В ряду механизмов, противостоящих побочным и сопутствующим негативным социально-политическим и социально-психологическим процессам, связанными с пандемией COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 является юмор.
Жизнь благосклонна далеко не ко всем. Как говорится: «У кого – фортуна, у кого – судьба, а у кого – доля горькая». Воспринимать жизнь остается такой, какой она есть – суровой, жестокой, беспощадной. Чтобы несколько сгладить и обезвредить ее удары, необходимы некоторая настороженность, готовность и умение противостоять нападкам судьбы. И одним из средств мобилизации стойкости оказывается юмор. Изменить ничего нельзя, а посмеяться можно – это «в своих руках». Как заметил в этой связи Ф. Ницше: «Человек вынужден был изобрести смех, потому что он единственный в мире, кто так сильно страдает».
Высмеивая что-то, вскрывая несуразицу, человек над этим возвышается, в каком-то смысле преодолевает, что в результате дает ему нечто вроде удовлетворения, некую тайную радость. Обладание чувством юмора позволяет легче перенести отсутствие остального. Юмор внушает оптимизм. На вопрос «Как дела?» пессимист отвечает: «Хуже некуда…», а оптимист: «Есть куда!». Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, вы увидите себя как часть этой проблемы. К тому же, жизнь - не то, что с нами происходит, а то, как мы на это реагируем.
Американский исследователь Уильям Фрай, осуществляя анализ крови до и после рассказа анекдота выявил, что от смеха увеличивается количество антител в крови, следовательно, человек лучше противостоит различным заболеваниям. С тех пор было проведено немало исследований, в ходе которых было выявлено влияние положительных эмоций на биохимические и нейробиологические процессы. Появился даже специальный термин – гелотология (смехотерапия). Известный индийский гелотологист Мадан Катария считает, что смех помогает при депрессиях, бронхолегочных, сосудистых заболеваниях, профилактике простуды. Во время хохота учащается пульс, ускоряется дыхание, тормозится выработка гормонов стресса – кортизола и адреналина, повышается количество эндорфина («гормона счастья»), действие которого сходно с действием морфия. Многие исследователи замечают обезболивающее действие положительных эмоций.
Со времен Сократа до наших дней ирония меняет эмпирический мир, меняет куда сильнее прямого действия, изнутри подтачивая неправду мира. Перефразируя известное утверждение Л.Витгенштейна «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», можно сказать: о чем невозможно сказать прямо, то можно выразить в косвенной, ироничной, даже порой, трагической форме. Как говорят, «я грустил оттого, что у меня не было обуви, до тех пор, пока не увидел на улице человека, у которого не было ног...».
Настоящий юмор всегда исходит из глубокого чувства трагизма жизни, из её потрясающей, головокружительной серьезности. Ведь неслучайно большинство медицинских анекдотов - «чёрных», поскольку медицина находится у истоков жизни и смерти.
Медицина во все времена имела прямое отношение к боли. Иначе и не могло быть, ведь «не навреди» (не причиняй неоправданной боли) – «помоги» (устрани боль) – главные этические максимы в медицине. Забвение этой максимы могут быть выражены и в ироничной форме: – Скажите, доктор, а операция будет проводиться с анестезией? – со страхом спрашивает пациент. – Конечно! Анестезия Павловна, подержите больного.
Как говорится, «Господь – не Минздрав, два раза не предупреждает», поэтому судьба заядлых курильщиков, зачастую, печальна: – Папа, смотри, как эта беспрерывно курящая бабушка с бокалом в руке молодо выглядит? – Еще бы! В 18-то лет!
Юмор критичен. «Боясь смеха, отмечал Н.В.Гоголь, – человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. Мы смеёмся над недостатками и ошибками, над несправедливостью и злом. Обращаясь к вечному и высокому, юмор превращает его в простое, человечное. Он превращает политиков в простых людей, политические реалии – в реалии банальных человеческих отношений. Это – то строгое мерило истинных ценностей, с которым юмор подходит ко всему без разбора. Срывая покровы, юмор обнажает самую суть вещей и нередко обесценивает то, чему политики так старательно пытаются придать характер значимости.
Народный юмор – это оценка качества различных сфер общественной жизни со стороны потребителя.
В свое время З.Фрейд обосновал, что показная серьезность – первый признак неполноценности. Норма – это смена эмоций: где нужно, человек пошутит, где не нужно – промолчит. Многие выдающиеся ученые не оставили после себя никаких школ, они слишком давили своим авторитетом. Показательной, в этой связи, может стать фигура Нильса Бора. Когда его спросили, каким образом ему удалось вырастить целую плеяду учеников, он ответил: «Я принимал на работу людей только с чувством юмора». Юмор уравнивает людей. Аспиранта и академика он ставит на одну доску. И это необходимо для творческой работы. А что касается интеллигента, то скульптурное воплощение интеллектуала - это смеющийся Гераклит, или ироничный Сократ. Известно, что, если желаешь, чтобы твои слова слышали – говори громко. Желаешь, чтобы твои слова слушали – говори по делу. Хочешь, чтобы твои слова понимали – говори просто. Желаешь, чтобы твои слова уважали – говори честно. Хочешь, чтобы твои слова не забывали – говори умно. А если желаешь всего этого сразу - говори смешно.
Ирония помогает пережить людям удары судьб. Обратимся к реакции людей на пандемию коронавируса в социальных сетях.
Как оно было, как оно есть и как оно будет:
– Весь мир поставлен на паузу...
– На рынке ценных бумаг лидирует туалетная.
– Мужчина с запасом гречки и макарон, познакомится с женщиной, с запасом сахара и туалетной бумаги
– Мир превратился в Лас-Вегас. Никто не работает, все теряют деньги, выпивают в любое время суток, и никто не знает какой сегодня день недели.
– ВОЗ поражена организационной готовностью России к пандемии коронавируса. Сотни тысяч экспертов-эпидемиологов, инфекционистов и вирусологов круглосуточно консультируют население в интернете.
– Абрам, вы слыхали, что коронавирус к детям не липнет, как думаете почему? – Таки всё просто, Йося, – дети не читают новостей.
– Страшные времена. Людям приходится мыть руки, готовить дома еду и общаться со своими детьми. Так может дойти и до чтения книг.
– Учебный год заканчивается, скоро все родители узнают свои оценки.
– Дочь, как и все дети, обучается дистанционно. Уроки идут по всем предметам, больше всего меня порадовала учитель труда. Она задала детям постирать, погладить, убраться в комнате, приготовить обед и прислать видеоотчёт.
– В отличии от закона, перед ковидом все равны. Бог создал людей разными, а коронавирус сделал их равными.
– Коронавирус – это эпидемия или политика? – Это религия. В него можно верить. Можно не верить. Но обряды надо соблюдать.
– Утром проснулся: кашля нет, насморка нет, температуры нет, ничего не болит, дышится свободно. Ну, думаю, труба дело. Типичные симптомы бессимптомного коронавируса.
– Пока парикмахерские закрыты, приходится как-то выкручиваться. Я мужа подстригла, он меня покрасил. Зашибись получилось! Второй день друг с другом не разговариваем.
– Свободу Covid-заключённым!!!
– Уже можно выходить, но ещё нельзя. К тому же, нерабочие дни закончились, рабочие пока не начинаются.
– В это непростое коронавирусное время предлагаю вспомнить о старом бесконтактном приветствии – пионерском салюте. Текст приветствия, разумеется, нужно немного подправить: – Будь здоров! – Всегда здоров!
– Ну, как прошло свидание? – Восхитительно! Уже через час не утерпели и пожали руки.
– Маска нужна, чтобы спасать от штрафа, а не от вируса.
– Московский бомж, оштрафованный на 4000 за нарушение режима самоизоляции, опротестовал в суде штраф, заявив «Улица – вот мой дом!». И через неделю получил квитанцию на общедомовые услуги за освещение улицы.
– Стадный инстинкт вырабатывается гораздо быстрее, чем коллективный иммунитет.
– А все хоть помнят, кто где работал???
– После самоизоляции, в офисе начнется конкурс: «Узнай меня!».
Промежуточные итоги: что мы поняли и чему нас научила пандемия:
– Богатые люди на самом деле не более защищены, чем бедные. Метания и нарушения правил не помогают. Помогает их соблюдение.
– Люди – настоящие разносчики вирусов на нашей планете.
– Любовь к врачебному искусству – это и есть любовь к человечеству (Гиппократ).
– «Будущее принадлежит медицине предохранительной» (Н.И. Пирогов).
– Мыть руки и соблюдать гигиену не сложно. Главное – это делать регулярно.
Предназначенье Музы – приходить. И является она не только в момент благополучия и процветания, но в период тяжелых испытаний в форме иронии, позволяющей нам, возвысившись над обстоятельствами, оставаться людьми.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, доктор философских наук