Думаю, каждый москвич хоть раз в жизни бывал в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
С начала XIX столетия в народе этот храм получил название Большое Вознесение, в отличие от Малого Вознесения – более старой церкви на Никитской улице, построенной в 1634 году.
Знают о храме Большого Вознесения и люди невоцерковленные: любой экскурсовод обязательно расскажет, что в этом храме венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.
Александр Сергеевич глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения. Поэт родился в день Вознесения Господня и, как сообщает историограф П.В. Анненков:
«Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: "Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая"».
Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (но умер в другой день 29 января).
Поэтому и венчание в храме Большого Вознесения произошло не случайно.
Церковь Вознесения Господня известна на этом месте еще с ХVI века. В 1619-м – это первое упоминание о храме Вознесения «что на Царицыной улице», так как вблизи нынешнего Столового переулка находился двор царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Улицы, окружавшие храм, носили названия: Большая Вознесенская (Сторожевая, Царицынская), Малая Вознесенская, Спиридоньевская, Гранатный переулок.
Мы сегодня постоянно слышим о пандемии коронавируса, а в 1771 году в Москве была гораздо более страшная эпидемия чумы. В храм Вознесения москвичи приходили молиться перед чудотворным образом Боголюбской Божией Матери, который находился в местном ярусе главного иконостаса. Известно, что у чудотворной иконы Пречистой люди получали исцеление.
Венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны в храме Большое Вознесение состоялось 18 февраля 1831 года. А 5 сентября 1840 года храм был освящен Великим чином святителем Филаретом Московским. Его мощи почивают ныне в Храме Христа Спасителя. Думаю, что все помнят переписку в стихах между Святителем и Поэтом.
В 1917-м в Большом Вознесении отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.
А в 1920 году в храме венчалась дочь Фёдора Шаляпина, сам Фёдор Иванович читал за богослужением Апостол.
3 июня 1923 года москвичи прощались в этом храме с великим архидиаконом Константином Розовым.
23 марта (5 апреля) 1925 года была совершена последняя литургия Патриарха Тихона в храме Большое Вознесение.
12 февраля (ст. ст.) 1928-го состоялось отпевание великой русской драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой.
История старинного московского храма связана с Русской культурой.
В 1931 году старинный московский храм был закрыт. В здании храма разместилась Лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского.
Лишь в 1986 году Моссовет разрешил превратить храм в концертный зал. Наконец, в 1990 году храм вернули верующим. Много усилий приложил к этому митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Началось восстановление храма. Все, кто в то время бывал в храме, помнят, какие труды необходимо было приложить добровольцам, работающим на восстановлении разрушенного, какая огромная работа им предстояла.
На Пасху 1991-го в храме Большого Вознесения был освящен Малым чином приставной престол в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского, первый в Москве.
Я очень хорошо запомнил это Пасхальное Богослужение, на котором мы с женой тогда молились в Большом Вознесении. Это была Кириопасха: Пасха в 1991 году совпала с Благовещением Пресвятой Богородицы.
Литургии в то время совершались в единственном временном алтаре посередине храма.
В 1992-м церкви был пожертвован первый набор колоколов Московским художественным академическим театром им. Горького (Татьяны Дорониной).
И, наконец, на Пасху 1997 года сняли временную фанерную преграду – торжественное открытие главного придела храма.
20 мая 1999 года в праздник Вознесения Господня храм принял Святейший Патриарх всея Руси Алексий II и совершил чин Великого освящения.
И сегодня, в праздник Вознесения Господня, исполняется полгода со дня преставления ко Господу замечательного русского человека, настоящего подвижника, жизнь которого все последние десятилетия, с самого начала возрождения Большого Вознесения, была посвящена восстановлению храма. И мне хочется, чтобы мы все с вами молитвенно помянули не только замечательного художника-монументалиста, иконописца, но и прекрасного, очень светлого и благородного человека – Алексея Валерьевича Артемьева.
В жизни Алексея Валерьевича отражена целая эпоха нашей истории ХХ века. История великого народа, который сумел сохранить веру, сохранить истоки своей великой культуры, правду о своей Родине. Сохранить, несмотря на все попытки богоборцев и ненавистников России уничтожить народ, его культуру, разрушить веру в сердцах русских людей.
Художник-монументалист Артемьев стал одним из основателей Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Вместе с единомышленниками сохранил от разрушения многие исторические здания нашей Москвы, которые собирались уничтожить духовные наследники «пламенных революционеров». Он – один из тех русских подвижников, которые сумели остановить сатанинский замысел поворота северных рек.
Первый храм он расписал в 1957 году, а ведь это было время хрущевских гонений на Церковь. Есть такое определение иконописи, как «умозрение в красках», что вполне соответствует работам иконописца Артемьева. Он трудился над богословием иконы и участвовал в воссоздании настенной живописи Троицкого собора Данилова монастыря и Храма Христа Спасителя. По его проекту к 100-летию со дня прославления прп. Серафима Саровского в г. Сарове расписан храм во имя преподобного. Трёхпрестольный московский Богородичный храм в Марьине расписан А. Артемьевым.
Святейший Патриарх Алексий II с огромным уважением и теплотой относился к Артемьеву. На отпевании Патриарха в храме Христа Спасителя говорили о том, что в истории Церкви не было такого периода, чтобы за 18 лет (а именно такое время возглавлял Русскую Православную Церковь Святейший) были восстановлены разрушенные и построены многие тысячи храмов по всей Русской земле. Это настоящее чудо совершилось благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских. Но и благодаря тем священникам, архипастырям и русским людям, сохранившим веру и русский дух. Одним из таких подлинных хранителей русского духа был Алексей Валерьевич, человек высокой русской культуры, русской традиции, русской мысли.
У Алексея Валерьевича остались ученики, которым посчастливилось работать с выдающимся художником. Думаю, лекции Артемьева должны были бы звучать в стенах Московской и Петербургской академий. Его размышления о богословии иконы, о свободе, которую дает постижение духовного смысла канона художнику-иконописцу, о развитии церковного искусства, очень важно знать не только художникам, но и будущим священникам.
В 83 года Алексей Валерьевич, перенесший в свое время операции на сердце, поднимается на леса под купол Вознесенского храма, чтобы поправить одну из композиций! Не раз работая под куполом храма, я знаю, что это нелегко и для молодого человека. Но в этом проявилось все отношение Алексея Валерьевича к работе, его самоотверженное служение Богу и Церкви.
Не случайно Алексею Валерьевичу выпало возрождать церковь Большого Вознесения, которую москвичи часто называют пушкинским храмом. Колоссальный тридцатилетний труд и замечательная работа большого мастера. Удивительно, что в Строгановке Артемьев внимательно изучал творчество и увлекался работами Доменико Скотти (Дементия Карловича Скотти), художника из знаменитой семьи обрусевших итальянских живописцев, который в свое время расписывал Большое Вознесение.
Разве в этом не видно, как Господь еще со студенческой скамьи предопределил молодому художнику задачу – восстановить в первозданном виде храм Большого Вознесения.
В последние годы, получив грант на реставрацию храма, некие художники стали переписывать, а на мой взгляд просто замазывать росписи Алексея Валерьевича в храме Большого Вознесения. Дело в том, что таких художников-монументалистов, как Артемьев в стране немного. Считаю уничтожение его работ преступлением. А каково это для художника – видеть, как уничтожают его работу в которую он вкладывал душу три десятилетия!?
Алексей Валерьевич был по-настоящему поражен, узнав о кощунстве, которое произошло в дорогом для него храме – пародии на венчание представителей современной «элиты». Мы говорили с ним о том, что есть правило, о котором упоминал святой праведный Иоанн Кронштадтский: если эта парочка публично кощунствовала на телеэкране и театральной сцене, то они должны были публично покаяться, прежде чем получить разрешение приступить к Таинствам Церкви. Артемьева очень беспокоило то, что пошлость современной российской действительности нахально пытается пролезть в ограду Церкви.
Алексей Валерьевич Артемьев был настоящим воплощением подлинной русской культуры. Не только замечательный художник, но и глубокий православный мыслитель, укорененный в русской традиции, обладающий глубокими знаниями не только русской, но и мировой истории и культуры. Алексей Валерьевич Артемьев один из плеяды наших современников, великих русских людей, художников и мыслителей, подвижников, таких, как Георгий Васильевич Свиридов, Вячеслав Михайлович Клыков, Михаил Петрович Лобанов, Вадим Валерьянович Кожинов, Илья Сергеевич Глазунов, Савва Васильевич Ямщиков, Виктор Николаевич Тростников. А они и многие другие подвижники – наследники и продолжатели дела Хомякова и Аксакова, Киреевских, Тютчева, великих Гоголя и Пушкина.
В Русской Православной Церкви не принято прославлять в лике святых праведников-мирян. Но думаю, что все они молятся о России в Небесном Отечестве.
Девять дней со дня представления Алексея Валерьевича пришлись на память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. А сорок дней выпали на Рождество Христово. И сегодня в Праздник Вознесения Господня ровно шесть месяцев с того дня, как ко Господу отошел Алексей Валерьевич Артемьев, последние десятилетия свой талант, душевные и физические силы посвятивший возрождению старинного московского храма Большое Вознесение.
Господь щедро одарил Алексея Валерьевича многими талантами. Он их не только не зарыл и не растерял, но преумножил. И получил главный дар – дар любви к людям, прекрасное сострадательное сердце.
Книга о Алексее Валерьевиче с его статьями, размышлениями, фотографиями фресок, живописных работ, подготовлена Еленой Владимировной Мкртчян, выхода которой мы ожидали, находится в типографии.
Но из-за трудностей последнего времени, обрушившихся на всех нас, пока не может быть издана. Все, кто спрашивает меня о том, когда появится книга, заходите на сайт цикла вечеров «Возвращение на Родину» или звоните по телефону 8 916 168 73 28.
Надеемся, что книга «Три жизни Артемьева», несмотря на все трудности, увидит свет.
Удивительно, братья и сестры, 20 лет завершающий вечер из цикла «Возвращение на Родину» проходил в конце мая. Но перед своей кончиной А.В. благословил Лину прощальный завершающий вечер провести в феврале. И мы понимаем теперь, что, начиная с марта, эти вечера и не могли состояться.
Помолимся, дорогие братья и сестры, о рабе Божием Алексие, о прот. Александре Агейкине, который не выступал на вечерах цикла, посвященных Великой Победе, и очень тепло относился к Алексею Валерьевичу и Елене Владимировне. Помолимся и обо всех наших замечательных пастырях и мирянах, которых Господь призвал к Себе в последнее время.
Царствие Небесное и Вечная память!
Виктор Александрович Саулкин, православный публицист, обозреватель радио «Радонеж»