Вчера состоялся телефонный разговор Президента России Владимира Путина с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, сообщает пресс-служба Кремля. Лидеры, как сообщается, также обсудили «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия в рамках интеграционных структур на евразийском пространстве».
Напомним, что 19 мая состоялось очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета в формате онлайн-конференции. Обсуждался проект Стратегии развития евразийской экономической интеграции.
Обсуждение выявило противоречия между странами-участниками Евразийского экономического союза.
В частности, как отметил Sputnik, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что ему неясна практическая реализация многих предложений, касающихся расширения полномочий Евразийской экономической комиссии. «Предоставление комиссии права участия в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами по вопросам торговли услугами требует, конечно же, дополнительного изучения… Трудно представить, как это будет выглядеть на практике», - сказал глава Казахстана.
Токаев посетовал, что представители ЕЭК поспешили заявить о согласовании всех пунктов стратегии с участниками, хотя, например, с его точки зрения, нужна дополнительная работа. Он подчеркнул, что в текущем виде многие предложения выглядят слишком радикальными и даже могут быть не поняты в обществе. Президент Казахстана призвал очень осторожно подходить к вопросу расширения полномочий ЕЭК и еще раз все обсудить на уровне экспертов – до встречи, запланированной осенью.
Ряд аналитиков отметили, что данное заявление казахстанского лидера полностью соответствует политике бывшей советской республики.
В частности, казахстанский правозащитник и русофил Ермек Тайчибеков в интервью «Царьграду» сообщил, что «в Казахстане на государственном уровне идёт целенаправленная работа по уничтожению российского влияния, влияния русской культуры и в том числе русского языка. Поскольку в медиапространстве началось возмущение подобной политикой, с 2020 года Казахстан на самом высоком уровне принял для себя решение формировать русофобские настроения руками самих же русских. Но на самом деле не стоит рефлексировать по поводу двух-трёх человек (завтра их, возможно, будет двести-триста), которые говорят о лишении статуса русского языка, — из четырёх миллионов русских Казахстана всегда можно найти таких: у кого-то проблемы с законом, кому-то хочется остаться на хорошей должности. Именно таких людей принуждают подписывать подобные петиции».
В свою очередь, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович высказал противоположное суждение. В опубликованной на портале Sputnik статье «Что угрожает отношениям Казахстана с Россией и ЕАЭС» эксперт с горечью отметил, что «после заседания Высшего экономического совета ЕАЭС некоторые комментаторы поспешили предсказать возможность разногласий между Россией и Казахстаном по поводу дальнейшего развития ЕАЭС и даже ухудшение двусторонних отношений. Однако в действительности антироссийские и антиевразийские настроения в Казахстане крайне слабы и во власти, и в обществе. А за попытками ряда активистов их усилить может стоять даже не политика, а интересы дельцов теневой экономики».
Россия – самый популярный партнер Казахстана, 74% казахстанцев хотят сохранения и установления более тесных отношений с Россией, а доля скептиков - менее 18%. Это наилучший показатель среди всех внешнеполитических партнеров Казахстана на текущий момент, пишет Никита Мендкович.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» бывший кандидат в Президенты России, известный политик, доктор юридических наук, профессор, ректор Международной славянской академии Сергей Николаевич Бабурин:
Евразийская интеграция – это стратегическая задача для России и её реальных партнёров. Я очень надеюсь, что мы перейдём от разговоров к реальным делам. К сожалению, сегодняшнее положение Евразийского экономического союза, как и полномочия Евразийской экономической комиссии, далеки от реальной интеграции.
Комиссия мечется: как бы присоседиться к двусторонним переговорам. На мой взгляд, без России и Казахстана евразийства не будет. И не потому, что идея Евразийского союза принадлежит Назарбаеву, а потому, что Казахстан – историческая часть нашей Родины, которую нельзя терять и отдавать Китаю. Мы не знаем деталей ни разговора Владимира Путина с Токаевым, ни переговоров Президента России с главой республики Беларусь, но очень многие вопросы порождаются сомнительными основаниями для действия в Евразийском пространстве.
В положении о Евразийском экономическом союзе практически нет интеграционных механизмов, а есть коллективные действия и согласования. Слава Богу, это породило определенное Таможенное слияние, а дальше что? Где единый рынок труда? Где единые железные дороги, единое социальное обеспечение?
В этом отношении нужно ещё многое согласовывать. Я не вижу смысла в участии Евразийской экономической комиссии в двусторонних переговорах между участниками Союза. У Комиссии другая задача. Тем более она не должна почивать на благих намерениях.
Надеюсь, что приход академика Сергея Юрьевича Глазьева на пост министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии оживит деятельность Союза, которая имитировалась на протяжении десяти лет.