Общественный подвиг отца Петра (Кучера)

На блаженную кончину духовника Боголюбского монастыря

0
2299
Время на чтение 4 минуты

В пятницу, 5 июня, отошёл ко Господу один из самых известных священнослужителей Русской Православной Церкви, духовник и восстановитель старинного Боголюбского монастыря во Владимирской епархии схиархимандрит Пётр (Кучер).

Отец Пётр часто оказывался в центре разного рода событий в Церкви и вокруг Церкви, связанных с непростыми обстоятельствами церковно-общественных и церковно-государственных отношений.

Биография отца Петра хорошо известна: он один из немногих остававшихся в живых священнослужителей-участников Великой Отечественной войны. Поэтому многие ветераны с удовольствием общались с ним не только как с духовным лицом, но и с человеком, у которого за плечами была нелёгкая доля солдата той Войны. Известно, что отец Пётр привёл в Церковь легендарного писателя, героя Советского Союза Владимира Карпова, за которым в конце жизни ухаживали монахини обители. Для Владимира Васильевича знакомство с отцом Петром стало судьбоносным событием в его жизни, позволившим ему вернуться в лоно Церкви.

Я имел счастье несколько раз встречаться и беседовать с отцом Петром. Одна встреча, которая произошла около десяти лет назад, особенно запомнилась, хочу о ней рассказать, поскольку она имеет не только личное, но и общественное значение. И позволяет понять заслуги отца Петра перед русским народом.

Поэтому в этот день, когда схиархимандрита Петра отпели и похоронили в Боголюбском монастыре, я хочу поделиться своим воспоминанием.

Эта встреча произошла вскоре после известных событий вокруг Боголюбского монастыря, когда некоторые церковные и околоцерковные деятели либерального толка начали кампанию травли против Боголюбской обители и её духовника. Поводом для травли и нападок послужил уход в монашество дочери одного из олигархов. Дочь была единственным ребёнком в семье, и родители попытались силой воспрепятствовать монашескому выбору дочери, для чего и организовали кампанию по дискредитации архимандрита Петра и его монастыря. Та история широко освещалась в СМИ и носила достаточно детективный характер: монахиню, желавшую остаться в монастыре, чуть ли не похищали, поэтому её приходилось прятать.

В разгар кампании против отца Петра «Русская народная линия» оказалась одним из немногих ресурсов, поддержавших Боголюбский монастырь и одно из его детищ – приют для девочек, который пытались разорить (и разорили в итоге) либерально-церковные и либеральные деятели, для которых участие Церкви в таком важном деле, как воспитание детей, всегда является крайне нежелательным.

Так случилось, что накануне встречи с отцом Петром я побывал в Киеве, где вместе с моим другом мы посетили ещё одного старца, который также был духовником крупного женского монастыря. Правда, про этого старца ходили и ходят разные слухи, что он чуть ли не раскольничий архиерей. Однако на тот момент он находился на вполне законных основаниях в одном из законных монастырей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, где окормлял одного из архиереев УПЦ МП.

Во время беседы со старцем я поинтересовался у него, как православным относиться к Сталину? В тот момент тема эта была не менее острой, чем сейчас. В ответ я выслушал довольно резкую отповедь, что Сталин – злодей и кровопийца, он горит в аду и так далее. Я даже несколько опешил не от оценок, а от резких слов старца. Я уже имел опыт общения со старцами и, как я понимал, они редко в такой резкой форме на что-то реагировали. Возможно, это имело какое-то значение для меня.

Разговор продолжился, однако через некоторое время я вновь хотел вернуться к этой теме. После чего мне было заявлено, что если я ещё раз произнесу имя Сталина в келии у старца, то он меня просто выгонит. Притом, я спрашивал достаточно отстраненно: «есть такое мнение», «некоторые люди считают». Но, видимо, для опытного взгляда духовника моё личное отношение к фигуре Иосифа Виссарионовича не стало секретом.

Я, конечно, понимал, что эта встреча и этот разговор должны иметь какое-то значение либо для меня, либо для моего товарища, который искал себе духовника на тот момент. Но меня, честно говоря, удивила резкость суждений старца, что в моём представлении не должно быть свойственно старцам и даже священнослужителям, вразумляющим мирянина по тому или иному вопросу.

Вскоре после той поездки в Киев я оказался в Боголюбово вместе с другим моим приятелем, где мы встретились с отцом Петром. Батюшка уже тогда был в болезненном состоянии, сказались, видимо, и те нападки, которые пришлось пережить ему и монастырю, закончившиеся его переводом на почётную должность «духовника на покое», если можно так выразиться, Боголюбского монастыря.

И меня поразил контраст с тем, что происходило в Киеве. Перед встречей с отцом Петром для меня провели экскурсию по Боголюбскому монастырю. Монахиня явно с благословения старца объясняла сложные моменты русской истории ХХ века. Мне как профессиональному историку не нужно было, конечно, это всё объяснять, но послышать такие речи было приятно.

Здесь, в Боголюбском монастыре, такого разделения русской истории, с чем я столкнулся в Киеве, не было. Здесь почитался Государь-Мученик Николай Александрович. Тем паче, что при восстановлении храма произошло чудо – явление лика святого Царя Николая в восстанавливаемом главном соборе обители. А затем монахиня спокойно рассказывала о значении государственного подвига Иосифа Сталина по восстановлению государственности и по возвращению России на традиционные пути её развития. И это нарочитое подчёркивание преемственности русской истории как-то ложилось легко и естественно на русское сердце. Это было понятно.

На мой взгляд, помимо того, что отец Петр восстановил несколько монастырей, окормлял сотни монахинь и священников, тысячи мирян из разных уголков нашего большого Отечества, этот его подвиг не менее важен в общественном смысле. Это то, что сейчас нам, как народу, нужно – выработка общего взгляда на нашу недавнюю историю, непротиворечивого взгляда, когда история нашего Отечества воспринимается, как действие Промысла Божия.

За этот подвиг отца Петра, за подвиг соединения растерзанной, разделённой русской истории, мы должны быть ему особенно благодарны. Это трудный путь, но по этому пути мы, как народ, должны пойти вслед за отцом Петром, за приснопоминаемым митрополитом Иоанном (Снычёвым), теми нашими архиереями и пастырями, которые указывали и указывают на это правильное понимание нашей трагической истории ХХ века.

Упокой, Господи, душу раба Твоего схиархимандрита Петра, много потрудившегося на благо Матери-Церкви Русской и дорогого нашего Отечества, несущего служение Третьего Рима, заповеданное Тобою. Прости его согрешения вольные и невольные и посели его в обителях праведных. А нас помилуй по его молитвам. Аминь.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Отче Петре -- последний из могикан великих старцев Святой Руси, Руси -уходящей !

Господь даровал ему прожить долгую, по физическим меркам, бойцовскую жизнь. Жизнь - воина Христова, жизнь -- строго постника -- монаха, жизнь -- глашатая Христовой правды ! Он не боялся никого и ничего, кроме страха Божия и впасть в немилость Божию. Он всегда шел с открытым забралом на сатанинскую орду и побеждал, побеждал своим оружием слова правды, молитвы по четкам, строгой постнической и подвижнической жизни. И Господь за все его великие заслуги и святую земную жизнь даровал ему и кончину святую -- в канун Величайших Троицких Праздников ! Царство ему небесное, вечный покой, в райские обители небесные отошел к Своему Пастыреначальнику один из самых отважных русских воинов Христовых. Аминь
Отец Георгий / 09.06.2020, 09:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07