Как должен верующий православный человек относиться к тому, что происходит сейчас в России? Да и не только сейчас, а вообще: каков критерий, с помощью которого современный русский христианин может составить своё мнение о важнейших политических событиях в стране? И, конечно, о политиках, являющихся главными действующими лицами всех этих событий?
Думаю, ответ прост. Отношение христианина к тому или иному человеку (неважно, рядовому нашему соотечественнику или известному политику) непосредственно зависит от того, как сам этот человек относится ко Христу. Друг Господа Бога и Спасителя моего Иисуса Христа – также и мой лучший друг. Враг Его – и мой смертельный враг! Ибо Сам Христос сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает…».
Впрочем, когда речь идёт о политиках, а тем более – о больших политических начальниках, судить об их отношении ко Христу я могу только по результатам их деятельности на тех высоких постах, которые они занимают. Другой возможности сформировать своё отношение к ним у меня просто нет. А результаты эти, – во всяком случае, в последнее время, – меня совершенно не устраивают.
Все важнейшие общественно-политические процессы 2020 года, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что система, которая так или иначе обеспечивала управление страной после развала СССР, неумолимо теряет свою эффективность. Происходящее сейчас, пугающе похоже на то, что происходило в последние годы существования Советского Союза. Система буксует. Идеологический фундамент и политические институты эпохи «развитого путинизма», обеспечивавшие стране безопасность и развитие в течение последних 20 лет, работают всё хуже и хуже.
Даже нынешний российский Агитпроп всё больше и больше начинает напоминать Агитпроп советский. Причём, в его худшие, маразматические, застойные времена. Балаган с недельным голосованием за изменения в Конституцию – лучший тому пример. Гляжу я на все эти ужимки и прыжки, на масочки, перчаточки и «социальные дистанции», слушаю набившие оскомину призывы «всенародно решить свою судьбу на выборах» и не знаю – плакать или смеяться? Наверно, всё-таки плакать надо. При том, что сами по себе предлагаемые конституционные поправки, на мой взгляд, полезны. Хотя бы в теории…
В любом случае, объективному наблюдателю очевидно – дни демократии, как господствующей политической формы государственного устройства, сочтены. Во всём мiре. И на Западе, и у нас, в России, куда она была 30 лет назад искусственным образом с этого самого Запада пересажена. Думаю, наиболее опытные политики не могут этого не чувствовать. И это их, несомненно, пугает. Потому что заменить авторитет, легитимность и эффективность «всенародных выборов», на глазах теряющих своё фундаментальное значение идеологической основы нынешнего миропорядка, им попросту нечем. От слова «совсем». И как быть, как обеспечить в этих новых условиях стабильность своего личного элитного статуса и стабильность государственного управления в целом, они не знают.
То есть нет, что я говорю! Часть из них, конечно, прекрасно знает. И активно работает в этом направлении. В направлении замены слабеющей «политической демократии» с её примитивными, по нынешним временам, выборными манипуляциями, цифровым тоталитаризмом «электронного концлагеря» с его безграничными, как им кажется, возможностями контроля за каждой человеческой личностью. И эти, которые знают, совершенно уверены, что будущее – за ними…
Но большая часть элитных группировок – и в Европе, и в Америке, и в России, и даже в Китае – растеряна и деморализована. Другая их часть, меньшая, но невероятно активная – рвётся в новый цифровой тоталитаризм, где они надеются навсегда стать «высшей расой» и хозяевами глобального электронного концлагеря. На этом фоне всё, произошедшее в последние месяцы в связи с появлением коронавируса, приобретает новый, зловещий оттенок.
Если кто-то надеется, что время всё поправит, что пройдёт месяц-другой-третий, и всё забудется, всё в нашей благословенной стране вернётся на круги своя – не обольщайтесь! Процессы, которые были запущены «пандемией» и в экономической, и в политической, и в духовной, нравственно-религиозной области, только лишь начинают своё развитие. И влияние этих процессов на все стороны нашей жизни будет стремительно нарастать. Независимо от того, хотим мы этого, или нет.
«Последние времена» наступают на нас быстро и решительно, с сокрушительной силой. Митрополит Иоанн Снычёв сказал почти 30 лет назад: «Антихрист, как реальная политическая возможность наших дней, уже не вызывает сомнений…». Сегодня, после массового закрытия храмов, указов о дезинфекции лжиц, которыми верующим преподаётся Святое Причастие, после нестроений и смут, вызванных в Русской Православной Церкви такими, с позволения сказать, «нововведениями», эти слова не кажутся ни отвлечённым образом, ни публицистическим преувеличением.
Надо признать очевидный факт: наша нынешняя государственная власть – власть безбожная, хотя и не богоборческая. Она просто цинично-равнодушна к любым духовным проявлениям народной жизни. И управляет такая власть вовсе не Третьим Римом, как многим из православных патриотов хотелось бы думать. Она управляет исторически обессиленным, в значительной своей массе обезверившимся народом и ослабленной, нестабильной страной, которая от её управления находится в страшной опасности.
Конечно, это не повод впадать в панику или, подобно левакам и либерал-сатанистам, уходить в «непримиримую оппозицию» и вместе с ними раскачивать хрупкую лодку нынешней российской государственности. Путина винить бессмысленно. Он прагматичный политик, и действует так, как ему диктует политическая конъюнктура момента. Иначе ему вряд ли удалось бы удерживать власть в России 20 лет подряд. А за эти 20 лет путинская эпоха, будем справедливы, ознаменовалась целым рядом выдающихся достижений. Как минимум, в области геополитики, военного строительства и международного положения страны.
Но ресурс «развитого путинизма», похоже, исчерпан. Его можно было бы продлить, подпитав энергией русского национального патриотизма и православного мессианства, но никаких поползновений в этом направлении режим не делает. Более того, складывается отчётливое впечатление, что Кремль по-прежнему считает развитие русского национального и религиозного чувства едва ли не главной опасностью для своих планов.
В таких условиях долго сохранять то шаткое равновесие, которое поддерживалось в нашей политической и церковной жизни последних лет с помощью сложной системы компромиссов и умолчаний, не удастся! Не стоит и пытаться. Речь может идти лишь о сроках, когда все эти фальшивые декорации рухнут, и обнажится истинная суть происходящего. А она такова: Россия, расколотая и дезориентированная, измученная и духовно обессиленная, теряет последние силы под напором яростной сатанинской злобы. Злобы и ненависти к Православной Церкви, к русскому народу-богоносцу, ко всем верующим во Христа и верным Ему.
И суть эта от каждого из нас требует ясного и однозначного выбора: либо со Христом в рай, либо без Него в ад. Или «узкими вратами и тесным путём» в жизнь вечную, или «широкими вратами и пространным путём» в пагубу. Третьего пути нет!
Выбор этот коснётся каждого. И будет осложнён как нашей нынешней духовной немощью, так и тяжёлыми внешними условиями. Думаю, для внимательного и вдумчивого взгляда уже несомненно: земная, человеческая часть Православной Церкви опасно больна. Вселенское Православие тяжко страждет под ударами расколов и ересей, обновленчества и экуменизма, маловерия и теплохладности. Этими ударами земное здание Церкви разрушено почти до основания. И это – наша вина. Исправить положение можно только одним – твёрдым и бескомпромиссным исповеданием Православия. Невзирая на лица и обстоятельства, которые этому препятствуют.
Господи, помоги!
Константин Юрьевич Душенов, православный публицист, директор агентства «Русь Православная»
15. Ответ на 14, :
14. Ответ на 12, Андрей Козлов:
13. "наша нынешняя государственная власть – власть безбожная, хотя и не богоборческая"
12. Ответ на 6, :
11. а когда то было не так?
10. Хорошая статья!
9. Так!
8. Ответ на 1, Разработчик РНЛ:
7. Ответ на 5, поп Андрей:
6. Ответ на 2, Андрей Козлов: