Необъяснимая внезапность и подозрительная поспешность – в Москве заменили памятник Жукову в самом центре Москвы на Манежной площади, перед Историческим Музеем. О значении работы В.М. Клыкова и о первой информации о демонтаже памятника – в материале РНЛ «Подобные вещи направлены против патриотов…».
Всякого рода «новаторы», либералы и «тонкие ценители монументального искусства» пытались дискредитировать произведение Вячеслава Михайловича Клыкова с момента его установки 8 мая 1995 года. Цель - дискредитация творчества великого скульптора, одного из идеологов патриотического движения современности.
Неужели «доброжелатели» достигли своей цели? Не хочется в это верить, тем более в Год Памяти и Славы.
Как сообщают, демонтаж памятника стал неожиданностью даже для московских властей. По состоянию на данное время, ничего вразумительного не может сказать даже сын Вячеслава Клыкова. В соцсетях появлялась информация о том, что новый монумент изготавливали скульпторы из России, Белоруссии и Украины на базе мастерской, которую основал автор первого памятника Жукову Вячеслав Клыков. Однако сын скульптора, который возглавляет мастерскую, об этом ничего не слышал. Для него новость о замене скульптуры на Манежной площади стала шоком. «Никак со мной не согласовывалось. Мы новый памятник не делали, со мной никто не разговаривал. Я пока еще не знаю, буду ли куда-то обращаться, я сейчас буду пить корвалол», - сказал Андрей Клыков.
Как сообщили «Вести» в своем репортаже на канале «Россия-24» в 14.00., а затем в 16.00. 20 марта (корреспондент Зинаида Курбатова), история с демонтажем исторического памятника Г.К. Жукову из серии «тайная жизнь памятников». Корреспондент говорит: «Сейчас мы видим два монумента, один из них лежит на земле, это памятник, который был выполнен скульптором Вячеславом Клыковым 25 лет назад. Видно, что его демонтировали с большой скоростью, скорее всего ночью или утром, потому что «болгаркой» его распилили в самых узких местах… На постаменте стоит новый памятник, он закрыт коробкой, но можно рассмотреть его верхнюю часть. Он отличается от прежнего. Дело в том, что у привычного памятника, который называют историческим, Жуков делал жест подобный римским патрициям (это частное мнение Курбатовой – А.С.). У нового памятника мы видим, что Жуков изображен отдающим честь»
Демонстрируются кадры с варварски отрезанными ногами коня скульптурной композиции. В одном месте своего репортажа Курбатова говорит, что автора нового памятника так и не удалось узнать. Алексей Емельянов, руководитель департамента культурного наследия города Москвы заявляет: «Я могу сказать, что скульптура, которую можно назвать исторической, вернется на свое прежнее время после реставрационных работ, больше без комментариев».
Далее в репортаже отмечается, что, если бы проводились плановые работы, то об этом было известно заранее, потому что сначала делаются исследовательские работы, потом создается проект реставрации. Представители Российского военно-исторического общества говорят, что для них это полная неожиданность и, скорее всего, демонтаж не санкционирован, потому что согласование демонтажа требует множества утверждений и длится несколько месяцев.
Алексей Кондратьев, руководитель департамента Российского военно-исторического общества утверждает: «Ввиду того, что любой памятник проходит комиссию по монументальному искусству, это должно было проходить через общественные обсуждения. Если бы это было санкционировано, то, я думаю, жители Москвы знали бы об этом… Любое решение об установке, тем более – замене памятника, тем более - объекта культурного наследия, проходят широкие обсуждения, после чего выпускаются законодательные документы».
Имеется у корреспондента непроверенная и неточная информация, что второй памятник, на который сменили спиленный, также авторства В.М. Клыкова. «“Модель Клыкова”, которую просто увеличили», - говорит Зинаида Курбатова.
И в конце своего репортажа корреспондент делает несколько нелогичное успокаивающее заключение о том, что прежний памятник Жукову к 7 мая этого года вернется на свое место. Как мы понимаем из всего вышесказанного - уверенности в этом никакой нет.
Если, действительно, один памятник работы В.М. Клыкова временно заменили на другой его же работы, то тогда вопросов становится много меньше. Но никакой в том уверенности нет, потому что всё это на основе слухов и предположений. Даже, если прежний памятник после реставрации (не понятно вообще в связи с чем для него требуется «реставрация»?) вернется на свое место, то почему это делается столь быстро, с нарушением законодательства и без предварительного информирования общественности? Нельзя исключать, что проводится какая-то непонятная игра с заменой памятника великого скульптора на какой-то новодел.
Кто и зачем вводит общество, да еще в год 75-летия Победы, в такое состояние? Вандализм или глупость?
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
1. Трусливые шакалы