Качество свободы (свобод)

Раб греха «свободен», как ему кажется, но… лишь в делании греха

Как было показано в предыдущей публикации («Религиозная неосновательность либерализма»), человеку дана свобода пребывания в Боге, состоящая в том, что он имеет возможность стать богом по благодати. Но дана ему (хотя и не в прямом смысле) также свобода отпасть от Бога. Или как более подробнее об этом говорит ап.Павел:

«Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6: 16-23).

Внешне это выглядит прямо по Оруэллу: «Свобода – это рабство». Но какая же свобода является настоящей; является, так сказать, свободной свободой: свобода от греха или свобода от праведности? И какое рабство является настоящим рабством – рабство греху или праведности?

Ответы на эти вопросы совершенно очевидны для тех, кто хотя бы немного знаком с христианской аскетикой. Ведь подчиняет себя закону Божию, отказывается от греховной свободы и делает себя рабом праведности подвижник добровольно, т.е. по своей доброй воле. Поэтому снова стать рабом греха, свободным от праведности, он может совершенно свободно и легко, просто ему надо изменить свою волю от добра ко злу. А усилия, часто весьма большие, ему, наоборот, надо прилагать, чтобы остаться рабом праведности, свободным от греха.

Чему в житиях святых есть примеры, когда и великие аскеты свободно, «легко» отпадали от Бога. Вот, к примеру, весьма поучительный рассказ из древнего патерика: «Авва Антоний Великий услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени, авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. – Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? – Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите, что случилось! – Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. – Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога – дать мне только десять дней жизни, –  и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался».

Так что отпасть от Бога по своему зловолию можно легко и свободно, ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13). Но так ли легко вернуться к Нему, отказавшись от рабства греху?! Может ли вот так запросто отказаться от пьянства пьяница, от наркотика наркоман, от блуда блудник? Конечно, нет, ему для этого надо много потрудиться в рабстве праведности. Один из самых ярких примеров этому мы имеем в житии преподобной Марии Египетской. Когда она, раскаявшись в своих великих грехах, ушла в пустыню и стала там бороться со своими страстями (особенно с блудной), то она так описала это в беседе с преподобным Зосимой:

«Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями. Поверженная на землю я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к поручительнице своей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне – и действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. А после, и до сего времени, Богородица во всем – моя помощница и руководительница».

Как видим, рабу греха не так-то просто освободиться от него (даже если он этого захочет), как рабу праведности освободиться от нее. Для этого последнему достаточно лишь захотеть, похотеть греха, т.е. изменить свою волю от добра ко злу. Ибо лишь именно добрая его воля и делает его рабом праведности. Рабу же греха недостаточно изменить свою волю от зла к добру, ибо не только эта воля, но и сам по себе грех делают его рабом греху. О чем Господь сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8: 34), - а не только своей злой воли.

И это потому, что Бог никого не делает Своим рабом насильно, без его воли; но мы, христиане, становимся рабами Божиими добровольно. А вот диавол насилует всякого, приходящего к нему. Почему и ап.Петр говорит, что Господь Иисус Христос «пройде благодетельствуя и изцеляя вся насилованные от диавола» (Деян.10: 38).

Итак, суммируя все вышесказанное, определим, кто же на самом деле свободен, и кто же на самом деле раб – раб греха или праведности? Очевидно, свободен последний, поскольку он свободен и пребывать с Богом, и отпасть от Него, если захочет. Раб же греха «свободен», как ему кажется, но… лишь в делании греха. Стоит ему восхотеть вернуться к Богу, как он тотчас почувствует свою несвободу, свое рабство греху и диаволу!

Что говорит о не качественности греховной «свободы», которую нам так усердно навязывает сей пропитанный либерализмом мир. Ибо это не истинная свобода, а лишь ее суррогат, т.е. крайне неполноценный ее заменитель!

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса

Впервые опубликовано на сайте Pravoslavie.wiki

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Городенцев:
Сим победишь!
Если храмы закрыть или не пускать туда верующих, то это усилит гнев Божий и нынешнее моровое поветрие
08.04.2020
Читаем новости и делаем выводы…
Если вы допускаете ради телесной нужды нарушение карантина, то почему не хотите признать, что и душа человека умирает, если ее лишают причастия Святых Таин?
04.04.2020
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Если мы будем уповать на языческое «божество» под названием Карантин, нас ждёт бесславное поражение, как и в Цусимском сражении
03.04.2020
Батька Лукашенко - русский человек, который надеется на Бога
Или почему в Белоруссии минимальное число заболевших коронавирусом
01.04.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Остановить развал России
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-04-09 20:11
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 20:05
Когда же поумнеют «красные патриоты»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 19:59
Репетиция отступничества?
Новый комментарий от Алина
2020-04-09 19:48
Первородный грех
Новый комментарий от vera
2020-04-09 19:22
Сим победишь!
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 17:58