Святая София не греческое только, но русское и всеправославное дело

Возражения на статью Анатолия Степанова

0
1611
Время на чтение 5 минут

Начну с того, что готов согласиться с Анатолием Степановым в главных выводах его статьи «Является ли неоосманизм Эрдогана угрозой для России?». На мой взгляд, они вот в чём:

1. Греческая идея-фикс о Втором Риме – это «старые мехи», дырявые и русским ненужные. А греческое томление по Второму Риму, явление деструктивное, мечтательное, подпитывающее не имперское «ромейство», а греческий национализм, преимущественно либеральный и обмирщённый.

Выливается это эллинское цепляние за отжившие исторические фантомы, в отрытую неприязнь к русским, как только речь заходит о Риме Третьем. Причём, неприязнь – это мягко сказано, некоторых греков, в том числе крупных церковных иерархов, буквально трясёт при одном упоминании о Третьем Риме и русских претензиях на эту «эллинскую византийскую исключительность».

2. Доводить дело до ссор с Эрдоганом России не стоит. Толку не будет. Турция сейчас играет с нами в одну игру и, какой бы конъюнктурной эта игра ни была, забиваем мы голы, по крайней мере, пока, в одни ворота – американские и глобалистские. Надо и дальше продолжать это делать, не теряя бдительности в отношении «попутчика».

3. Исламизация Турции и неоосманизм Эрдогана однозначно лучше, чем созданная «турецким лениным» Кемалем Ататюрком светская, подчеркнуто безрелигиозная республика. Ататюрк создал чуждую духу турецкого народа государственную конструкцию, порожденную безбожием 20 века с его национализмом и разрушением империй. Эрдоган медленно демонтирует это кемалистское нагромождение и правильно делает. Бог ему в помощь.

В этой части выводы Анатолия Степанова не только верны, но и своевременны.

Тем не менее, с некоторыми рассуждениями уважаемого автора я не согласен. Кратко перечислю с чем:

1. Вначале об идиллии неоосманизма. Каким бы положительным ни был отказ от безбожного наследия Кемаля Ататюрка, в целом наивно думать, цитирую Степанова, что: «Неоосманская империя – это не этническое государство турок, это государство турок, курдов, арабов, греков, армян и других народов, в котором турки играют роль главной силы, цементирующей государственное единство. Как нам это важно и нужно!».

Не стоит свои представления об идеальном приписывать другим, это распространенная ошибка, свойственная русской благонамеренности и всечеловечности.

Турция не Россия. Это русские готовы веками сберегать другие народы под своей защитой, на чем строилась и должна строиться русская государственность. Турки же исходят из примата всего турецкого и ассимиляции не турок, как лучшего из решений национального вопроса. Эрдоган практикует синтез умеренного исламизма и национализма, где религия играет роль сплачивающего нацию фундамента и средства включения в общую идентичность нацменьшинств, то есть служит той же ассимиляции, но на исламских началах, где грекам, армянам и даже туркам-алавитам места нет.

2. Далее Степанов пишет: «И возвращение музею "Святая София" статуса мечети Айя-София – видимый знак поворота к новой политике и новой идеологии».

И это, на мой взгляд, не так. Превращение Святой Софии в мечеть – это не символический жест отказа от республиканского наследия в сторону наднационального исламизма, а пас в сторону как раз турецких националистов, для которых регулярные демонстрации у стен Святой Софии были чем-то вроде обязательного ритуала. А требования «возврата Айя-Софии» осмысливались исключительно в духе турецкого реваншизма, возврата к «славной политике османов» в части силового утверждения и войн, а «Айя-София» воспринимается как символ покорения Константинополя и экспансии.

Кемалистский национализм сегодня деградировал до проевропейского либерализма. На смену ему пришли те, для кого все европейское чуждо, а на первом месте стоит «турецкость», не лишённая религиозных начал, но всё же основанная на племенном сознании. Причём, настолько, что для турецких нациков из всевозможных «Серых волков» даже киргизы и казахи, хоть и братья-тюрки, но «слишком узкоглазые», чтобы быть ровней туркам. Эрдоган – не националист в чистом виде, и националисты – лишь его союзники, а не основная электоральная и идеологическая база, но именно в их сторону и был сделан жест теряющим популярность турецким лидером, превратившим Святую Софию в мечеть.

Но это всё – турецкие дела, для нас важнее, как мне кажется, следующее.

3. Анатолий Степанов называет возвращение Святой Софии статуса православного храма «греческим делом», имея в виду узконациональный символизм Святой Софии и Константинополя для греческого политического самосознания. На мой взгляд, это уход в другую крайность, усвоение политизированной, чуждой духу православия установки, ошибкой обратно пропорциональной греческим блужданиям.

Во Христе нет ни эллина, ни иудея. Это же относится и к Святой Софии. У греков свои национальные резоны, связанные со святой Софией, у нас – свои, православные. Не стоит путать православный Божий дар с греческой яичницей.

Аргумент, что теперь в Святой Софии будут «молиться» (пусть и мусульмане), и это хорошо, – красиво звучащий, но не церковный. При всем уважении к мусульманам их молитвы для нас ни о чём, не к Богу они, в христианском понимании, обращены, а в лучшем случае в пустоту. Нравится это кому-то или нет.

Уверен, что мечеть лучше, чем музей на месте бывшей мечети. А православный музей в бывшем православном храме лучше, чем мечеть. Так же как рассказ экскурсовода о православных иконах и фресках благочестивее, чем мусульманский намаз там, где его быть не должно.

4. И еще одно важное замечание, адресованное уже не к самому Анатолию Степанову, а к солидарному с его позицией Семёну Дроботу, опубликовавшему недавно на РНЛ свою статью «Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея».

Семён Дробот в этой статье договаривается до того, что уж лучше Святая София станет мечетью, чем будет передана в качестве православного храма впавшему в раскол Константинопольскому патриархату.

Это утверждение, на мой взгляд, является апофеозом политизированного подхода к вопросу о Святой Софии и логическим завершением рациональных установок, о которых было сказано в предыдущем пункте.

Да, наши Церкви разорвали евхаристическое общение, и мы уже почти два года не поминаем Константинопольского патриарха, и может быть, не будем поминать ещё год, три, пять и более. Но Святой Софии полторы тысячи лет, и, также как нельзя «мерить Бога линейкой», нельзя и значимость для Мирового Православия Святой Софии оценивать в категориях текущих межцерковных нестроений. Впавшему в раскол Варфоломею отпущены годы, а Православной Церкви и её святыням принадлежит вечность. Глупо строить свое отношение к святым местам, исходя из сиюминутных резонов, политических и межцерковных.

Посему, забывать о Святой Софии как о святыне, которая принадлежит всем православным христианам и должна быть нам возвращена, мы не должны, сейчас это произойдёт или позже.

Как не должны мы считать этот вопрос лишь только греческим, а не русским, грузинским, румынским, то есть всеправославным.

Константин Геннадьевич Новиков, православный публицист, Тула

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Достойно!

И Степанов хорошо сказал и Константин хорошо оппонировал!
bryzgalov-kv / 31.07.2020, 18:45

5. Кто считает, что проблема Святой Софии -- не русское, не российское дело -- тот враг православию и России !

Как можно России не почитать Святую Софию, с которой пошло распространение и утверждение православия в мире ? Какая мечеть ? Какой ислам в Святой Софии ? Неужели Господь, попустив вновь мусульманам захватить Вселенскую Святыню, показывает, что последние времена очень и очень близко ! И Вселенское Православие в лице своих предстоятелей, епископов, духовенства и мирян не смогло, прежде всего, молитвенно защитить Вселенскую Святыню Православия !
Гость / 30.07.2020, 19:14

4. Ответ на 3, Анна:

Их покровители--президенты США Трумэн, Эйзенхауэр,Кеннеди,Джонсон,Никсон,Форд,Картер,Рейган,Буш-ст.,Клинтон,Буш-мл.,Обама и нынешний Трамп -- могли дать миллиончики на выкуп Собора или в бессрочную аренду ! Эти стамбульские патриархи, начиная с трумэновского Афинагора могли бы за 50 лет собрать миллиончики на выкуп Собора и заручиться поддержкой своих американских папаш !

С Афинагора как раз все и началось, когда он перестал считать католиков еретиками. С НАМИ БОГ!
Валерий / 30.07.2020, 19:02

3. Будь предстоятели Конст.ПЦ православными, то собрали бы деньги на выкуп Святой Софии !

Их покровители--президенты США Трумэн, Эйзенхауэр,Кеннеди,Джонсон,Никсон,Форд,Картер,Рейган,Буш-ст.,Клинтон,Буш-мл.,Обама и нынешний Трамп -- могли дать миллиончики на выкуп Собора или в бессрочную аренду ! Эти стамбульские патриархи, начиная с трумэновского Афинагора могли бы за 50 лет собрать миллиончики на выкуп Собора и заручиться поддержкой своих американских папаш !
Анна / 30.07.2020, 13:56

2. Как же можно согласиться с неправославными доводами в статье Степанова ?

Спасибо автору Константину за правдивое и справедливое отношение к наступлению басурман с помощью еретика вор-фоломея на вселенское православие ! Греки -как лукавые во веки предали Вселенское Святое Православие !

1. Отличная и объективная статья - в Духе Православной Веры!

Спаси Вас, Христос, уважаемый Константин! С НАМИ БОГ!
Валерий / 30.07.2020, 11:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Новиков
Азербайджан между Персами и Турками
Возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном?
04.08.2022
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян
29.06.2022
Все статьи Константин Новиков
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28