В понедельник, 29 июня, как сообщил сайт «Русские Афины», к греческому афонскому монастырю Эсфигмен, что на горе Афон, подошли несколько полицейских кораблей, а возле монастыря дежурили несколько полицейских машин. Монахам-насельникам, которых там порядка 110 человек, был поставлен ультиматум - освободить обитель до 2 июля.
Появились сообщения, что полиция готовит штурм монастыря. В соцсетях и месенджерах запестрели сообщения о необходимости молитвы за «осаждённых монахов», которые пересылали люди, особо не разбирающиеся в ситуации. Среди активно рассылаемых материалов было видеообращение представителя русской раскольнической общины схииеромонаха Рафааила (Берестова) Онуфрия (Стебелёва-Веласкеса), который не без надрыва сообщал, что «монахи Эсфигмена готовы к обороне», что «братство собрано в кулак, будут защищать свою обитель до конца, не отдадут свою родную обитель врагам Божиим и Божией Матери». Вот так православные греческие полицейские и спецназовцы объявляются врагами Божиими. Что самое пикантное, полицейские, которых по сообщению Онуфрия, было более 80 человек, пытались штурмовать обитель, бульдозером пытались разбить монастырские ворота, но «монахи отбили штурм, закидали их камнями и зажигательными смесями в бутылках, "коктейлями Молотова" (выделено нами. - РНЛ)». Монахи с «коктейлями Молотова» - это сильный образ!
В конце концов, штурм монастыря не состоялся, полицейские и спецназовцы уехали.
История эта давняя.
Эсфигмен - один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Он находится в восточной части Афонского полуострова. Хотя монастырь Эсфигмен был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен раньше - в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. А в нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого Эсфигмену», датируемого археологами IV веком.
Для Руси обитель дорога тем, что в ней принял монашеский постриг и подвизался основоположник русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский. Отсюда он принёс на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. Неудивительно, что в XIX-XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий - малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.
В XIV веке настоятелем Эсфигмена был будущий великий святитель Церкви Григорий Палама.
Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмене, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим Эсфигмен был закрыт и с 1821 до 1832 года не существовал как монастырь, оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.
В обители хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века. Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.
Сегодня монастырь Эсфигмен не поминает Константинопольского патриарха, которому канонически подчиняется Святая Гора, в связи с чем не имеет канонического общения с другими афонскими монастырями. Монахи принадлежат к неканонической старостильной «Истинно-православной церкви Греции – Синод Хризостома», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).
Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда патриарх Константинопольский Афинагор (Спиру) встретился с римским папой для совместной молитвы. В ответ на это монахи Эсфигмена выпустили воззвание, в котором обвинили своего предстоятеля в экуменизме и связях с Ватиканом.
Патриархат пытался воздействовать на мятежников через Афонский Кинот - управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы. Однако 13 ноября 1971 года Кинот постановил: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».
С 1974 года братия монастыря отказалась возносить имя нового Константинопольского патриарха Димитрия, обвиняя и его в экуменизме, встречах с римскими понтификами и запрете со стороны патриарха иметь монастырю своего представителя в Киноте.
В ответ 11 марта того же года патриарх Димитрий направил письмо Афонскому Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили игумены трех монастырей - Эсфигмена, Григориата и Святого Павла, но самые жёсткие прещения были в отношении Эсфигмена: игумена, двух эпитропов и секретаря монастыря патриарх требовал изгнать со Святой Горы. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмен и выставила оцепление снаружи монастыря. А монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспарант «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он - враг Православия».
Монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него. Однако затем прещения ослабли, но Эсфигмен продолжал оставаться символом сопротивления экуменизму и филокатолицизму.
Конфликт обострился в конце 2002 года, когда новый Константинопольский патриарх Варфоломей официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.
В 2005 году была создана альтернативная община монастыря, за которой было признано право на обладание монастырём. В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех монахов Эсфигмена к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». А в 2017 году уголовный суд Салоник заочно приговорил к 20 годам тюрьмы игумена Мефодия и монаха Антипа за сопротивление и использование «коктейлей Молотова» при попытке их выселения из монастыря в июле 2013 года.
С 2012 года, периодически греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря, которые заканчиваются ничем, и блокада снимается. Так что события конца июня - начала июля просто очередная, как обычно вялая, попытка полиции захватить монастырь.
Ситуация с Эсфигменом интересна для нас, прежде всего, в связи с развитием конфликта вокруг бывшего духовника Среднеуральского монастыря схиигумена Сергия (Романова). По всей видимости, лишённый на днях сана отец Сергий и его сподвижники попытаются превратить Среднеуральский монастырь в «русский Эсфигмен».
Редакция Русской народной линии
9. Началось ? Выселение ?
8. Ответ на 7, Кедров:
7. Ответ на 4, Владимир Николаев:
6. Есфигмен не прав? "Ты сер, а я, приятель, сед..."
5. Вор-фоломеевцы все равно лазают по Европе...
4. Преподобные отцы Святаго Эсфигмена подают пример сторонникам Отца Сергия.
3. ...
2. Раскольники не Эсфигменцы, а вор-фоломеевцы, что и показала история. По попущению Господа т.н. "вселенский патриарх" Вор-фоломей
1. Это же как надо стоять твердо в истине, как надо верить Господу, как надо истово молиться и служить, чтобы столько лет держать осаду и не сдаваться вор-фоломеевцам ?!