Димитрий Донской как образец беззаветной любви к Родине

К 640-летию Куликовской битвы

0
1269
Время на чтение 12 минут

Великий князь Московский Димитрий был старшим сыном великого князя Иоанна II Красного, внуком Московского князя Иоанна Калиты и правнуком св. блгв.кн. Даниила Московского, сына св. блгв.кн. Александра Невского. Он родился в Москве 25 октября 1350 года и принадлежал к 16 колену Рюриковичей. После внезапной кончины отца князь Димитрий в возрасте девяти лет принял управление Московским княжеством. Время было очень тяжелым. Монголо-татарское иго невыносимым бременем тяготело над Русью. Страна была раздроблена, а князья враждовали между собой и разоряли Русскую землю. За разрешением своих споров и для утверждения на княжеский престол все они должны были ехать в Орду. Часто они с собой приводили и татарские полчища, которые предавали русские селения разграблению и пожарам, а людей уводили в плен. И вот в такой обстановке малолетнему князю пришлось взять на себя ответственность за всю Русь и постигать науку власти.

Однако ему повезло с наставниками. Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником его отца. При малолетнем князе Димитрии митрополит был фактически регентом-правителем Руси. Он и воспитал князя мужественным, любящим Отечество, добрым христианином. И еще одна фигура, облеченная духовным саном, оказалась ключевой на его жизненном пути – это святой Сергий Радонежский, который был крестным отцом его детей и главным советником в делах. Преподобный, как великий подвижник и молитвенник за землю Русскую, пользовался огромным авторитетом во всех слоях общества и приложил много усилий для преодоления «ненавистной розни мира сего», и соединения всех во Христе. «Любовью и единением спасемся», - любил он говорить. Преподобный Сергий был духовным наставником Димитрия. Вместе с митрополитом Алексием они очень много сделали для объединения разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. «Москва возвышалась, укрепляла союз с другими княжествами, но спокойствия не было: Орда, Литва, Тверь стремились не допустить ее усиления. Юному Димитрию приходилось противостоять им, налаживая отношения со всеми возможными союзниками. И всюду его сопровождали молитвы Церкви, в благодатной сфере которой при участии этих великих подвижников он возрастал физически, нравственно и духовно» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 254). К зрелым годам князь стал мудрым политиком и выдающимся полководцем, смелым и решительным воином.

Князь Димитрий не жалел сил и средств, укрепляя свой город и усиливая свое войско. Вместе с тем он оберегал русских людей от междоусобиц и от братского кровопролития. «Ему удалось примириться с главным своим соперником – суздальским князем Димитрием, женившись на его дочери Евдокии. Когда князь Нижнего Новгорода Борис отказался повиноваться Московскому князю, Димитрий Иоаннович не двинул войско против него. Он отправил в Нижний Новгород послом игумена Троицкой обители преп. Сергия Радонежского. Авторитет святого Сергия был так велик, и слово его было так могуче, что народ сам заставил Бориса подчиниться Димитрию» (Горелова Н. Г., Пивоваров Б.Н. «Родная история», Новосибирск, 1995,С. 211). Аналогичный случай произошел и позднее, в 1385 году, когда посланный в Рязань Димитрием Донским преп. Сергий уговорил рязанского князя Олега подчиниться Москве. Благодаря преподобному князь Олег взял с великим князем «мир и любовь».

Академик Б.В. Раушенбах подчеркивает большую роль в деле спасения Руси от татарского рабства игумена Троицкой обители, который очень много сделал для объединения страны вокруг Москвы. «Своей проповедью о недопустимости междоусобной борьбы русских князей, необходимости объединения их и освобождения Руси от иностранного ига Сергий стал олицетворением народной совести. Авторитет его был огромен. Ему удается то, что оказалось не под силу другим, – примирить традиционно враждующих между собой князей. Его слово могло означать больше, чем военные успехи одной из сторон в междоусобной княжеской борьбе» (Б. В. Раушенбах. «Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации» журнал «Символ», – №20, декабрь 1988 г., с. 76).

Великий князь Димитрий был и сам личностью высокодуховной, отличался особой справедливостью, верностью данному слову и утверждением «правды Божией на земле». Эти качества возвышали его авторитет среди других русских князей. Всем была известна глубокая вера, благочестие и добродетельная жизнь Димитрия Иоанновича.

«Никоновская летопись оставила для потомков портрет Димитрия Иоанновича: «Сам крепок зело и мужественен и телом широк, и плечист, и чреват (дороден) вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власы черн, взором же дивен зело… добродетельне и воздержане во всем целомудреннеживяше, пустошных же бесед не творяше, глумления играния не любяше, срамных словес отбегаше, злонравных человек отвращашеся, отечество свое, державу свою мужеством своим крепко держаше… а умом совершен муж бяше, во бранех же храбр воин, и врагом своим страшен являшеся, многие же враги, возстающие на ны победи…» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», С. 259).

Димитрий Иоаннович был очень счастлив в браке. Его верная помощница, княгиня Евдокия, великая труженица, воспитавшая двенадцать детей, после ранней кончины мужа приняла монашество с именем Евфросиния и причислена к лику святых (память 17 мая). На месте Куликовской битвы впоследствии она на свои средства устроила монастырь и была в нем первой игуменьей. В ее честь Московская патриархия учредила церковный орден преподобной Евфросинии княгини Московской.

В 1366-1367 годах по распоряжению князя Димитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем.Князь очень много сделал для укрепления великокняжеской власти Москвы в стране.Взамен старого, «служилого» принципа комплектации войска Димитрий впервые в русской военной истории ввел новый (территориальный) принцип его формирования. Также князь перевооружил войско и переформировал его по новому образцу. Он оправдал себя в Куликовской битве. При Димитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты – раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Благодаря своей мудрой политике и выдающимся личным качествам Московский князь с помощью митрополита Алексия сумел объединить в одно государство почти все русские княжества. Русь настолько окрепла, что князь Димитрий в 70-е годы начал вооруженную борьбу против монголо-татарских завоевателей. В 1376 году он покорил столицу Волжской Булгарии, отразил нашествие татар на рязанские земли и стал собирать силы для решительной схватки с врагами».

Летом 1378 года хан Мамай послал большое войско во главе с темником Бегичем в поход на Русь. 11 августа 1378 года русское войско во главе с князем Димитрием разгромило ордынцев в битве на реке Воже. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у монголо-татар.

«Решительные действия московского князя сильно возмутили надменного хана Мамая – узурпатора власти в Золотой Орде. Он начал собирать огромное войско из монголов, татар, узбеков, туркмен, половцев, черкесов, ясов и других азиатских народов. Для большего успеха дела Мамай даже нанял тяжело вооруженную генуэзскую пехоту и пригласил в соратники литовского князя Ягайло» (Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 26). Руси угрожала смертельная опасность. Мамай планировал вместе с ордой переселиться и жить в русских городах, а всех местных жителей обратить в ислам. Встал вопрос: быть или не быть Руси.

В 1380 году огромная армия Мамая вторглась в пределы Руси.По свидетельству «Задонщины», Мамай повел на Русь 9 орд и 70 князей. Князь Димитрий тоже готовился к битве. Он повелел русским войскам собраться для смотра у города Коломны. Всего собралось под его знаменами чуть больше 165 тысяч ратников. Перед битвой великий князь приехал в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию за благословением. Преподобный благословил его на брань и обещал помощь свыше. Он предсказал Димитрию победу и сказал, что многим воинам, которые падут в предстоящем сражении, уготованы небесные венцы. Получив вместе с благословением преподобного новые духовные силы и двух иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю, Димитрий Иоаннович выступил на битву.

«На пути к месту сражения благоверный князь еще раз получил благословение преподобного Сергия, который прислал ему гонца инока Нектария с Богородичной просфорой и грамотой от самого игумена, в которой он призывал уповать на помощь Божию и предрекал славную победу над врагом. В благословенной грамоте говорилось: "Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!"»(Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 29).

21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, перейдя Дон и став на берегах Непрядвы, с высокого холма князь Димитрий рано утром осматривал готовые к сражению несметные полчища Мамая. Перед битвой состоялся поединок монгольского великана Челубея и инока Александра Пересвета. Оба богатыря, сразившись копьями на скаку, погибли, но Пересвет не выпал из седла. Тем самым он положил начало победе и великой славе русского оружия. Затем две могучие силы сошлись в страшной сече на поле Куликовом. Князь Димитрий в одежде простого воина бился в первых рядах сражающихся.

«Русичи стояли на смерть, однако через некоторое время стал сказываться численный перевес ханских туменов, начавших постепенно теснить русские дружины то на одном, то на другом фланге. Исход сражения решился на восьмом часу битвы, когда из рощи за холмом, как молния, на врага обрушилась лавина русских конников. Это засадный полк вступил в битву в самую решающую ее минуту. Ордынцы, силы которых тоже уже были на исходе, не выдержали этого натиска и обратились в бегство» (Гребенников Г. А., «Заступники Руси Святой», М., 2004, С. 31). Хан сам бежал с позором и едва унес ноги с поля боя. Русские воины еще долго, около 40 верст, преследовали татар, избивая их и топя в реках и болотах. Победа была полной, но и русских воинов полегло очень много.

Во время сражения преп. Сергий, собрав вокруг себя всю братию, возносил молитвы ко Господу и к Пресвятой Богородице.Как повествует его житие, он телом стоял на молитве во храме Пресвятыя Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там.Как будто очевидец, он рассказывал предстоящей братии о ходе битвы.Называя павших героев по имени, преподобный возносил за них заупокойные молитвы и велел то же делать братии. Наконец он возвестил им о совершенном поражении врагов и прославил Бога, даровавшего победу русским дружинам.

«Помощь такого всенародного авторитета, как Сергий Радонежский, великому князю Димитрию Донскому трудно переоценить. Сергий не только благословляет Димитрия на битву, но и отправляет на поле боя двух своих иноков, в прошлом воинов, чтобы предать предстоящему сражению характер священной войны, ибо все участники битвы: князья, дружинники, воины – представляли только свои княжества, а воины-иноки Пересвет и Ослябя олицетворяли Церковь, то есть всю Русь. Русское народное войско, простая пехота, но одушевленная Сергием и Димитрием Донским, выдерживала вопреки военной науке страшные удары конницы Мамая. И в конечном итоге, во взаимодействии с княжеской дружиной одерживает победу», – утверждает академик Раушенбах (Раушенбах Б. В., цит.соч., «Символ», - №20, декабрь 1988 г. – С. 76).

Примечательно, что в тот день великий князь литовский Ягайло находился всего в 30-40 километрах от Куликова поля. Он так и не успел соединиться с Мамаем. Узнав о страшном разгроме войска Золотой Орды, литовцы не стали испытывать судьбу и ушли обратно. Попытки Мамая привлечь на свою сторону рязанского князя Олега тоже не увенчалась успехом. Мамаю, покинутому воинами и последними мурзами, пришлось бежать из Сарая в Крым, в город Кафу. Он прибыл туда со своими немалыми сокровищами, и это решило его судьбу. Его впустили в город и там убили. Историки отмечают, что в Куликовской битве большую роль сыграли дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей, поступивших на службу к великому князю Московскому.

Победа досталась русским дорогой ценой. Потери были огромны. В числе погибших оказалось много русских князей и бояр. Сам великий князь Димитрий Иоаннович мужественно и стойко бился в рядах большого полка и был весь изранен в бою. За великую победу 8 сентября 1380 года народ прозвал главного героя Куликовской битвы – Донским.

На поле Куликовом проявились не только беззаветная храбрость и мужество, но и выдающийся ратный талант князя Димитрия. «День битвы был выбран князем не случайно. 8 сентября – день великого христианского праздника Рождества Богородицы, а русские люди всегда верили в особое покровительство Богоматери. Место битвы – поле Куликово (между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечью) – также было выбрано не случайно. Поле это было по площади 10 квадратных километров, очень болотистое – потому и называлось Куликово, что на болоте живут кулики, с множеством стариц и оврагов. Место сражения было узкое, тесное. Татарской коннице негде было развернуться и использовать свои излюбленные приемы боя. Такая местность сковывала маневры, мешала быстроте атак. Преимущество имели пешие русские воины, хорошо защищенные доспехами» (Горелова Н. Г., Пивоваров Б.Н. «Родная история», Новосибирск, 1995, С. 214).

Завязалась позиционная борьба, в которой русичи, стоявшие насмерть за свое Отечество, одержали победу. Удачная расстановка русских сил, в которой каждый воин знал свое место, задачу, и своевременное введение в бой засадного полка, помноженные на богатырскую силу духа, привела к тому, что враг, намного превосходящий численностью, был разгромлен.

Историческое значение Куликовской битвы очень хорошо выразил русский историк Лев Николаевич Гумилев: «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, ростовцы, волыняне, псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. Потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь, стала реальностью, фактом всемирного исторического значения» (Гумилев Л. «От Руси до России», М., 1990. С. 38).

По целому ряду причин Куликовская битва сыграла огромную положительную роль в дальнейшей судьбе и развитии России.После 150-летнего ужаса русские поняли, что объединившись вместе,они могут быть сильнее грозного врага. Необходимость объединения Руси под началом московского князя стала для всех очевидной. Победа на Куликовом поле  послужила и духовно-нравственному возрождению Руси.

«Благоверному князю Дмитрию Донскому удалось сплотить Родину на истинно крепком, духовном основании. Свет души, чистота сердца, глубокое благочестие святого князя Димитрия озаряли его личность, и народ увидел и понял: этот правитель не ищет своего, но жертвует собою в тяжких государственных и воинских трудах ради блага Отчизны. Доверие к великому князю порождало веру в совершаемое им общерусское дело. Мать-Церковь благословляла его на подвиги, он звал людей за собой во имя Христово – и те, кто становился под великокняжескую хоругвь, чувствовали себя уже не суздальцами и ярославцами, а православным русским народом» (Соколов Александр, протоиерей. «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 323).

Куликовская победа имела большое историческое значение не только для Руси, но и для всей Европы. Ибо в планах грозного Мамая было повторение пути хана Батыя, завоевавшего половину Европы. В юбилейном послании Патриарха Московского Пимена к 600-летию победы говорилось: «… шесть веков назад… когда многочисленные полчища Золотой Орды угрожали существованию Московского государства, всеблагому Промыслу Божию угодно было явить спасение Святой Руси… Победа на Куликовом поле, эхо которой было услышано по всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, но и спасла государства Европы, заслонив их от грозного нашествия» (Костин Б. А. «На подвиг с верой православной.», СПб, 2001,С. 61).

По словам В.О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (Соколов Александр, протоиерей «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», С. 272, Нижний Новгород, 2008).

Таким образом, Куликово поле стало полем воинской доблести и русской славы. А сам князь Димитрий Донской, увенчанный лаврами победителя и освободителя Руси, весь израненный на поле битвы, прожил еще девять лет после этого исторического события. Все эти годы он неустанно трудился над объединением Руси и созданием единого могучего Российского государства.

«Последние годы жизни великого князя были трудными для него. Он много болел. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преп. Сергием, который преподал ему все необходимые таинства. В своей «духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды, уже как "свою Отчину"». Завещание князя было скреплено подписью преподобного.

После Дмитрия Донского власть на Руси изменила свой характер. Орда уже не назначает великих князей. Великие князья стали по наследству передавать московский престол.С изменением порядка наследования великокняжеского трона почти прекратились и междоусобицы на Руси.

За свое 30-летнее правление Димитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель.Представление о политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной Москвы как столицы единого Русского государства.

Скончался святой благоверный князь Димитрий 1 июня 1389 года и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.В 1988 году Дмитрий Иоаннович был канонизирован Поместным собором РПЦ как святой благоверный князь «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних» (Соколов Александр, протоиерей. «Св. блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва», Нижний Новгород, 2008,С. 319).

Св. князь Димитрий Донской для многих поколений является образцом воинской доблести и беззаветной любви к Родине.Благодарные потомки свято чтут и хранят память о святом князе и героях поля Куликова.

Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Численность русского войска на Куликовом поле

Уважаемый автор приводит цифру в 165 тыс. чел., что выглядит абсолютно нереальным, как и летописные цифры в 200 тыс., 300 тыс. и даже 400 тыс.чел. Самые объективные и обоснованные исследования, проведённые военным историком Е.А.Разиным с учётом численности населения подвластных на тот момент Москве Русских земель, плотности населения, принципов комплектования, времени переправы русских дружин через Дон, дают цифру в 50-60 тыс.чел. Такую же цифру называет историк В.Н.Татищев. Из этого числа лишь 20-25 тыс.чел. были непосредственно дружинниками князя Московского, остальные были из дружин союзных князей. Численность армии Мухаммада-Булака и Мамая не превышала 100 тыс.чел., поскольку они контролировали лишь часть Золотой Орды (Сев.Кавказ, Крым, Северное Причерноморье, Среднее Поволжье), другая часть Орды со столицей в Сарае на тот момент находилась под властью Тохтамыша. Ограниченность людских ресурсов Мамая подтверждается тем обстоятельством, что ему пришлось нанимать наёмников (генуэзцев, алан, армян, буртасов) для похода Москву.

2. Сложная церковная ситуация на Руси накануне Куликовской битвы

Что касается эпизода с благословением преподобным Сергием князя Дмитрия перед походом на Дон, то здесь есть некоторые вопросы. Дело в том, что по состоянию на 1380 год на Руси не было законного митрополита. Митрополит Алексий умер в 1378 году, константинопольский Патриарх назначил митрополитом Русской Церкви болгарина Киприана, но князь Дмитрий его не принял, посадил под арест, а затем выгнал из Руси, за что разгневанный Киприан предал московского князя анафеме. Сам Дмитрий Иванович хотел видеть новым митрополитом Русской Церкви своего духовника Митяя, но тот умер по дороге в Царьград, тогда бояре по подложным грамотам и подкупом добились назначения и утверждения новым митрополитом Пимена, но когда Пимен с боярской делегацией вернулся на Русь, князь Дмитрий разгневался на самовольство бояр, и изгнал Пимена. Таким образом, по состоянию на 1380 год на Руси было сразу два митрополита (Киприан и Пимен), ни одного из которых не признавал Московский князь, при этом один из этих двух митрополитов (Киприан) предал московского князя анафеме. Преподобный Сергий был единомышленником Киприана, поддерживал его назначение митрополитом Русской Церкви, и поэтому у многих историков вызывает сомнение, что он мог принять князя, преданного Киприаном анафеме. Есть версия, что он лично не благославлял Дмитрия Ивановича перед Донским походом, а лишь написал письменное благословение, которое московский князь получил уже на Дону, накануне Мамаева побоища.

1. Мифы

Сколько можно повторять давно разоблачённые и опровергнутые мифы? Мамай не был никаким "ханом-узурпатором", он занимал должность бекляр-бека (премьер-министр и министр обороны в одном лице в реалиях нашего времени) при законных ханах-Чингизидах из ветви великого хана Узбека. То, что в русских летописях той эпохи обозначено термином "Мамаева Орда", означает ту часть распавшейся в годы "великой замятни" Орды, во главе которой стояли ханы-Чингизиды из ветви великого хана Узбека, являвшиеся самыми законными, просто русские вели переговоры в основном с могущественным бекояр-беком, потому и назвали Орду его именем, но сам он никогда не сидел на ханском престоле, поскольку не был Чингизидом. Поэтому версия о том, что на Куликовом поле русские сражались за "законного хана Тохтамыша" против "узурпатора Мамая", а сама Куликовская битва была лишь эпизодом внутриордынских разборок, не выдерживает никакой критики. На Куликовом поле Русь противостояла самой сильной и мощной части распавшейся Орды, во главе которой стоял законный хан-чингизид из ветви великого хана Узбека, которого звали Мухаммад-Булак, и который приходился Мамаю племянником по материнской линии. Хан Мухаммад-Булак погиб на Куликовом поле от рук русских воинов, Мамай остался без законного хана, что в итоге и предопределило его поражение от Тохтамыша, бегство в Крым и бесславный конец. Обо всём этом очень подробно и убедительно рассказывается в трудах современного историка Р.Ю.Почекаева.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Ростислав Мельник
Святой праведный воин Феодор
Адмирал Ушаков
18.09.2020
Защитник и покровитель России
Святой великомученик Георгий
06.08.2020
«Креститель и просветитель народа»
О Святом Равноапостольном князе Владимире и крещении Руси
03.07.2020
Главный хранитель России
О Святом Апостоле Андрее Первозванном
01.07.2020
Все статьи Протоиерей Ростислав Мельник
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12