Внемли́те, лю́дие мои́, зако́ну моему́, приклони́те у́хо ва́ше во глаго́лы уст мои́х. <…> Яко да позна́ет род ин, сы́нове родя́щиися, и воста́нут и пове́дят я́ сыново́м свои́м: Да положа́т на Бо́га упова́ние свое́, и не забу́дут дел Бо́жиих, и за́поведи Его взы́щут. Да не бу́дут я́коже отцы́ их, род стропти́в и преогорчева́яй, род и́же не испра́ви се́рдца своего́, и не уве́ри с Бо́гом ду́ха своего́ (Пс. 77: 1, 6-8).
То, что происходит сегодня в Черногории, можно описать только двумя словами - чудо Божие! Почти восемьдесят лет прошло с тех пор, как югославский вампир Иосип Броз Тито начал свою кровавую миссию по рассербиванию Сербской Спарты и преследованию всего сербского, миссию, продолженную его наследниками. И вдруг - как будто из пепла - воскрес дух Черногории Негоша!
«Титогорцы», «милогорцы», «монтенегрини», современные потурчанцы называют себя черногорцами и, таким образом, срамят благородное сербское племя… Братоубийцы, на чьих челах запечатлены проклятые каиновы печати… Народ, вылупившийся из Яйца Титова (игра слов, связанная с тем, что в 1943 году в боснийском городе Яйцо состоялось Антифашистское вече народного освобождения Югославии, которое учредило Национальный комитет по освобождению Югославии с функциями временного правительства под руководством И. Броз Тито; на этом заседании впервые черногорцы были провозглашены самостоятельным народом; в коммунистическое время город назывался Титово Яйцо. - Ред.), уже начал было ликовать, злорадно предвкушая, будто с сербством в Черногории покончено.
И вот тогда, словно восстал всесербский святитель Василий Острожский Чудотворец, и достигли ушей каждого истинного черногорца, который «не продал веру за вечерю», слова Псалма, предваряющего эту статью. Люди откликнулись на призыв своих епископов и массово вышли на молитвенные стояния. Под омофором святого Василия Острожского сербский народ в Черногории сегодня воздвигает предивный храм - храм обновления духовности Черногории. Сегодня черногорцы со своей Сербской Православной Церковью становятся новыми исповедниками Православия, хранителями чести и образа Черногории времён святого Петра Цетиньского и Ловченского, тайновидца Петра II Петровича Негоша!
Только молитвенные литии и покровительство самого почитаемого сербского святого после св. Саввы - св. Василия Острожского - могли принести такие величественные плоды. Никаким партиям и демократическому потенциалу это не под силу. Сегодня Черногория является подтверждением того, что всякое минимально искреннее выражение почитания и молитвенного обращения к великим Божьим Угодникам всегда будет богато вознаграждено Свыше.
Вызывает горечь лицемерие аморальных медиа-махинаторов, организовавших кампанию о некоем «пакте митрополита Амфилохия и Джукановича».
Они спекулируют на том, что в своё время Джуканович выиграл у Булатовича второй тур выборов именно благодаря поддержке митрополита Амфилохия. Это сейчас особенно используется теми, кто мутит воду. Но ведь любой может ошибаться, тем более, в то время Джуканович не просто не производил впечатления сербоненавистника (каким он стал на сегодняшний день), но, напротив, поддерживал идею, что Сербия и Черногория - это «два ока в голове».
Глубоко разрушительна также и постыдна попытка бросить яблоко раздора между митрополитом Амфилохием и епископом Иоанникием. Слава Богу, Церковь остаётся единой. Последнее заседание Синода Сербской Православной Церкви, прошедшее в расширенном составе (в нём приняли участие епископы Черногорско-Приморской митрополии, а также епископы, чьи приходы находятся как в Черногории, так и в Сербии или Герцеговине), показало всем превосходство церковной соборности над политическими интригами.
Пока писался этот текст, стало известно, что Патриарх благословил в Белграде великую молитвенную литию с молебном за спасение сербского народа и сербских святынь в Черногории, а также в Косове и Метохии.
Но хотелось бы обратить внимание на некоторые факты, которые смущают и тревожат православных верующих.
Всё чаще приходится сталкиваться с тем, что вместо названия «Сербская Православная Церковь в Черногории» используется термин «Православная Церковь в Черногории». Обозначение Сербской Православной Церкви удалено почти из всех печатей в Черногорско-Прибрежной Сербской Православной Церкви.
Мы видим также настойчивость в проталкивании принятия нового Устава Сербской Православной Церкви, вызывающего смущение у церковного народа.
А как не вспомнить участие Сербской Православной Церкви в «Критском соборе», который организовал раскольник Варфоломей. Смущает и поддержка неприснопамятного первосвященника римского…
Конечно, нет ничего предосудительного в церковной дипломатии, нет ничего плохого в том, что на молебне были зачитаны слова поддержки от Константинопольского патриарха Варфоломея. Плохо то, что акцентировалось внимание на этой поддержке, чего, на наш взгляд, делать не стоило бы.
Надо не забывать, что совсем недавно патриарх Варфоломей поддерживал Московский Патриархат на Украине, раскольников называл раскольниками, а потом тот же самый Варфоломей наделил раскольников томосом. Только очень наивные люди могут надеяться, что по отношению к секте под названием «Черногорская православная церковь» будет как-то иначе.
Всё это благонамеренные мысли вслух. Хочу подчеркнуть, что я не стремлюсь внести смуту. Лично я неоднократно воодушевлялся жертвенностью митрополита Амфилохия в деле защиты нашего Иерусалима - сербского КосМета. Поэтому искренне надеюсь, что мои сетования будут верно истолкованы.
Печально, что сегодня в сербском патриотическом корпусе по отношению как к государственной, так и церковной власти присутствует какая-то ожесточённость, которой, по-хорошему, быть не должно.
Всякая власть, даже и благочестивая, стремится иметь возможность влияния на церковных чиновников. Давно уже пролетели времена подлинной симфонии мирской и духовной властей, как это имело место в добрые старые времена сербской державы эпохи Неманичей.
Духовный компонент очень важен при рассмотрении этого вопроса.
Изучая жизнь и царствование святого императора Николая II, сталкиваешься с тем, что многие из его критиков основывают свою позицию на чисто рационалистическом понимании истории и настоящего. Они представили некоторые конкретные факты, которые трудно оспорить, они правильно изложили факты об отдельных плохих чиновниках, которые сами по себе ничего не значат о сущности самодержавного правления. Разве было время, когда чиновники заслуживали только одни лишь похвалы? Сколько их предало святого императора Николая?
Это, конечно, не означает, что я сравниваю современных сербских управленцев и святого императора Николая. Нет, конечно. Прекрасно понимаю, что нашим нынешним властьпредержащим очень далеко до святого императора Николая в моральном и христианском отношении. Просто хочу подчеркнуть, что сербы должны были бы извлечь уроки из истории свержения Милошевича. Но извлекли ли? Сколько сегодня сербов из патриотического корпуса, которые осознают свою вину в свержении Милошевича, что как раз и привело в числе прочего к тому, что сегодня в Сербии у власти немало западных наёмников? Простая «критика ради критики» всегда может представлять опасность того, что «за деревьями невозможно будет увидеть лес».
Следует также отметить, что значительная часть сербской оппозиции, безусловно, не лучше тех, кого они норовят сменить. Вот почему верующий сербский патриотический фронт должен приложить все усилия, чтобы совместно нанести удар по двум ужасным напастям, которые нависли сегодня над Сербией - евроатлантическая интеграция и разрушение семьи. Поскольку в настоящее время идёт насильственная содомизация Сербии.
В ситуации, в которой сегодня находится наш народ, гораздо разумнее стараться оказать положительное влияние на правительство, нежели пытаться дестабилизировать ситуацию. Сейчас я озвучиваю не просто мнение части сербского патриотического корпуса. Но я считаю, что мы видим пример такого влияния на власть. И это делает наш Патриарх, которому в какой-то степени удаётся оказать положительное влияние на правительство. Другой вопрос - достаточно ли этого, и насколько мы можем быть удовлетворены этим.
Однако важно понять, что без минимума доверия, не будет даже и минимального влияния на власть. Закон действия и противодействия функционирует не только в физике, но и в жизни, а, значит, и в политике.
В качестве иллюстрации недопустимости абсолютной критики властей приведу в пример прошлогодний визит Владимира Путина в Сербию. Отдельные представители сербского патриотического корпуса критиковали Путина за встречу с Вучичем, хотя такая встреча по своему характеру сближает наши страны. Даже если Вучич укрепляет связи с Россией в значительной степени ради саморекламы, почему же его не следует поддерживать?
Я не понимаю позицию некоторых сербов-патриотов, которые из-за своей ненависти к Вучичу обвиняют Путина в том, что он посетил Сербию. Мы, напротив, должны быть счастливы, что Путину удалось хоть ненадолго вырвать Вучича из смертоносных объятий Запада. Путин мог либо вовсе не приезжать в Сербию, либо встретиться с президентом Сербии. Третьего не дано...
В заключение несколько слов о том, почему власти Черногории предприняли такой отвратительный и опасный шаг, как попытка захватить храмы Сербской Православной Церкви. Конечно, марионеточная власть, как это и имеет место в Черногории, не могла самостоятельно принять решение о таком безумии.
Есть несколько причин для этого. Изложу кратко без подробного обоснования три основные причины провоцирования волнений в Черногории:
1. Первую причину озвучил генерал Ходжес, бывший командующий НАТО в Европе, - Православие и Сербская Православная Церковь являются главными препятствиями для окончательного поглощения Балкан блоком НАТО.
2. Вторая причина – десница Иоанна Крестителя, которая хранится в Цетиньском монастыре. Хорошо известно, что Ватикан через Мальтийский Орден давно намеревался заполучить эту великую святыню, которую русские эмигранты, бежавшие от революционной напасти, передали Сербской Православной Церкви для защиты.
3. Захват храмов в Черногории с помощью этого закона должен послужить моделью для захвата храмов СПЦ в Косово и Метохии (епископ Иоанникий впервые обнародовал этот план перед лицом величественного церковно-народного собора в Никшиче).
Такие адские планы могут быть сорваны единственным возможным способом - молитвой и постом, а также доверием Богу и Божьим Угодникам в земле Сербской просиявшим. Вспомним святого царя-псалмопевца Давида: «Блажен муж, ему же есть заступление его у тебе: восхождения в сердце своем» (Пс. 83: 6).
Этим путём сегодня двинулся наш народ в Черногории со своим митрополитом и епископами Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, с благословения Патриарха Сербского и при молитвенной помощи других епископов, духовенства и верующих, с заступничеством святителя Саввы, святого Василия Острожского и всех святых в Сербской земле просиявших.
Ранко Гойкович, публицист, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения»