Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в рабочей встрече членов Высшего Евразийского экономического совета, посвящённой мерам по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержанию экономической стабильности государств – членов Евразийского экономического союза.
Итоги встречи членов Высшего Евразийского экономического совета подвёл в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Валентинович Грозин:
В рамках Евразийского экономического союза и иных наднациональных экономических структур пока нет статистики по весенним месяцам. Вся доступная статистика оканчивается январём 2020 года.
В первый месяц нового года можно было говорить о влиянии коронавируса на мировую экономическую повестку дня, исходя из того, что в Китае разгоралась эпидемия. Напомню, что Китай является глобальной экономической единицей, от которой зависит состояние мировой экономики. Но даже начальные цифры за январь 2020 года указывают на весьма неблагоприятные тенденции. В 2019 году увеличился товарооборот Казахстана с Евразийским экономическим союзом, но ближе к 2020 году рост начал повисать. Конечно, этот нюанс можно списать не на коронавирус, а на ситуацию на мировых энергетических рынках, падение цен на нефть.
Два негативных процесса оказывают влияние на экономическое здоровье Евразийского экономического союза и его стран-участниц: падение цен на энергоносители и мировая пандемия. В результате получается негативный мультипликативный экономический процесс. В два раза ухудшилась ситуация в условиях обычной чисто лабораторной мировой эпидемии.
После последних заключений по сокращению добычи нефти появилась некая надежда на то, что мы не увидим катастрофического снижения цен на баррель чёрного золота, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сейчас катастрофическое падение цен на сырьё менее вероятно, чем неделю тому назад.
Кроме казахстанских проблем или взаимоотношений между членами ЕАЭС Казахстана и Киргизией мы наблюдаем снижение товарооборота на 4% между странами Союза за январь 2020 года по сравнению с январём 2019 года. Ситуация в марте-апреле развивалась драматичнее, чем в январе, потому что страны активно закрывались и принимали карантинные меры, ограничивали передвижение граждан. Поэтому стоит ожидать, что итоговые данные по первому кварталу (январь, февраль, март) 2020 года мы получим весьма неприятные. Но это общемировая тенденция.
Полагаю, статистика всех мировых экономических объединений, начиная с Европейского Союза и заканчивая параметрами двухсторонних торговых отношений ведущих стран, никого не обрадует по итогам первого и второго квартала 2020 года. Предложения Президента России – это неотложные меры, которые необходимо было принимать ещё вчера. Иное дело, что в силу объективных обстоятельств все были заняты выживанием и карантином. Все выстраивали собственные системы реагирования на мировую пандемию и расширение экономического кризиса.
Ныне, когда выстроен первый контур обороны от дальнейшего развития негативных событий в рамках ЕАЭС, страны-участницы Союза оправляются от первого шока и приходят к пониманию, что необходимо возрождать собственную экономику. Ведь если всё пустить на самотёк, то падение товарооборота, которое составило 4%, вырастет в четыре раза, чего допустить ни в коем случае нельзя. Именно поэтому прозвучало предложение российского Президента уделить пристальное внимание повышению эффективности работы логистических структур. В силу карантинных мер именно логистика оказывается во многом самым уязвимым звеном в сохранении товарных потоков и цепочек постсоветского пространства. Также очевидно, что значительное внимание уделят цифровизации протекающих процессов в Евразийском экономическом пространстве для исключения человеческого фактора – необходимо снизить риск расширения эпидемии, ускорить эффективность и подтолкнуть потоки товаров, буксующих на границах наших государств.
В минувшую пятницу, 10 апреля, на саммите председателей правительств стран ЕАЭС прозвучали конкретные предложения по выходу из экономического кризиса. По итогам вчерашнего форума глав стран-членов ЕАЭС была дана отмашка на реализацию технических мер, предложенных 10 апреля.