем самым за рамки конфессиональности и следовательно - Православия, ибо Православие - это конфессия. А чему научит студентов неконфессиональный богослов в православной Духовной академии? - недоумевал тогда Р. Конь. - Вопрос риторический… Но, тогда выходит - и небогословский»///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////. Не все здесь столь прямолинейно-однозначно как может показаться… Ну произведены некие действия касающиеся, кстати, и судьбы конкретного человека, а дальше то что? «Задвинули» когда-то протодиакона А. Кураева и что же – избавились от проблемы? А она, наверное, имеется и еще какая – иначе с чего это вдруг заговорил ныне патриарх Кирилл об «обновлении веры»? Вот тот же довод, приводимый выше РНЛ (информационно – АНАЛИТИЧЕСКОЙ (!) службой) столь ли безукоризнен? С одной стороны - едва ли не сплошь борцы за традиционализм и «чистоту» веры, а с другой… С каких это пор Православие стало «конфессией»? Получается, что и Р. Конь «не без греха», а вместе с ним, скажем так - и «оплот» духовного образования – МДА? «Внеконфессиональный богослов» Давыдов… Сегодня он «блуждает» в мыслях, а завтра глядишь - после, разумеется, необходимой «вправки» - и выдаст приемлемый результат? Другой вопрос – есть ли кому ныне заниматься «порослью»? Похоже, и в области духовной деградировали настолько, что… Вспоминается «нашумевший» когда-то «Тангейзер», поставленный на известной сцене в Новосибирске… Там тоже «жаждали» оргвыводов и кадровых «перемен»… Но вот что показательно… Ни Патриархия, ни местный епископат, ни один из (по неформальному на тот момент «статусу») выдающийся богослов Кураев так и не смогли доступно-внятно объяснить с точки зрения именно ДУХОВНОЙ в чем состояла «крамола» - большинство «обошлось» современным "богословским" «минимумом» (?) – оскорблены, мол, чувства верующих, совершено кощунство? Сколько времени с тех пор прошло - а «воз и ныне там»? Возникает ситуация с Собором Святой Софии и… опять та же заезженная «пластинка»?

2. Про Кураева

Среди тех на кого Кураев ссылается "непоминающих" не было. Даже вольнодумец из вольнодумцев Н.А.Бердяев поминал Патриарха Сергия, как я понял. Не поминала патриарха РПЦЗ, но себя с ней Кураев не ассоциирует, тем более после объединения 2007 года, это вообще нелепо. Бывшего дьякона стало нести после смерти Алексия Второго, мне кажется, точнее немного он потерпел, а потом пустился во все тяжкие. В 1990-2000-х его взгляды были менее либеральными, чем взгляды о.Илариона (Алфеева).
Алик Мусаев / 06.08.2020, 17:47

1. Правые и левые богословы.

А при чем тут прот.С.Булгаков, не понял, Булгаков считал православие единственной истинной религией, учение Булгакова о Софие признает А.Г.Дугин, кстати, старообрядец! Всевозможные либералы пытаются прикрываться о.А.Шмеманом, о.Г.Флоровским, о.С.Роузом, но все тщетно. Но проблема есть не только с "левыми" преподавателями, но и с "правыми". Один раз бывший преподаватель МДА о.Никодим Шматько вообще заявил, что в Сергиевом Посаде собираются возводить русский Ватикан. Иер.Г.Максимов показал нелепость этих заявлений как мнимых.
Алик Мусаев / 06.08.2020, 17:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Поляки не нуждаются в войне с Россией!
Открытое письмо властям Польши
19.04.2024
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21