Родина казаков - не украинские степи, а водные просторы Руси

Все, в ком живут языки, гены и дух славянских, финно-угорских и сибирских предков, должны быть благодарны тем, кто проделал огромную работу по древней истории Руси

0
2455
Время на чтение 20 минут

1. На фоне возрастающей агрессивности и варварства «свободных граждан», «мировой попсы» и необузданных ковбоев в различных частях света, деяний сил зла в США, Европе, на Ближнем и на Дальнем Востоке деятельность настоящих учёных и рыцарей науки в развитых странах, в том числе и в России, приобретает особую значимость в системном противостоянии силам разрушения и зла.

В этом смысле у нашей науки не должно быть мелочей. Всё, что делает современная российская наука, в скором времени может отозваться в нашем недалёком будущем самыми неожиданными духовными, нравственными и культурными сдвигами, потрясениями и прорывами, исполненными надежды вместо тревог и уныния.

Возьмём, к примеру, этнокультурную и общественную историю Гардарики, уникального государственного явления на Северо-Западе Руси, простирающегося вплоть до среднего течения Днепра, современником и свидетелем которой был киевский князь Аскольд вместе с историей взаимодействия славянских, скифских, прибалтийских и финно-угорский народов, племён и народностей.

Исследователи считают, что сначала Гардарикой (Garðaríki) называли цепь крепостей в северных землях (вдоль Волхова), от Любуши и Старой Ладоги до Великого Новгорода, но затем это название распространилось на всю Русь. Кстати, впервые Гардарика упоминается еще в «Саге о Хорвере», в которой рассказывается о датских королях 7-го века, когда ни о каком «призвании варягов на Русь» не было и речи. Можно сказать, что транспортным, языковым, военно-политическим, этническим ядром зарождения Руси была территория, которая сегодня именуется Ленинградской и Новгородской областью.

Во многих скандинавских сагах княжествами Гардарики называются Хольмгард (Новгород), Kœnugarðr (Киев), Pallteskja (Полоцк), Aldeigjuborg (Старая Ладога), Smaleskja (Смоленск), Súrsdalar (Суздаль), Móramar (Муром), и Ráðstofa (Ростов) [Джаксон Т.Н. Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. 2001].

Первое, что хочется отметить, глядя на перечень Гардарийских княжеств в скандинавских сагах, это то, что мы, современные жители Гардарики, в них видим явственно ряд русских городов (Новгород, Старую Ладогу, Смоленск, Ростов), белорусский город Полоцк и столицу сегодняшней Украины – Киев. И мы можем предметно утверждать, что уже в 8-9 веках Гардарика собрала вместе предков трёх ветвей русичей – великорусов, белорусов и малорусов. Мы также видим среди уже отмеченных княжеств также «Муром» и «Суздаль», что говорит о том, что в становление и развитие Гардарики внесли свой вклад и финно-угры [Колдасов Г.Д. Особенности топонимики Северо-Запада Руси-России. Коллективная монография «Homo Eurasicus в системе социальных и культурных коммуникаций». СПб.: РГПУ, 2020, стр. 132-137].

Сыном финно-угорской муромы был и великий богатырь Киевской Руси – святой Илья Муромец. Кроме того, если мы обратим внимание на гидронимы и топонимы, окружающие Новгород, Старую Ладогу, Суздаль и Ростов, то легко обнаружим множество слов финно-угорского происхождения: Нева, Ижора, Мга, Вишера, Валдай, Вологда, Кострома. В каждой из северо-западных областей Руси – Ленинградской, Вологодской, Ярославской, Владимирской, Псковской, Новгородской, Тверской – не меньше половины названий рек, озёр, поселков, урочищ и возвышенностей финно-угорского происхождения. Ясно, что эти гидронимы и топонимы проявились ещё до того, как появились первые свидетельства о Гардарике в западных хрониках и «Повесть временных лет». Если бы это было не так, о приходе финно-угров в пределы Гардарики и вообще на Северо-Запад Восточной Европы было бы сообщено в более поздних русских летописях и в западных хрониках.

Но вот, Саксон Грамматик сообщает, что был такой Транон (ок. 1 века) – король Ливонии, который пал в морском сражении от короля готов Фротона I. Был Гандаван – в 1 веке великий Северный король Гардарики; Бой – король Гардарики вo 2-3 веке. Король готов Фротон III в 3 веке покоряет Гунгард-Гардарику и отдаёт Холмгардское княжество Олимару [Саксон Грамматик. Деяния Данов].

Саксон Грамматик также сообщает о некоем царе Гардарики Флоке, правившем в 4 веке. Но он ничего не пишет о неизвестных нам топонимах и гидронимах Гардарики и об отсутствии там финно-угров, как об этом не пишут и саги и летописи после 8-9 веков.

Во-вторых, хочется отметить, глядя на перечень Гардарских княжеств, что скандинавам очень трудно даётся воспроизведение русских и финно-угорских названий в Гардарике.

В саге об Одде Стреле упомянуты такие имена князей Гардарики: Геррауд, Кенмар – князь Кенугарда, Марро (Мурро) – князь Муромский, Эддвал – князь Суздальский, Радстав – князь Ростовский. Степень искажения скандинавами славянских имён ещё более выпукло видна и в саге об Эймунде: Вальдимар – Владимир, Виссавальд – Всеволод, Всевальд; Ярицлейф – Ярослав, Бурицлейф – Бурислав, Борислав; Вартилаф – Брячислав.

Приведённые факты дают основания нам предположить, что и их слово «Гардарика» тоже не совсем точно передаёт древнее название Северо-Западного союза городов Руси. Если там гидронимы в подавляющем большинстве финно-угорские, то почему название самой страны должно быть непременно германского происхождения, а не финно-угорского или славянского? Да и в скандинавских сагах не утверждается, что Гардарику создавали в основном викинги, берсерки, Тор, Один и примкнувшие к ним норманны.

В северных широтах в устье Оби в землях, населённых уграми-ненцами, с давних времён, есть город Салехард, в переводе с ненецкого «город (хард) на мысе (сале)». Очень может быть, что исходное название Гардарики было больше похоже на «Хардрику». Мы видим, что и цари Хардрийские носили тоже имена не германского происхождения: Гандаван (больше похоже на древне-индийское имя), имя Бой – русскому понятно и без дополнительных пояснений, как и имя Ярослав (Ярцилейф).

Сведения, сообщённые С.Грамматиком, проливают дополнительный свет на понимание народов и времени их проживания на землях Хардрики, которые также отметил, в частности, Иордан вместе с Германарихом при посещении ими в 4-м веке Гардарики.

2. Читаем в академическом справочнике «Финно-угры и балты в эпоху средневековья» (М.: Наука, 1987): «По древнерусским летописям и материалам археологии выделяются следующие раннесредневековые прибалтийско-финские (финно-угорские) племенные образования: эсты (в летописях – чудь); хаме (емь) и суоми (сумь); корела, ливы, водь, ижора, весь-вепсы, чудь заволочская и чудь белоглазая» [Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987].

Понятие «прибалтийские племена» является, прежде всего, этнографическим и обществоведческим понятием также, как и понятие «финно-угорские» племена. Но почему мы в этом справочнике не видим в одном ряду с указанными племенами славянских племён? В чём причина? В природном прозападном настрое либерально ориентированной интеллигенции?

В понятие «прибалтийские племена» входят такие племена, как: литва, пруссы, латгалы, селы, земгалы, жемайты, аукштайты, скалвы, ятвяги, голядь. Сегодня немногие литовцы помнят, что пруссы по языку и по крови им были близкими родственниками. И многие литовцы конца 20-го века на мой вопрос: «Какой народ вы считаете самым близким себе?» отвечали очень коротко и без колебаний: «Немцы!». То есть – потомки тех самых, которые сжили с белого света их ближайших родственников – пруссов! Многие литовцы считают, что «пруссы» это рыжие тараканы и только.

А уж о таких прибалтийских племенах как: латгалы, селы, земгалы, жемайты-жмудь, аукштайты, скалвы, ятвяги, помнят единицы даже в среде этнографов. И в этом виновато не только неумолимое время, но, надо признать, слабая этническая и нравственная культура самих названных выше прибалтийских племён, прежде всего, литовцев и почивших с немецкой помощью пруссов. Агрессивному напору германских племён, под водительством Карла Великого и Фридриха Барбароссы, противостояла не слишком сильная этнокультурная сплочённость литовцев и пруссов. Эти и другие этнокультурные факты, известные современной науке, не оправдывают моду и сегодняшних «евро-озабоченных» этнографов, стремящихся выделять преимущественно прибалтийско-финно-угорские связи. Хотя нет оснований считать эти связи сильнее тех, что были среди литовцев и пруссов во времена Карла Великого и Фрица Барбароссы, как и других их завоевателей из Тевтонского ордена. Окончательно прусский язык исчез в 17-м веке.

Ни литовцы, ни пруссы не сумели должным образом организовать меж собой прибалтийские общественные связи, и пруссы были уничтожены германцами с 13-го по 17-й век. А ЕС-ная Европа уже в настоящее время заканчивает ликвидацию литовцев и латышей, как этнокультурные явления; молодёжь покидает эти прибалтийские страны, а вместе с этим – и будущее своих стран, предпочитая ЕС-жизнь. Попытку поддержать пруссов в общественно-политическом плане предпринял новгородский князь Гостомысл, призвавший пруссов на Русь в качестве варягов ещё до Рюрика. Но они не захотели укреплять военно-политическое и общественно-культурные связи с Гардарикой и Русью.

Проснувшиеся недавно «великие укры» не хотят крепить общественные и культурные связи ни с русскими, ни с русинами, ни с поляками. Вместо этого они предпочитают периодически уничтожать их памятники, порою вместе с самими русскими, русинами и поляками. Правда, вероятность того, что сегодня «укров» уничтожат известные «санитайзеры Европы» – германцы не очень велика, но вероятность того, что их могут убрать с этнографической и географической карты глобально активные наглосаксы весьма и весьма реальна. Жители Украины, поставившие себя вне права и вне своей реальной истории, быстро, старательно и самодовольно деградируют до уровня «великих укров». Укротить «укров» может история прусского народа, если они ею заинтересуются.

Но вернёмся к более исторически значимым для Гардарики финно-уграм. В том же справочнике в разделах «Водь» и «Ижора» сообщается, что по украшениям, найденным в могильниках на Ижорском плато, исследованные могилы можно отнести к трём типам: славянскому, финно-угорскому и смешанному, содержащему украшения как финно-угорские, так и славянские. Культурное взаимодействие славян и финно-угров не только в раннем и среднем средневековье на территории бывшей Гардарики было давно и ясно выявлено. К этому можно добавить и известное самобытное этнообразование, как сеты – чудь, исповедующая православие, также и такое историческое явление и понятие, как Водская пятина Новгорода.

В «Повести временных лет» даётся перечень славянских и финно-угорских народов, входящих в политико-культурный союз «Русь» и платящих Руси дань. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав Новгородской рати и выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. Примером чего может быть ижорец Пелгусий – соратник Александра Невского. Ясно, что культурное, духовно-религиозное и общественно-политическое взаимодействие между финно-угорами и славянами на территории бывшей Гардарики, было более выраженным и более действенным, чем финно-угров с прибалтийскими племенами. Поэтому надо признать, что такое этно-определение, как прибалтийско-финно-угорские образования далеко не в полной мере соответствует этно-процессам на территории бывшей Гардарики. Более системно правильным и не вводящем в заблуждения обычных людей будет определение «славяно-прибалто-финно-угорские взаимодействия на территории бывшей Гардарики».

Другим примером сдвига сознания некоторой части «европреданнных» культурологов и этнографов в сторону евробес-культуры может быть конкретный пример с этно-трактовкой такого явления на территории бывшей Гардарики, как Ингерманландия, древними жителями которой были водь и ижора. Само же название «Ингерманландия», – немецкого происхождения, что возбуждало и возбуждает фантазию некоторых германофилов и они выискивают в облике «инкери», жителей Ингерманландии, древних викингов и германцев. Действительно, этнокультурное лицо «инкери» несколько отличается от этнокультцурного лица води и ижоры, которые с давних пор были православными, а среди «инкери» встречались и лютеране. Причина этого в том, что по «Столбовскому миру» Ингерманландия, Корельский уезд, крепости Копорье, Орешек, Ям, Корела и Ивангород отошли к Швеции. Шведский наместник указанных земель Делагарди принял решение переселить их Карелии часть финно-угорских жителей, а именно «эвримейсов» и «савакотов», исповедавших лютеранство, и разбавить ими водь и ижорцев в Инкери. Здесь будет не лишним обозначить одну особенность угро-финских племён: их самоназвания обычно довольно длинны и фонетически сложны для русского и немецкого уха и языка. Русские их, как правило, сокращают: например, самоназвание – «суоми», русское сократили до – «сумь»; самоназвание – «эурямёйсет» до – «эвромесь»; самоназвание – «хаме» до «емь».

Кстати, и Пётр Первый расселял финно-угров и в Новгородские и Тверские земли после свершившихся там больших пожаров и бунтов.

3. Именно в «славяно-прибалто-финно-угорском взаимодействии народов» интересно рассмотреть и такие яркие общественно-политические и духовно-культурные явления нашей истории, как святой Аскольд и его деяния, положившие начала христианства в Киеве, да и вообще на Руси.

С 9-го века празднование Ризоположения Пресвятой Богородицы связано на Руси с крещением князя Аскольда. Крещения Руси начались задолго до великого князя Владимира Святославича. Крещению Аскольда предшествовал его поход на Царьград в 860 году, когда после положения святым патриархом Фотием Ризы Божией Матери в море поднялась буря и потопила много кораблей славян. Поражённые чудом князь Аскольд и его войны крестились. В Никоновской летописи приводится легенда о том, что Аскольду дали в руки Святое Евангелие, назвав его Истиной. По сему Аскольд сказал: «Если это и правда Святое Писание, то оно не сгорит, и бросил его в огонь. Евангелие не сгорело».

Есть летописные утверждения, что Аскольд последний наследник киевского князя Кия. Когда точно князь Аскольд пришёл к власти неизвестно. Но 852-853 годах славянские дружины под его началом участвовали в борьбе с арабами в Закавказье. В борьбе с кочевниками погиб сын Аскольда. В 867 году венгры просили дружину Аскольда принять участие в борьбе с кочевниками-печенегами. Венгры в этническом отношении - тоже угры. Этот факт говорит о том, что и в 9-м веке на широких просторах Русской равнины, территории даже большей, чем Гардарика, древние русичи взаимодействовали с угро- финнами. В венгерской летописи сообщается, что венгры в 840 году захватили Киев. Утверждается, что имена Щек и Лыбедь восходят к венгерским именам, хотя фонема «щ» считается чисто славянской.

Аскольд взаимодействовал также и со скифо-сарматскими народами, и с варягами. Понятие «варяги» сложилось на Руси ещё до внуков Гостомысла, которые вместе с пруссами никакого отношения ни к викингам, ни норманнам не имели. В некоторых греческих хрониках их называют норманнами, но не в этническом смысле, а как жителей северных стран относительно самой Греции.

Викинги и скандинавы имели отношение к варяжскому делу не большее, чем и к созданию Гардарики на северо-западе Руси. Они, вступая в ряды варягов или жителей Гардарики, принимали правила жизни и обычаи варягов и жителей Гардарики и не лезли в славяно-финский ряд со своим берсеркским уставом. Перечисленные в сагах города и княжества Гардарики все носят либо русские названия, как Новогород, Полоцк, Смоленск, Ростов либо названия финно-угорского происхождения, как Ладога, Суздаль, Ям, Мурома, Нарова.

Занимавшийся этнографией и топонимикой Сибири Б.А.Серебряников обратил внимание на топонимические и гидронимические параллели между сибирскими и северо-западными названиями в России. Этому он приводит такие примеры: река Сума – в Сибири приток Чульмы и река в Ленинградской области; река Уса – приток Печёры и река, впадающая в Онежское озеро; река Оса – приток Ангары и на северо-западе приток Вашки и Мезени; Лена – река в Сибири и посёлок в Архангельской области; Юра – приток в бассейне Оби и приток Немана в Литве.

К этому можно добавить ещё две реки «Немда», одна - приток Вятки, другая – приток Волги и река «Нем» – приток Вычегды в Коми; город в Гардарике (Ленобласти) Ямбург и посёлок в Ямало-ненецком национальном округе Ямбург.

На северо-западе России – Руси, с начала первого тысячелетия новой эры преобладают гидронимы и топонимы финно-угорского происхождения. В исландской саге 9-го века нет ни одного славянского и финно-угорского названия, которое бы не было сильно искажено скандинавским сознанием, примеры приведены выше. Поэтому с большой вероятностью можно утверждать, что и само название Гардарика тоже несёт в себе скандинавское искажение финно-угорского топонима Хардарика (хард-город). Вряд ли приходится сомневаться, что корень хард-гард-град-город исторически восходят к одному корню праславянскому, праарийскому и санскритскому. Поскольку в союзной Хардарике мы не находим ни одного слова однозначно скандинавского происхождения, гораздо больше оснований считать Хардарику, как культурно-историческое явление, финно-угро-славянским образованием и наименовать её соответственно, как Хардарика, и Городарика. Нелепо же нам Новгород именовать, например, как Навого, хотя германцы и скандинавы могут.

В общественно-культурном плане русские варяги являются продолжателями военно-культурных традиций, сложившихся во времена князя Аскольда, и закреплённые дальше великой княгиней Ольгой и её сыном Святославом уже в 10 веке.

4. К сожалению, нет достоверных сведений о внешнем виде князя Аскольда. О внешнем же виде великого князя Святослава мы имеем верные сведения от его современника византийского история Льва Диакона: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него было совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок – признак знатного рода; крепкий затылок, широкая грудь». Многими также отмечалось ношение Святославом шаровар и сапог. Зададимся вопросом: «Как такое описание внешности великого князя характеризует его, как общественно-культурное явление на Руси?»

Отметем сначала признаки, которые являются общими и для славян и для финно-угров северо-запада и центра Руси: светло-синие глаза (светлоглазый или белоглазый, можно вспомнить чудь белоглазую), умеренный рост, широкая грудь. Славяне и финно-угры отличались, и даже сейчас отличаются, физической крепостью, и не отличаются друг от друга ни густотой, ни длинной волос. Крепкий затылок характерен для всех физически мощных и сильных людей.

Финно-угры относительно славян имеют более мелкие черты лица и отличаются большей курносостью. Курносость Святослава позволяет предполагать в нём наличие финно-угорских кровей. Финно-угров было много на родине его матери великой Ольги, на Псковской земле, и само название Псков тоже имеет финно-угорские истоки.

Из имеющихся исторических сведений можно заключить, что Великая княгиня Ольга чтила память Аскольда и относилась к нему с большой симпатией. Через 50 дет после смерти Аскольда (во крещении Николая) она возвела в Киеве церковь Святого Николая, а позже останки великой княгини положили рядом с Аскольдом-Николаем у названной церкви. Принимая во внимание проницательный ум великой Ольги, можно полагать, что она и своему сыну привила уважение к князю Аскольду и варяжскому делу, как достойным подражанию и продолжению общественных явлений и важности служения им.

Рассмотрим более подробно общественно-культурное лицо великого князя Святослава. С большей (почти 100%) уверенностью в нём можно видеть варяга-казака: безбородый, большие густые усы, голая голова с оселком (хохлом) в шароварах и сапогах. В таком облике легко предстают перед нами и многие современные казаки, отделёнными от Святослава 10-ю веками. Некоторые смысловые различия между хохлом и оселком – это уже более поздние различия. Слово же «хохол» заимствовано варягами и казаками из ирано-арийских языков, где оно означает: верх, вершина, макушка, горный пик. Можно вспомнить и характерное немецкое восклицание: «хенде Хох!».

Современные казаки являются продолжателями дела казаков-варягов великого князя Святослава и варяжских дружинников князя Аскольда. Это логичный и исторически очень важный и культурно значимый вывод сделан нами на основе документальных исторических данных. Великая княгиня Ольга со своим сыном Святославом пришли в Киев из славяно-прибалтийско-финно-угорской Хардарики оттуда, откуда начинается путь из варяг в греки. Теперь же мы можем сказать также, что и «пути из казаков в греки». Причём этот путь начал складываться ещё до времён княжения Ольги и Святослава. Уклада жизни, подобного укладу казаков и русских варягов, мы не видим ни сейчас, ни во времена Гардарики и Германариха, ни в средние века, ни в Скандинавии, ни в другой Европе.

Родиной казаков на Руси являются, конечно, не украинские степи, а водные просторы Руси: ижорская Нева, вепсские берега Ладоги и Волхова, славяно-финно-угорский Ильмень и Ловать; славяно- прибалто-угоро-скифский верхний и средний Днепр. Казаки-варяги знали путь из казаков в греки, они также знали, как со временем менялась и Старая Ладога, и Новгород, и Старая Русса и Хардарика с ними. На протяжении почти 1000 лет, исключая конец 20-го века и начала 21 века казаки и варяги неизменно называли себя либо русскими, либо русьскими и никак иначе. Возвращение казаков вновь на земли древней Хардарики исторически весьма логично и отвечает принципу цикличности в истории.

Со времён Аскольда и Святослава казаки неизменно селятся на берегах рек, озёр и морей. И всегда при них был русский варяжско-казачьий флот «река-море»: лодьи, кочи, чайки.

Некоторые евро-озабоченные истории ведут летоисчисление казачеству с 16-го века, такова их «европская» потребность. Но, как мы непредвзято видим, действительными отцами, дедами и прадедами русского варяжско-казачьего флота являются великие русские князья Аскольд, Святослав и Олег, ибо все они защищали водный путь из варяго-казаков в греки и ходили морем на своих собственных ладьях на Царьград.

С точки зрения взаимодействия Аскольда и его дружины с другими народами Руси интересны данные приведённые в хрониках Иордана и Константина Богрянородного, упомянувшего о «Внутренней Руси» и таких народах, как праславяне-сколоты и днепровская голядь – этнические прибалты и финно-угры.

5. Обратимся к труду Иордана, хрониста готских королей, «О происхождении и деяниях готов» [Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988]. Мы не будет говорить о его особом отношении готом и Германариху, но остановимся на его знакомстве с народами Восточной Европы. Иордан сообщает; «Германарих покорил много воинственных северных племён и заставил их повиноваться своим законам. Покорил же он племена: 1. Гольтескифов 2.Тиудов 3.Инаунксов 4.Васинабронков 5. Меренс 6. Морденс 7. Имнискаров 8.Рогов 9. Тадзанс 10. Атаул 11. Навего 12. Бубегенов 13 Колдас (Сoldas).

Для Иордана характерно перечислять племена с запада на восток и севера на юг.

В своём перечне Иордан перечисляет несколько финно-угорских племён северо-запада Руси: чудь-тиуды, весь-васинабронки, меря-меренс. Инаунксы помещены Иорданам между чудью и весью. Возможно, это есть древнее самоназвание ижоры или близких к ним племён. Здесь полезно вспомнить, что самоназвания финно-угорских племён обычно весьма длинные и фонетически заковыристые (примеры этому приводились выше).Затем Иордан называет поволжских уго-финнов: мордву- морденс и имнискаров. Имнискары – это тоже древнее самоназвание каких-то угро-финнов. И сегодня у нас на слуху знакомые угро-финские названия Сыктывкар и Йошкар.

В конце своего перечня Иордан упоминает племя Колдас. До сих пор на Руси не только помнят этот этно-имя, но его и носят. Свидетельство тому моя фамилия. Могу сообщить, что это племя существовало недалеко от мордовских племён. До сих пор существует приток Суры, именуемый Колдаисом, что значит «поток Колдов» и рядом существует посёлок Колдаис. В те далёкие времена и Дон назывался Танаисом, поток богини Таны.

Мы снова встречаем перекличку гидронима Восточной Европы «Колдаис» с Сибирскими гидронимами. Верхнее Ангарском хребте есть две горных речки Верхний Колдас и Нижний Колдас.

Попытка связывать имя Колдас с Колхидой, игнорируя его связь с потоком Колдаис, с мордовским языком и с русскими сказками Афанасьева, в которых тоже встречается слово «коллдас», с сибирскими речками Верхний и Нижний Колдас, не связанных с Колхидой, кажется весьма не убедительной и не очень умной.

Самоназвание «Колдас» легко воспринимается и в фонетическом строе славян и фонетики германцев, поэтому с большой вероятностью Иордан его привел без существенных искажений. В таком виде это слово до сих пор живёт в некоторых мордовских диалектах.

Если под названием «навего» Иордан изобразил длинное и трудное для себя славянское наименование «новогородцы», а в этнониме «колдас» – народ, родственный мордве, то тогда есть основание в наименованиях: роги, тадзанс, атаул и бубегены иметь в виду народы, сильно искажённые готским сознанием, но прилегающие к ильменьским словенам, с одной стороны, и - мордве и колдас, с другой стороны. Роги – скорее всего, имеют отношение к скифо-сарматам; атаулы – к тюркам, а тадзанс и бубегены – сильно искажённые самоназвания каких-то финно-угров.

Некоторые этнографы, изучающие мордву, полагают, что эрзяне имеют в себе скифо-сарматскую примесь. И слово «колдас» выглядит весьма скифо-ирано-арийски. В широком спектре этих языков (в том числе и в литовском) суффикс «ас» является суффиксом принадлежности к смыслу корня, т.е. колдас – это принадлежащий колдам. Этноним « мордва» не является самоназванием мордовского народа и происходит тоже из языка ирано-арийской группы, в которых корни слово «мурт-мурд-морд» обозначает «человек». Так имя финно-угорского народа «уд-мурты» переводится на русский язык, как «лесные люди». Соответственно «мордва» – это Человечество или людское море, а начальный смысл слова «морда» будет тоже «человек». Спустя много столетий смысл «морды» в русском языке был сужен до уровня яркой физиономии, а потом - и до уровня «морда лица». Евро - кокетки могут говорить также: «морденс лица».

6. Я пытался найти следы имени Аскольд в Скандинавии, в скандинавских сагах и в западной Европе. Всего в сагах было обнаружено 121 имя скандинавских конунгов, в том числе и гардарских. Из них только четыре начинались на «А»: Ари, Атли, Андреас и Александр. Ни Аскольда, ни мало-мальски похожего на него имени найдено не было.

Нашёл только трёх или четырёх Аскольдов в западной нескандинавской Европе, да и то они имели родство с первой волной русской эмиграции начала 20-го века. Имя Аскольд имеет глубокие восточноевропейские и праславянские и древнеиндийские корни, возможно также связанные со славяно-скифо-прибалто-финно-угорским взаимодействием на русской равнине.

К числу скифо-сарматских племён, занимавшим среднюю и южную часть восточной Европы относятся и асы-аланы, предки сегодняшних осетин. И то, что Аскольд со своей дружиной воевал в землях асов-аланов в Закавказье против арабов и других кочевников, говорит о том, что у князя Аскольда связь и симпатии к асами была гораздо большие, чем к арабам. Возможно, было и кровное родство, в прочем, как – и с колдами. Возможно князь соединил свои родственные связи во едино в своём имени. Должно быть понятно, что слово «ас» не было чисто условным обозначением народа, но несло в себе какой-то общественно-культурно значимый смысл. Может быть, – даже тот, который для нас содержит современное слово «ас», имеющее смысл: выдающийся, герой, отважный, умелый, достойный почёта. Ведь же переняли скандинавы у народов Восточной Европы такие слова, как Один, ас, и полюбили их. Конечно, имея в виду , прежде всего, содержащийся в них смысл и исторические их дела.

Нам бы тоже было полезно вдуматься в смысл слова «ас», не испачканного ни англо-фонетическими, ни историческими искажениями, не в пример англо-слову «герой –хероу (херов)». И вместо понятия «город-герой» использовать исторически и фонетически более чистое и исторически оправданное понятие «асгород» или «асград». Например – «асград - Ленинград»

Не лишён логики и такой подход в осмыслении имени Аскольд. В толковом словаре Фасмера имя Аскольд дано без мягкого «л»: Асколд, т.е. я - колд или я из колдов. Возможна временная трансформация сочетания «я из» – «яз» – «аз» – «ас». Известно русское местоимение «аз» с оттенком важности, имеющее смысл: «я есть» или «я из тех-то».

И то, что князь захотел сохранить в своём имени или прозвище имя своего племени – это явление не редкое, но чаще это в наше время отображается в прозвищах и родовом имени, в фамилиях Русских, Чудинов, Колдасов, Ижорин, Чухнин, Колдин, Мордвинов, Татаринов и прозвищах: Муромец, Мерянин, Эрзя, Колда. Но во времена князя Аскольда фамилий у князей не было и прозвищ они обычно не носили. И вполне естественно, что князь свою связь с колдами отобразил в своём имени.

Приведу относительно имени Аскольд мнения других учёных.

Академик А.Шахматов предлагает производить имя Аскольд от реки Оскол. Мало вероятно, что наши предки производили имена своих сынов от рек, не задумываясь о смысле производимого. Оскол – осколок – скол – Сколково – укол – прикол. Маловероятно, что подобные смыслы в имени были бы приятны князю. Связывают Оскол с соколом. Запретить этого нельзя, но из этого совсем не следует реальность этой связи.

Известный историк Борис Рыбаков ведёт имя Аскольд от скифского племени «сколотов» (что переводится как царские). Для князя этот этно-подход кажется более подходящим, правда, он не объясняет наличия «А» в начале имени и наличие мягкого «д» в конце имени. В русском и древнерусском языке не было суффикса «д» для образования имён. Но если вероятен этот подход, то тогда и наш вариант имеет не нулевую вероятность.

Что важно отметить, что все имеющиеся версии возникновения имени «Аскольд» не предполагают связи православного киевского князя Аскольда с бродячими и не бродячими викингами и скандинавами. В 4 веке Иордан не нашёл на Русской равнине никаких следов сколотов. Если прав Рыбаков, то между сколотами и Аскольдом несколько веков. Было бы странно тогда, что между сколотами и князем за это время не было ещё ни единого человека с именем Аскольд. Но их почему-то история не сохранила.

Все, в ком живут языки, гены и дух славянских, финно-угорских и сибирских предков; все, кто причастен к духу и культуре России, должны быть вместе благодарны тем, кто проделал огромную работу по древней истории нашей страны, нашему русскому языку и нашей общей истории и общей культуре.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Мордва

Большинство топонимов и гидронимов Центральной России совершенно спокойно и мотивированно переводятся с помощью эрзянского языка. у, а "мордва" никакого отношения к "мордам" не имеет))) В XVIII веке помнили, что меря, сама себя называет "мори", а русские их именуют как "мордва". А что оно означало? Когда, например, «древний москвич» спрашивал жителя «древнего Саранска»: «Откуда ты?». Мори отвечал, что-то вроде: «Мон мори тува», то есть «я с территории, где живут мори». Так за народом, нет, даже за народами закрепился экзоэтноним «мордва».
samarafilm / 18.09.2020, 16:32

2. Настоящая родина казаков.

Здравствуйте, прочитал Вашу статью о родине казаков, и не могу согласиться ни с одним из Ваших аргументов, кроме одного: родина казаков действительно не украинские степи, они пришли туда из другой земли. Родина казаков - предгорья Кавказа. Издревле там жил славянский народ православной христианской веры, который назывался пятигоры черкассы (не путайте с черкесами, черкесы - адыги, не славяне), а ещё его звали касоги и зихи. В 13 веке оттуда ушла первая группа, около 2000 воинов, ушла на Днепр, основала поселение Черкассы и положила начало запорожским казакам. В середине 16 века большая группа черкасс под натиском адыгов при поддержке турок - османов была вынуждена переселиться на Дон, основала Черкасский и другие городки и положила начало донским казакам. Оставшиеся черкассы были ассимилированы адыгами, приняли их язык и веру и стали называться черкесами.
Анатолий / 18.06.2020, 17:35

1. живая тема

живая, интереснейшая и полезнейшая тема! Если бы она правдиво присутствовала в нашей жизни: в литературе, искусстве, а особенно в обучении и воспитании, то вырастали бы истинно русские люди, твердо стоящие на своей земле и не гнущиеся на запад. Я служу в Германии и приходится иногда слышать в переложении наших священников норманнскую теории происхождения русской государственности, хотя достаточно обратить внимание на указатели вдоль дорог немецкого севера, чтобы понять, кто такие варяги и что за народы исходили из этих мест. Все славянские корни.
диакон / 17.06.2020, 20:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18