Когда ты болен, не ропщи, но молись Господу, и Он исцелит тебя. От Вышнего приходит врачевание, как царский подарок — говорит Премудрый в Ветхом Завете. Оттого что мы все больны болезнью к смерти, пришел к нам Господь. И предлагает лечение, как никто другой раньше не делал этого. Исполнились времена, приблизилось Царство.
Врач здесь, и все больные народа Божия будут исцелены. Тем не менее все гораздо глубже, чем нам порой хотелось бы. Как удивительно открывает нам это сегодняшнее Евангелие!
Толпы народа следуют за Господом, и многие не могут скрыть своего волнения. Если Он исцелил одного сегодня утром, почему не исцеляет других? Будет ли Он всегда столь же щедрым, не покинет ли Он эту страну? И когда Господь снова останавливается в доме тещи Петра в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда, кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на спине своей матери — дом заполнен до предела. И на улице стоит народ, и все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица обращены к Нему, только бы коснуться, просто коснуться Его руки или края одежды, встретиться с Его взглядом. Его уже знают достаточно хорошо, знают, что Он беззащитен перед тем, кто плачет и молит, что Он не переносит никакого притворства и зла, что от Него исходит сила, которая исцеляет всех.
И вот в эту толпу вошли четыре человека, неся на носилках своего больного друга. Они никак не могли пробиться в дом через толпу, так как давка в дверях была особенно сильной. Тогда по наружной лестнице они взобрались на плоскую крышу дома, разобрали потолок и спустили носилки на веревках, прямо к ногам Христа. И видя веру их, Господь взглянул на этого человека и сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Ясно, что эти люди любили своего друга и верили, что только Христос может исцелить его. У них было чувство сострадания к своему другу, можно сказать, сильное, как природа: гони природу в дверь, она — в окно, нельзя в окно — она через крышу. И любовь у них была — крепкая, как смерть. Нет, о такой любви еще рано говорить. Пусть любовь их настойчива и не знает преград, и не может остановиться на полпути — нельзя еще сказать об этих людях: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Человек не может быть исцелен, пока не прощены его грехи. Грех и страдание естественно и неизбежно связаны друг с другом, как грех и смерть. Чтобы исцелился больной, должны быть прощены его грехи. Надо исцелить более глубокую болезнь — болезнь души, грех. Фарисеи и книжники, которые были ответственны за то, чтобы не допустить никаких лжепророков и лжеисцелений, это знали, и стояли как бы на страже закона, внимательно наблюдая за Иисусом. Как гром среди ясного неба прозвучали для них слова, что грехи прощены. Совершенно понятно, что только Бог может прощать грехи. Когда такое берет на себя человек, это оскорбление Бога, богохульство, и наказанием за это богохульство, согласно книге Левит, была смерть. Они не сводили глаз с Господа, и было видно, в каком направлении заработала их мысль. Книжники и фарисеи, ревнители Писания (кто-то ведь должен наблюдать, чтобы все было по правилам) — в чем же их вина?
Высшее добро, оказывается, может представляться высшим злом, где нет сострадания человеку. И Господь как бы хочет показать им, как велико значение сострадания и как велико значение милосердного слова. Что легче, спрашивает Он, сказать человеку: «Прощены твои грехи», или: «Встань и ходи?» Всякий, легкомысленно относящийся к тайне слова, ответил бы в сердце своем, что легче сказать: «Твои грехи прощены». Кто узнает, действенны эти слова или нет — невозможно проверить. Но чтобы сказать: «Встань и ходи» мертвому почти человеку, надо обладать для этого нечеловеческой, сверхприродной силой жизни.
И вот мы видим, что не радости, как весь народ, а ярости исполняются учители Израильские, когда Христос совершает чудо исцеления. Они понимают, что это значит — разрушение религии, на страже которой они стоят. И это значит также, что чудом исцеления этот Врач подписал Себе смертный приговор. И Господь знал это, и мы должны знать, какой ценой совершает Господь наше исцеление: Крестом, страданием, смертью Своей. Бог стал человеком, чтобы мы узнали, что мы Богом любимы, чтобы «прощение от гроба нам воссияло». Чтобы мы все стали исцеленными людьми, хваля Бога и скача, как Богоотец Давид пред сенным ковчегом среди Пасхи. Чтобы открылась нам глубина нашей жизни и наших скорбей. Дай Бог нам воспринимать все, что с нами происходит, на этой глубине!
Что ты сетуешь: «Молюсь, молюсь, а все остается, как было! И не раз уже соборовал меня священник, а все болею». Если Господь не исцеляет, это потому, что Он хочет, чтобы молитва веры твоей достигла глубины Креста и Воскресения. Может, надо, чтобы ты не только о себе, но и о близких твоих, и о священнике твоем помолилась. Может быть, Господь через твою болезнь хочет спасти других. Сколько раз с самого детства слышала ты, как священник молится в церкви о здравии и спасении, и сколько раз могла убедиться, как милостив Господь, но задумалась ли хоть один раз по-настоящему, что здравие означает спасение?
Как часто мы стоим перед человеческим горем с бессильной нашей молитвой, и понимаем: нет у нас силы помочь, исцеление — это дело Господне. Нельзя сказать, что нет у нас совсем сострадания, но надо быть сострадательными и милосердными до такой степени, чтобы через нас действовало милосердие Божие.
Очень многие думают: как бы мне найти такого батюшку, чтобы подойти к нему и сказать: «Батюшка, исцели меня!» — и услышать в ответ: «Если веришь, радость моя, все возможно верующему». И чтобы как преподобный Серафим Саровский, батюшка вынес немного масла из лампадочки, которая всегда горит у него перед иконой Божией Матери, и помазал больное место, и сказал: «Благодатию Божиею я, грешный, исцеляю тебя».
Надо, надо молить нам Господа, чтобы послал Он нам сегодня таких милостивых чудотворцев, как святой Иоанн Кронштадтский, как святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, заступничеством которых исцелялись тысячи и тысячи, принося Господу глубокое покаяние. И болящие, прежде всего, могут умолить Господа о ниспослании нам этих «мужей силы и разума», и сострадания. Но при этом важнее понять, что дар исцелений у Господа предназначен не для одних великих святых. Каждый из нас во святом крещении принял его. Блаженный Августин вспоминает, как молодая девушка в его храме, выйдя из крещальной купели во время пасхальной всенощной, осенила крестным знамением стоящую там женщину, которая была больна безнадежной болезнью, и та тотчас получила исцеление. Так было в древней Церкви, и так происходит сейчас.
Простая прихожанка рассказывала, как она была при смерти, врачи уже отказались от нее, и часы ее были сочтены. Но маленькие детки ее (четверо, между прочим, их было) всю ночь молились со слезами перед иконами, и под утро она почувствовала вдруг, что смерть отходит. Совсем начинающие, еще не имеющие никакого духовного опыта христиане явились чудотворцами. И вот о чем, может быть, нужнее всего нам задуматься.
Один священник рассказывал, как в его приходе были две женщины, больные раком. Одна — мать пятерых детей, за которую многие прихожане, несколько групп, молились об исцелении, непрерывно читая акафисты и Псалтирь, и за каждой литургией священник не только вынимал за нее частицу, но и произносил особую молитву. И другая — молодая женщина двадцати двух лет, которой сделали уже две операции. Она вела нехорошую, нечистую жизнь, и многие знали об этом. И хотя она была лишена причастия, тем не менее продолжала почему-то постоянно ходить в храм, стоя подолгу перед иконой Спасителя. Однажды священник сказал в проповеди, что в их храме произошло чудо. Что Господь, как в древние времена, исцелил женщину, у которой был рак желудка. Эта блудница пришла в храм, и стояла, заливаясь слезами, на исповеди. Господь не исцелил ту, за которую молились все, но Сам посетил ту, о которой никто не думал, и которую многие презирали. Добрый Пастырь исцелил овцу самую заблудшую и телом, и душой. Она шла вместе со всеми, не переставая плакать, к причастию. Сам Господь отменил все епитимьи, и это был праздник всей Церкви.
Непостижимы и неисследимы замыслы Божии о человеке, и святость человека заключается в том, чтобы смиренно принять то, что Бог хочет сотворить с ним, приобщая его Своему Кресту и Воскресению. «Я не думаю об исцелении, — сказала мне тяжело больная женщина, которую я причащал на дому. — Я прошу Господа, чтобы иметь веру переносить мою болезнь. Я не могу сказать, что я не желаю исцеления, но я не прошу об этом. Господи, как Ты Сам желаешь, и как Сам знаешь, только спаси меня».
Воистину, болезнь — Божие посещение. «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», — говорит апостол Павел (Гал. 6, 17). И вся Церковь болезнями и страданиями своими до последнего дня несет на себе Христовы раны. И Господь сподобляет такого болящего быть особым причастником Креста Своего. Он как бы дает ему нести вместе с Собою все немощи других людей. Он доверяет ему служение исцеления: своим страданием больной участвует во внутреннем исцелении их, его болезнь может быть проповедью, просвещением других.
Иногда Господь исцеляет тело в знак исцеления души. Но настоящее чудо — не физическое исцеление. Чудо — избавление от ненависти и отчаяния, от этого ада, в котором все живут. Чтобы человек мог сказать: «Вот, что Он сделал с моим сердцем — в нем Свет воссиял несотворенный! И, полуживое, оно сделалось способным любить ближнего любовью Божией».
Узнаем тайну молитвы, к которой призывает сегодня нас Церковь, и будем молить Бога об этом чуде в мире, где за умножение грехов — умножение болезней и бессердечия. Чтобы нашлись и у нас друзья, которые принесли бы нас ко Господу, когда придет к нам испытание тяжкой болезнью. Чтобы и мы сами стали такими друзьями, которые исполнены решимости других на себе до конца нести.
О, если бы Господь благодатью Своей научил нас на самом деле благодарить Его за скорби, которые Он нам посылает! Чтобы вся Церковь болезнями и страданиями своими принесла смертельно больную Россию ко Господу, и люди, еще вчера не знавшие Бога, могли воскликнуть: «Господи, не на грехи мои смотри, но на веру Церкви». Болезнями святых Твоих исцели наши болезни, Господи, и открой всем свет Креста Твоего и Воскресения!
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России