Как мы видим, ныне мировое Православие терпит одно унижение за другим. Ради карантина некоторые Поместные Церкви Великим постом, временем сугубого покаяния, закрывают двери храмов для верующих и собираются это же делать даже на Святую Пасху.
Более того, как не без оснований пишет один из авторов РНЛ С.Абачиев: «Святая Земля закрыта для паломников. Храм Гроба Господня закрыт. Благодатный Огонь (если он вообще сойдёт в Иерусалиме!) будут принимать от силы 10 "особо уполномоченных" представителей от Поместных Церквей, а основная группа таких представителей будет сидеть в самолётах в аэропорту "Бен Гурион" в Тель-Авиве и даже на Святую Землю не ступит». И, продолжая, этот же автор задает сакраментальный, особенно для него, вопрос: «ЧТО это такое, как не ПРОМЫСЛИТЕЛЬНАЯ БОЖИЯ епитимия МИРОВОМУ Православию?».
Разумеется, в определенном смысле это так, «ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Пет.4: 17). Но только, если понимать под домом Божиим или мировым Православием нас грешных, начиная от простых мирян и заканчивая Предстоятелями Церквей. Да, мы все, простые православные, во всю грешим, и сейчас среди нас есть такие грешники и такие грехи, о которых от создания мира и слыхом не слышали!
Особым образом согрешили и Предстоятели ряда Поместных Церквей. Сначала вселенский патриарх Варфоломей грубо нарушил каноны, на манер папы римского «решив» вопрос украинской автокефалии. А затем ряд других Предстоятелей признал такое антиканоническое решение якобы законным.
Но образ благочестия, как говорят святые отцы, состоит не только из противоположных грехам добрых дел (добродетелей), но и из правой веры. Посмотрим, как обстоит дело с этим у нас, и как это влияет на сей самый образ благочестия?!
Я не буду касаться здесь ряда православных догматов (например, догмат Искупления), которые ныне в РПЦ подвергаются постоянной критике. Скажу о другом, о том, что меня больше всего волнует. И к тому же, поскольку у нас сейчас такая неразбериха в догматическом учении, я буду ссылаться не на истинные догматы, а на мнимые, делая отсюда полезные наблюдения и выводы.
Так, к примеру, и в математике нельзя извлечь квадратный корень из минус единицы. Но вводится мнимая единица, некое i, квадрат коего как раз и равен этой самой минус единице, и, оперируя с коим, математики делают полезные выводы и открытия. Так буду поступать и я.
Итак, с момента принятия католиками в XIX веке догмата о непорочном зачатии Божией Матери Православная Церковь не признавала это ложное учение и вела богословскую полемику с ним. Последним достижением на этой стези в РПЦ считается учение В.Н.Лосского, который исходил из общей нашей ответственности за грех Адама, приписывая эту ответственность и Богородице. Как он считает: «По Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех… Она не была освобождена от ответственности за вину Адама».
Значительно ранее этой статьи я уже писал на РНЛ о несостоятельности сего мнения Лосского, унижающего славу Божией Матери, поскольку оно не учитывает древнее православное учение о Ней, как о Второй Еве (кстати говоря, католики это учение учли). И к тому же по Лосскому выходит, что «славнейшая без сравнения Серафим» якобы «вполне сравнима с ними, притом худшим для Себя образом», - Серафимы ведь не согрешили вместе с сатаной, а Она, по Лосскому, «якобы согрешила с вместе с прародителями».
Тогда же, ранее на РНЛ, я писал, как можно, не умаляя славу Девы Марии, избежать ложного католического догмата о Ее якобы непорочном зачатии. Ну да ладно, кому это интересно; да и к тому же мы сейчас говорим не об истинных догматах, а о мнимых. Итак, запомним, что говорит об отношении Богородицы к греху прародителей В.Н.Лосский, и то, что это его учение принято в РПЦ.
Но не так давно у нас появилось и новое учение об отношении нас всех к этому самому греху. Вот что сообщает нам на сей счет Православная энциклопедия (электронная версия): «Хотя грех прародителей и оказывает прямоевоздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена».
С этим учением также нельзя согласиться, поскольку непонятно, почему же тогда мы все вместе с прародителями наказаны за сей грех, хотя якобы в нем невиновны и, следовательно, не должны нести за него ответственность?! Так что это тоже мнимый догмат.
Но зато какой относительный «прогресс»! Ведь из той же математики мы знаем, что минус на минус дает плюс: уж если мы все, потомки Адама и Евы, не несем ответственности за грех прародителей, то тем более, вопреки Лосскому, не должна нести за него ответственность и Пресвятая Дева!
Но не спеши, читатель. Если мы в той же, так сказать, Православной энциклопедии откроем страницу «Богородица», то обнаружим там ссылки на ту же самую статью В.Н.Лосского о Ней… Правда, полгода назад я это просматривал и сейчас не помню, была ли там тогда прямая ссылка на его учение о якобы «ответственности Божией Матери за первородный грех» или нет? Сейчас там такой прямой ссылки нет, и, может быть, только за это малое нас еще милует Господь и покрывает Своим Покровом Его Пречистая Матерь. Но ссылки на соответствующую статью Лосского в той энциклопедии так и остались.
Почему я так много об этом пишу? А ты что, не понял еще, читатель? Да потому, что в этой самой Православной энциклопедии из одинаково принятых ею двух вышеуказанных ложных учений выходит, что за грех прародителей не несет ответственности никто из нас, кроме… Божией Матери! Это и чудовищная хула, и невероятное кощунство, и самое настоящее издевательство!!! Так насмехались над Ней древние иудеи, и мы куда еще и похлеще!
Так тогда каких же божественных преференций должны мы ожидать для мирового Православия?! Как сказал, правда, по другому поводу первый президент Украины Л.Кравчук: «Маемо тэ, що маемо»; в переводе на русский: «Имем то, что имеем».
Ведь история Русской Православной Церкви и России ясно свидетельствует, что даже пренебрежительное отношение к иконам Божией Матери (Касперовской, Порт-Артурской и Песчанской), а, значит и к Ней Самой, раз за разом лишало русское оружие побед, раз за разом приводило к поражениям в войнах… И наоборот:
«Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:
1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».
3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…».
Точно так же и в духовной жизни каждого христианина. Православное учение о Божией Матери имеет для этой жизни решающее значение, ибо, думаю, в наше крайне смутное время Она одна может Своим Покровом нивелировать все наши чудовищные грехи и беззакония.
Более того, Господь говорит: «Всякий грех и хула простится человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12: 31). Дерзну сказать, что в определенной мере это применимо и к Божией Матери. И действительно, когда мы грешим и хулим, Она, как было сказано, Своим Покровом может покрыть наши грехи и хулы. Но когда мы хулим Ее, то тогда и сей Покров оказывается бездейственным по причине гнева Божия – гнева Ее Сына и Бога за такую нашу хулу на Нее! Вот почему так важно православно, т.е. право славить Божию Матерь! Особенно в это наше тяжкое, страшно тяжкое время!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
29. Ответ на 28, Коротков А. В.:
28. Ответ на 27, Сергей Абачиев:
27. Ответ на 26, Коротков А. В.:
26. Ответ на 25, Сергей Абачиев:
25. Ответ на 24, Коротков А. В.:
24. Ответ на 23, Сергей Абачиев:
23. Ответ на 22, Коротков А. В.:
22. Ответ на 20, Сергей Абачиев:
21. Ответ на 19, Сергей Абачиев:
20. Ответ на 18, Коротков А. В.: