В пятницу, 5 июня, отошёл ко Господу один из самых известных священнослужителей Русской Православной Церкви, духовник и восстановитель старинного Боголюбского монастыря во Владимирской епархии схиархимандрит Пётр (Кучер).
Отец Пётр часто оказывался в центре разного рода событий в Церкви и вокруг Церкви, связанных с непростыми обстоятельствами церковно-общественных и церковно-государственных отношений.
Биография отца Петра хорошо известна: он один из немногих остававшихся в живых священнослужителей-участников Великой Отечественной войны. Поэтому многие ветераны с удовольствием общались с ним не только как с духовным лицом, но и с человеком, у которого за плечами была нелёгкая доля солдата той Войны. Известно, что отец Пётр привёл в Церковь легендарного писателя, героя Советского Союза Владимира Карпова, за которым в конце жизни ухаживали монахини обители. Для Владимира Васильевича знакомство с отцом Петром стало судьбоносным событием в его жизни, позволившим ему вернуться в лоно Церкви.
Я имел счастье несколько раз встречаться и беседовать с отцом Петром. Одна встреча, которая произошла около десяти лет назад, особенно запомнилась, хочу о ней рассказать, поскольку она имеет не только личное, но и общественное значение. И позволяет понять заслуги отца Петра перед русским народом.
Поэтому в этот день, когда схиархимандрита Петра отпели и похоронили в Боголюбском монастыре, я хочу поделиться своим воспоминанием.
Эта встреча произошла вскоре после известных событий вокруг Боголюбского монастыря, когда некоторые церковные и околоцерковные деятели либерального толка начали кампанию травли против Боголюбской обители и её духовника. Поводом для травли и нападок послужил уход в монашество дочери одного из олигархов. Дочь была единственным ребёнком в семье, и родители попытались силой воспрепятствовать монашескому выбору дочери, для чего и организовали кампанию по дискредитации архимандрита Петра и его монастыря. Та история широко освещалась в СМИ и носила достаточно детективный характер: монахиню, желавшую остаться в монастыре, чуть ли не похищали, поэтому её приходилось прятать.
В разгар кампании против отца Петра «Русская народная линия» оказалась одним из немногих ресурсов, поддержавших Боголюбский монастырь и одно из его детищ – приют для девочек, который пытались разорить (и разорили в итоге) либерально-церковные и либеральные деятели, для которых участие Церкви в таком важном деле, как воспитание детей, всегда является крайне нежелательным.
Так случилось, что накануне встречи с отцом Петром я побывал в Киеве, где вместе с моим другом мы посетили ещё одного старца, который также был духовником крупного женского монастыря. Правда, про этого старца ходили и ходят разные слухи, что он чуть ли не раскольничий архиерей. Однако на тот момент он находился на вполне законных основаниях в одном из законных монастырей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, где окормлял одного из архиереев УПЦ МП.
Во время беседы со старцем я поинтересовался у него, как православным относиться к Сталину? В тот момент тема эта была не менее острой, чем сейчас. В ответ я выслушал довольно резкую отповедь, что Сталин – злодей и кровопийца, он горит в аду и так далее. Я даже несколько опешил не от оценок, а от резких слов старца. Я уже имел опыт общения со старцами и, как я понимал, они редко в такой резкой форме на что-то реагировали. Возможно, это имело какое-то значение для меня.
Разговор продолжился, однако через некоторое время я вновь хотел вернуться к этой теме. После чего мне было заявлено, что если я ещё раз произнесу имя Сталина в келии у старца, то он меня просто выгонит. Притом, я спрашивал достаточно отстраненно: «есть такое мнение», «некоторые люди считают». Но, видимо, для опытного взгляда духовника моё личное отношение к фигуре Иосифа Виссарионовича не стало секретом.
Я, конечно, понимал, что эта встреча и этот разговор должны иметь какое-то значение либо для меня, либо для моего товарища, который искал себе духовника на тот момент. Но меня, честно говоря, удивила резкость суждений старца, что в моём представлении не должно быть свойственно старцам и даже священнослужителям, вразумляющим мирянина по тому или иному вопросу.
Вскоре после той поездки в Киев я оказался в Боголюбово вместе с другим моим приятелем, где мы встретились с отцом Петром. Батюшка уже тогда был в болезненном состоянии, сказались, видимо, и те нападки, которые пришлось пережить ему и монастырю, закончившиеся его переводом на почётную должность «духовника на покое», если можно так выразиться, Боголюбского монастыря.
И меня поразил контраст с тем, что происходило в Киеве. Перед встречей с отцом Петром для меня провели экскурсию по Боголюбскому монастырю. Монахиня явно с благословения старца объясняла сложные моменты русской истории ХХ века. Мне как профессиональному историку не нужно было, конечно, это всё объяснять, но послышать такие речи было приятно.
Здесь, в Боголюбском монастыре, такого разделения русской истории, с чем я столкнулся в Киеве, не было. Здесь почитался Государь-Мученик Николай Александрович. Тем паче, что при восстановлении храма произошло чудо – явление лика святого Царя Николая в восстанавливаемом главном соборе обители. А затем монахиня спокойно рассказывала о значении государственного подвига Иосифа Сталина по восстановлению государственности и по возвращению России на традиционные пути её развития. И это нарочитое подчёркивание преемственности русской истории как-то ложилось легко и естественно на русское сердце. Это было понятно.
На мой взгляд, помимо того, что отец Петр восстановил несколько монастырей, окормлял сотни монахинь и священников, тысячи мирян из разных уголков нашего большого Отечества, этот его подвиг не менее важен в общественном смысле. Это то, что сейчас нам, как народу, нужно – выработка общего взгляда на нашу недавнюю историю, непротиворечивого взгляда, когда история нашего Отечества воспринимается, как действие Промысла Божия.
За этот подвиг отца Петра, за подвиг соединения растерзанной, разделённой русской истории, мы должны быть ему особенно благодарны. Это трудный путь, но по этому пути мы, как народ, должны пойти вслед за отцом Петром, за приснопоминаемым митрополитом Иоанном (Снычёвым), теми нашими архиереями и пастырями, которые указывали и указывают на это правильное понимание нашей трагической истории ХХ века.
Упокой, Господи, душу раба Твоего схиархимандрита Петра, много потрудившегося на благо Матери-Церкви Русской и дорогого нашего Отечества, несущего служение Третьего Рима, заповеданное Тобою. Прости его согрешения вольные и невольные и посели его в обителях праведных. А нас помилуй по его молитвам. Аминь.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
1. Отче Петре -- последний из могикан великих старцев Святой Руси, Руси -уходящей !