В пятницу 1-й седмицы Великого поста, 6 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню, вечерню и Божественную литургию преждеосвященных Даров в Троице-Измайловском соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители.
«Мы совершили канон в честь великомученика Феодора Тирона, - сказал владыка в проповеди. - Этого святого всегда вспоминают в первую седмицу Великого поста, поскольку он участвовал в одном известном событии. После смерти святого императора Константина Великого на константинопольском престоле оказался отступник Юлиан. Он насаждал язычество в Византийской империи, смеялся над христианами, снимал их с должностей, отнимал у них имущество, не разрешал их детям поступать в высшие учебные заведения. Стараясь ослабить Христову веру, он изгонял епископов и поддерживал еретиков. Зная, как христиане относятся к Великому посту, он решил посмеяться над ними и велел на рынках Константинополя окропить продукты языческой кровью, чтобы их осквернить. Но Господь послал великомученика Феодора Тирона, который должен был предупредить христиан, чтобы они ничего не покупали на рынке в те дни, а питались пшеницей. Тогда в домах у всех была пшеница, люди могли спокойно варить коливо, как мы сейчас варим кашу. Христиане так и поступили. Видя, что ничего не получилось, на базарах волнуются продавцы продуктов, ведь христиане не покупали ничего, император разрешил снова торговать без языческой крови».
«Небо внимательно наблюдает за нашим постом, - продолжил архипастырь. - Если нам трудно - Бог помогает. Мы помним, как иудеи упрекали Христа: "Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни" (Мк. 2:18-20). Господь говорил ученикам, что бесовские силы изгоняются только постом и молитвой. Ученики знали, что пост - великая сила. Поэтому враг рода человеческого всячески старается отрывать людей от поста. У нас постятся максимум десять процентов населения. Потому что бесы разоружили людей, отняли у них оружие, которым является пост. У нас два оружия - молитва и пост. И молитвы нету - видите, сколько народу в храм ходит? Отнимает бес молитву у людей. А когда они остаются и без молитвы, и без поста, он делает с ними, что хочет. Мы же должны вооружаться, справа и слева иметь оружие - пост и молитву. Если молитва есть, а поста нет, то мы - как птица с одним крылом - не можем подняться. Мы также часто неправильно принимаем пищу. Я иногда бываю на приемах, где есть светские люди. И вижу, что никто не молится перед едой. То есть пищу принимают без Божия благословения. А пища - это дар Божий, который дается нам для продления жизни. Если мы питаемся, помня, что это дар Божий, и благодаря Господа, то Он нам еще посылает пищу. Надо принимать ее с молитвой. Только в церковных кругах мы молимся, читаем "Отче наш", а в светских я нигде не вижу, чтобы кто-то молился перед едой. Когда я был молодым, нас приучали поститься. Дети уже знали, что постом нельзя есть мясо, старались не нарушать пост. Так родители закладывали в них правильное отношение к посту. Дети вырастали, и это понимание сохранялось у них на всю жизнь. А сейчас дети практически не постятся, не приучаются к этому важному элементу духовной жизни».
«Читаешь подвижников благочестия и удивляешься, какими удивительными они были. Там тоже было место всяким крайностям, злоупотреблениям. Однажды преподобный Пахомий Великий пришел в один монастырь, его встретил молодой послушник и говорит: "Отче, у нас такой строгий пост, невозможно жить - только раз в день дают пищу. Старший повар сказал, что незачем варить много пиши, лучше плести рогожу. Мы всю неделю плетем рогожу и мало едим". Тогда святой спросил у повара, сколько за седмицу сплели рогож. Тот ответил - пятьсот. Преподобный велел сжечь их и сказал: "Пост должен быть добровольный. Вы должны приготовить разную пищу, а братия должна воздержаться. Вот это правильный пост. А когда навязываете его силой, братия ропщет". В другом месте я читал про одного подвижника, который весь пост ел пищу без масла. Наступила Пасха, стали разговляться. Игумен видит, что монах снова ест без масла, и говорит: "Влей масла в тарелку, потому что Пасха пришла". Тот ответил: "Как же я могу? Христос за меня распялся, а я буду есть кашу с маслом". Как же нам далеко до этих подвижников! Как они относились к посту, старались его посвящать Господу! Он за нас распялся, неужели нам трудно воздержаться от скоромной пищи? Нет! Надо подражать древним христианам и подвижникам иных веков: будем читать их жития, наставления и по возможности так же поститься и молиться», - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму было подарено Евангелие.
Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и отметил, что впереди - длинная дорога Великого поста: «Tо, что мы причастились за литургией преждеосвященных Даров, сподобит нас преодолеть человеческие немощи и пройти путь достойно, как подобает христианину».
Деревянный лейб-гвардии Измайловского полка храм появился в 1756 году. После наводнения 1824 года Василий Стасов разработал проект каменного храма. На закладке присутствовали императрица Мария Феодоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство велось на средства императора Николая I и казенные деньги. В 1835 году храм освятили. В феврале 1867-го здесь венчались Федор Достоевский и Анна Сниткина. В 1928-1938 годах храм был кафедральным. Закрыт и сильно пострадал в Великую Отечественную войну. Использовался как склад. Возвращен Церкви в 1990 году. Реставрация затянулась из-за пожара, возникшего в августе 2006-го на большом куполе, и завершилась к 2017-му. 13 мая 2018 года Святейший Патриарх Кирилл освятил собор.