«Война пробудила в народе религиозные чувства»

Святейший Патриарх Кирилл о значении Великой Победы и об ответственности потомков и преемников победителей

Как сообщалось, вчера состоялось торжественное открытие XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом, сообщает Патриархия.ru.

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники и гости Международных Рождественских образовательных чтений! Сердечно приветствую всех вас на торжественном пленарном заседании XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных в этом году знаменательной дате — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема Победы занимает совершенно особое место в жизни нашего народа, а память о ней бережно сохраняется миллионами соотечественников как в России, так и за рубежом. Почему же так получается? Почему даже спустя столько лет сердце русского человека столь живо откликается на все, что связано с Великой Отечественной войной? Потому что всеми фибрами души, как говорят у нас в народе, мы чувствуем, насколько важны те события не только для бытия нашего Отечества, бытия нации, но и для всей мировой истории. И мы не имеем морального права забывать об этом», - отметил Его Святейшество.

«Время неумолимо идет вперед — редеют ряды живых участников и свидетелей тех страшных событий, все больше появляется неправды о Второй мировой войне, все чаще звучат призывы пересмотреть значение подвига нашего народа и роль нашей страны в победе над фашизмом. На нас, потомках и преемниках победителей, лежит огромная ответственность: сохранить и передать грядущим поколениям правду о событиях того периода, противостоять настойчивым попыткам переписать и исказить историю. Но чтобы успешно исполнить эту важную миссию, давайте сначала зададимся вопросом: а что значит быть наследником Победы? в чем заключается это наследие? Если мы обратимся мысленным взором к событиям того времени, то ясно увидим, что война коренным образом изменила самосознание нашего народа. Кем мы были накануне? Разъединенным народом, жившим в атмосфере страха и всеобщей подозрительности, недоверия друг к другу и повсеместного доносительства. Страной, ослабленной годами большого террора и обескровленной Гражданской войной, трагедией раскулачивания, насильственной коллективизацией, искусственным уничтожением самых выдающихся представителей нации, способных понимать смысл и цену происходящих событий. Такова была ситуация в стране», - продолжил Патриарх.

«Мы потеряли многих деятелей культуры, искусства, науки. Огромный пласт национальной культуры был уничтожен — в буквальном смысле стерт с лица земли. Я говорю о сотнях разрушенных храмов и монастырей: взорванных, изувеченных, лишенных внешней и внутренней красоты. Мерзость запустения царила на святом месте. А сколько храмов было определено к уничтожению, и только начало войны помешало совершить эти злодеяния? Но все эти внешние разрушения и святотатства были бы невозможны без огромного внутреннего слома, который произошел в народной жизни. Новые власти объявили войну религии и в первую очередь православной вере — всему тому, что на протяжении веков формировало и созидало русскую культуру. Вместо этого стала насаждаться новая «религия» со своими кумирами, со своими святынями и святыми, с мучениками, со своей эсхатологией в виде наступления эпохи всеобщего равенства, благополучия и справедливости. Эта языческая по своей сути вера пленила значительную часть народа, буквально поработила народное сознание. Да, сведения об экономических достижениях Советского Союза, об ударном труде, о великих стройках широко известны. Они действительно поражали воображение не только живших в то время людей, но и последующих поколений, и ни в коем случае не следует замалчивать или преуменьшать эти великие достижения. Но, с другой стороны, следует помнить, что этот ударный труд зачастую совершался руками заключенных, среди которых большинство составляли безвинно осужденные на многие годы. Людей заставляли забыть об их корнях: духовных, национальных, культурных, — а те, кто был с этим не согласен, должны были или хранить молчание, или отправляться в лагеря и ссылки», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

Патриарх напомнил, что 22 июня 1941 года войска нацистской Германии вторглись в пределы нашей страны. Великая Отечественная война началась в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Люди верующие не только в России, но и за ее пределами не могли не увидеть в этом надежду на заступничество святых за свой народ перед Престолом Всевышнего и на победу над нацизмом. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился с посланием к пастве, призывая сограждан противостоять агрессору и напоминая о защитниках Отечества минувших веков:

«Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину».

«Мы все знаем, как откликнулись православные христиане на беду, которая пришла в наше Отечество. Несмотря на многолетние репрессии, гонения на Церковь, большинство людей понимало, что родная страна, народ — это ценности, имеющие непреходящее значение, а богоборчество и жестокая политика властей, направленная против собственных сограждан, — это безумие и напасть, которые не могут торжествовать вечно», - подчеркнул Его Святейшество.

Он также отметил, что мировосприятию православного христианина совершенно чужды ненависть, жажда мести и вражда. Мы стремимся следовать словам Спасителя: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28). «Этот призыв Господа, к сожалению, был воспринят некоторыми мыслителями как однозначный пацифизм. Но христианство не имеет ничего общего с так называемой идеологией непротивления. Христос говорит о добродетелях всепрощения, любви к врагам и невоздаяния злом на зло как о личном подвиге человека, о его внутреннем духовном делании. Пацифизм же призывает отказаться от сопротивления злу на социальном, государственном уровне, ставя под удар систему общественных отношений, принципы справедливости и гражданского согласия. А когда люди безвольно и безропотно принимают зло, соглашаются с ним и склоняют пред ним голову, оно неизбежно побеждает», - добавил Патриарх.

«Невозможно прекратить войны в мире, пропитанном ненавистью и злобой. Но сопротивляться злу нужно так, чтобы это зло нас не захватывало, не порабощало наше сознание, не ослепляло наше сердце ненавистью, жестокостью, безрассудством», - отметил Предстоятель. Он также отметил, что один из великих святителей нашей Церкви — митрополит Филарет (Дроздов) — нашел удивительные по своей точности и глубине слова, которые можно назвать своего рода рецептом того, как должна проявляться истинная христианская любовь, если необходимо защищать Родину и веру: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (1806-1808)).

«Иногда можно услышать такое мнение, что в момент общей беды тотчас были забыты прежние обиды. Нет. Нельзя, невозможно забыть личные трагедии семей, которых коснулись репрессии, и общее горе народа, из которого пытались вытравить веру. И все же перед лицом внешнего врага все противоречия отступили на второй план. Главным стало служение Отечеству», - добавил Предстоятель.

По его словам, мы знаем много ярких примеров, подтверждающих это. Вспомним хотя бы письмо святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), после многих лет тюрем и ссылок написавшего советскому руководству: «Могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

«Вспомним пример нашего славного казачества, которое, несмотря на террор и политику геноцида со стороны советской власти, встало на защиту Родины. Эти воины проявили особую отвагу, о чем свидетельствует то, что более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 279 казаков получили звание Героя Советского Союза. Монашествующие восприняли скорбную весть о начале войны как призыв к усилению подвигов и молитв о даровании победы. Будучи лишены возможности оставаться в поруганных и разрушенных обителях, монашествующие терпеливо несли свое служение на передовой и в тылу. Архипастыри и пастыри русского зарубежья, оставшиеся в послушании законному Священноначалию, открыто заявляли своей пастве о вере в победу Руси над фашизмом. Так, экзарх Русской Православной Церкви в США митрополит Вениамин (Федченков), выступая на многотысячном митинге 2 июля 1941 года, говорил, что начало войны именно 22 июня, в день памяти Всех святых земли Русской, есть верный знак и великая надежда на то, что начатая борьба против немцев окончится благим концом для русского народа», - добавил Предстоятель Русской Церкви.

«На протяжении веков наш народ черпал духовные силы в православной вере, вдохновлялся идеалами евангельской святости, стремясь сделать их содержанием своей жизни. В этом стремлении он создал поистине великую культуру. Благодаря православной вере русский народ усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы», - отметил он.

Патриарх отметил, что, как писал в своих записках протоиерей Глеб Каледа, прошедший рядовым всю войну с августа 1941-го до самого Дня Победы, у каждого, кто переживал радость Победы, было сознание: «В победу я тоже вложил свой ратный труд; мы — дети своего народа. <…> Массовый героизм… осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа» (Записки рядового // Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. М., 2012).

«Этот голос совести, который во времена покоя и благоденствия нередко заглушается заботами о материальном, о личном комфорте и своих частных интересах, в годы испытаний и бед звучит со всей силой — "иначе нельзя"! Принадлежа к разным национальностям и религиозным традициям, мы вместе с тем сознаем свое единство. Это единство — в выбранном пути культурного развития: в нашей свободе жить в мире друг с другом, служить Отечеству теми талантами, которые дал нам Бог, хранить историческую память и наследие предков», - продолжил Предстоятель.

«Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни. Послереволюционные гонения на Церковь в 1940-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую она заняла в самые первые дни войны. Перелом в Великой Отечественной войне совпал с открытием храмов по всей стране после исторической встречи Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Война пробудила в народе религиозные чувства. Есть такая поговорка: "На войне атеистов не бывает". Существует множество воспоминаний фронтовиков, которые свидетельствуют о том, что перед боем молились даже вчерашние богоборцы. После войны многие из оставшихся в живых крестились, а бывало, постригались в монашество», - продолжил он.

«Праздник Победы является одним из самых значимых событий для жителей России, Украины, Беларуси, на всем пространстве нашей общей исторической Родины. Он помогает осознать наше единство. Память о наследии Великой Отечественной войны — важная составляющая самосознания и наших соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья. Зримым свидетельством этого является акция "Бессмертный полк". Только в прошлом году народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, прошло с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма. Празднование Дня Победы неизменно становится одним из центральных событий года в нашей стране. День Победы — это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем. Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить духовное и культурное наследие, оставленное нашими отцами и дедами», - добавил Его Святейшество.

«Конечно, - продолжил он, - история всегда была и будет пространством нескончаемых идеологических спекуляций. Но очевидно одно: любой упрощенный подход к ней довольно опасен. Любовь к Отечеству — естественное чувство любого человека. Оно может быть прекрасным, если помогает человеку созидательно и ответственно трудиться ради блага своей страны, честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Но это же чувство может приобретать уродливые формы и стать источником большого зла, если будет сопровождаться стремлением подавлять и уязвлять других. Именно такую форму и обрел фашизм, трансформировавший патриотические настроения немецкого общества в радикальный национализм, направленный на порабощение других народов и достижение бредовой цели мирового господства. Сегодня по милости Божией мы наслаждаемся миром, хотя, к скорби нашей, во многих местах идут войны и проливается кровь. А там, где нет войны, не ослабевает напряжение — и политическое, и мировоззренческое».

«К большому сожалению, это напряжение существует и в сфере религиозной. Создаются и апробируются технологии, направленные, в частности, на ослабление единства Православия, на деградацию христианской духовной культуры. Плоды действий этих внешних сил, враждебных духу Евангелия, мы видим, в частности, на украинской земле. Расколоть мировое Православие, используя перемены в политической географии Восточной и Южной Европы, разрушить жизненно важное для всего Православия духовное единство греков и славян, изолировать самую большую в семье Православных Церквей — Церковь Русскую — от своих единоверных братьев, нарушить чистоту канонического устройства, исказить учение Церкви пытаются те, кто прекрасно понимает, сколь важную миссию совершает сегодня Церковь Христова в мире, какое значение православная вера имеет не только для наших народов, но и для всего рода человеческого, в первую очередь в отстаивании традиционных нравственных ценностей, в защите семьи и брака, в сохранении морали, основанной на вечных Божественных заповедях. А ведь хорошо известно, сколь настойчивые попытки предпринимаются сегодня, чтобы разрушить традиционные представления о семье и браке, поколебать уважение к родителям и их авторитет, оправдать и превратить в «право человека» убийство нерожденных детей», - подчеркнул Патриарх.

«Тысячи примеров говорят о том, как во время и после войны люди помогали друг другу, кормили голодных, согревали оставшихся без крова, помогали инвалидам, усыновляли детей-сирот — и это в тяжелейшее в экономическом смысле время! К сожалению, и тогда аборты присутствовали в практике прерывания беременности, но все же люди не боялись рожать. Почему же в наши дни аборты, хоть число их и снижается, но все же остаются нормой для тех, кто не учитывает самое главное право — право на жизнь беззащитного маленького человека, вся вина которого состоит лишь в том, что он еще не дорос до того, чтобы быть услышанным? Важный вклад в сохранение национальной исторической памяти призваны вносить деятели культуры. Искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает серьезное влияние на мировосприятие людей любого возраста, в том числе молодежи. Поэтому так важно, чтобы это воздействие было созидательным, а не разрушительным. Убежден, что достойным произведениям современной культуры необходима более широкая информационная поддержка, в том числе со стороны церковных организаций, в частности, посредством выставочной и концертной деятельности», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.

«Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего Отечества. Но стремление к Победе объединило народ, побудило вспомнить о Боге и православных духовных корнях. И милосердие Господне привело нас к победе в святые Пасхальные дни, когда торжествуется главная Победа — победа Христа над смертью», - отметил Патриарх.

Сегодня, продолжил он, когда предпринимаются попытки предать забвению страшные страницы истории Второй мировой войны и переписать историю, наша общая задача состоит в том, чтобы извлечь из событий прошлого духовные уроки и передать их будущим поколениям. Патриарх отметил, что ему памятны и внутренне близки слова великого святого, практически нашего современника — преподобного Паисия Святогорца, говорившего о том, что «силы тьмы на самом деле бессильны — сами люди, удаляясь от Бога, дают им права над собой» (Слова. Том III. Духовная борьба. М., 2009. С. 225). 

«От наших с вами совместных трудов, от единства, от твердого стояния в вере Христовой во многом зависит то, в каком обществе и в каком мире мы будем жить. Дай Бог, чтобы грядущие поколения стали достойными наследниками Победы, за которую наши предки заплатили невероятно высокую цену. Милосердный Господь да благословит народы исторической Руси миром и благополучием и дарует всем нам крепость сил и Свою щедрую помощь в важном деле свидетельства о правде Божией и ближним, и дальним», - заключил Его Святейшество.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Патриарх против абортов"
Обличение греха не равносильно осуждению ближнего
О неадекватной реакции на то, что блудников называют блудниками, а родителей, решившихся на аборт, — убийцами
09.04.2020
Принуждение к детоубийству
Органами Следственного комитета РФ по Омской области проводится проверка по сообщению о проведении принудительных абортов в больнице № 8
19.03.2020
Все статьи темы
"75-летие Великой Победы"
Все статьи темы
Последние комментарии
Сим победишь!
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 09:37
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 08:09
Эпидемия сумасшествия
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 08:02
Письмо к богатым и энергичным
Новый комментарий от электрик
2020-04-09 08:00
Прощание с эпохой
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-04-09 07:53