Латвийская ССР была «донором денег» в Советском Союзе, заявил министр юстиции страны Янис Борданс. Его слова передает «Sputnik Латвия», сообщает РИА Новости.
По подсчетам политика, во время нахождения в составе Советского Союза прибалтийские республики отдавали в общий бюджет государства 30-48 процентов своих бюджетов. В случае ЛатССР этот показатель был 48 процентов — почти половина, добавил министр.
«Несмотря на суровое прошлое, это также свидетельствует о нашей силе. Мы были донорами денег в СССР», — отметил Борданс.
Издание отмечает, что в 2020 году комиссия по подсчету ущерба от «советской оккупации» получила 35 770 евро — столько же, сколько и в минувшем. В этом году специалисты планируют оценить бюджетные расходы Латвийской СССР за период с 1946 по 1960 год. Также комиссия обобщит материалы об уничтожении состоятельного крестьянства в республике.
Продолжится работа формированием базы данных о репрессированных лицах, комиссия отмечает, что она уже близится к завершению.
Кроме того, эксперты комиссии намерены провести интервью с руководителями различных госструктур советских времен, специалистами, статистиками для получения свидетельств о том, как проходили планирование, организация и управление народным хозяйством в Латвийской ССР.
Российские власти неоднократно заявляли, что об оккупации стран Балтии в 1940 году СССР не может быть речи. МИД пояснял, что рассматривает присоединение Прибалтики к Советскому Союзу как соответствовавшее нормам международного права того времени.
В ведомстве подчеркнули, что термин «оккупация» неприемлем в этом случае, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не было военных действий, а войска вводили на договорной основе и с явно выраженного согласия существовавших в этих республиках властей. Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии во все время их пребывания в составе Советского Союза (за исключением времени оккупации Германией в годы Великой Отечественной войны) действовали национальные органы власти.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный политик, депутат Государственной Думы четвертого созыва Виктор Имантович Алкснис:
Что касается оккупации, то она предусматривает боевые действия, и, соответственно, должны быть следы этих боевых действий. Я могу сказать, что, по крайней мере, в Латвии в июне 1940 года при вводе войск Красной армии по соответствующей договоренности с правительством Латвийской Республики ни одного выстрела, так же как и в остальных Прибалтийских республиках, в сторону Красной армии не прозвучало.
Более того, в Латвии был издан официальный приказ, согласно которому части Латвийской армии обязаны были, выстроившись на обочине дорог с духовыми оркестрами, приветствовать вступающие на территорию Латвии войска Красной армии. Какая же это оккупация? Я понимаю, что если бы части Латвийской армии ушли в леса и начали отстреливаться, то это могло бы стать поводом, чтобы говорить о том, что её оккупировали. Но оккупации не было, было согласие. И на сегодняшний день нельзя говорить о том, что была оккупация.
Относительно того, что Прибалтика кормила весь Советский Союз, то это просто смешно. Процент прибалтийской экономики в общесоветской экономике очень незначительный. Прибалты могут говорить о том, что они обеспечивали 146% советской экономики, но реально до 1940 года литовские крестьяне считались в Латвии самыми дешёвыми батраками. Из Литвы приезжали в Латвию бедняки, крестьяне и работали батраками на латвийских хуторах.
В 1991 году Литва вышла из Советского Союза процветающей и в сельском хозяйстве, и в промышленном отношении республикой. В советские годы туда вбухали огромные капиталовложения. Была отстроена новая экономика. Если в 1940 году страны Прибалтики были аграрными республиками, то уже в 1960 году они стали индустриальными республиками, которые действительно имели мощную промышленность, которая соответствовала если не общемировому, то общеевропейскому уровню.
Советский Союз вкладывал в Прибалтику огромные деньги. Был в этом политический смысл, чтобы продемонстрировать Западу, как у нас богато и зажиточно живет население союзных республик. Примерно так же было с Узбекистаном. Узбекистан был витриной для азиатских стран, а для европейских стран показателем служила Прибалтика. Это была визитная карточка Советского Союза. Повторюсь, туда вбухивались огромные деньги.
Приведу такой пример. В конце 1980-х годов население Риги приблизилось к миллиону человек. Тогда Рига получила право на строительство метро, и на союзном уровне было принято решение строить метро. Но, к сожалению, это стройка так и не была начата, поскольку тогдашние борцы за суверенитет выступили против, заявив, что если начнётся строительство метро, то поедут новые мигранты и это будет плохо для республики. Метро в Риге так и не построили, хотя это действительно очень помогло бы в решении многих проблем.
За последние 30 лет так называемой независимости ничего нового, заставляющего говорить об улучшении или о развитии латвийской экономики, нет. Ничего не было построено. Борьба с так называемой советской оккупацией — это попытка отвести взгляд людей, которые еще помнят советское время, от плачевной ситуации в республике. Это отвлечение внимания. Не секрет, что происходит массовая эмиграция населения, причём коренного населения. Уезжает оттуда и русскоязычное население, но самое интересное, что уезжают и литовцы, латыши и эстонцы. Например, в Латвии ярые националисты уже поднимают вой — они с 1991 года боролись с мигрантами, поскольку сокращалась доля латышского населения республики. Было 52% латышей и 48% русскоязычного населения. Националисты разыгрывали карты и говорили: «Видите, что происходит, — Латвия перестает быть латышской».
Теперь эти же самые националисты, которые, правда, постарели и многие уже вымерли, снова кричат во всю глотку, что Латвия опять перестаёт быть латышской, потому что латыши уезжают в Ирландию, в Англию, куда угодно. Соответственно, опять эти «проклятые русские оккупанты» начинают повышать свой процент в составе республики.
Самое интересное, что происходит депопуляция латышей. Казалось бы, они боролись за независимость. Литовская нация, латышская нация, эстонская нация боролись, чтобы стать титульными нациями, развиваться и процветать. В результате за 30 лет независимости латыши, литовцы, эстонцы, наоборот, начали уезжать со своей родины. Соответственно, происходит депопуляция.
Это ещё можно понять относительно к русскоязычному населению, которое отнесено к разряду людей второго сорта, и которое заведомо не видит смысла там жить. Но, повторюсь, уезжает коренное население, которое боролось за независимость под флагом борьбы с русскими «оккупантами» и мигрантами. Теперь же выясняется, что это привело к еще худшим результатам.