Журналист, автор и ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев считает, что Русская Православная Церковь могла бы изменить свою позицию относительно суррогатного материнства путем религиозно-светских дискуссий, при этом он призвал разработать при участии Церкви соответствующую моральную норму, сообщает РИА Новости.
Ранее 44-летняя продюсер Яна Рудковская в интервью журналу Hello! сообщила, что вместе со своим мужем, фигуристом Евгением Плющенко, хочет воспользоваться услугами суррогатной матери. Пара уже нашла подходящую женщину, которую они готовы на время поселить у себя дома. Перед этим Рудковская несколько раз неудачно пыталась забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
«Понимаю, что вопрос дискуссионный. Ну и хорошо. Наша Церковь как важнейший и уважаемый общественный институт не раз доказывала, что способна и к внутренним дискуссиям, и к дискуссиям на остросоциальные темы. Это все естественно и нормально по мере развития культуры нашей цивилизации и появления новых нравственных вызовов», — заявил Киселев в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1».
Как отметил журналист, Русская Церковь считает суррогатное материнство «противоестественным» и «недопустимым», а крестить детей, рожденных суррогатной матерью, священнику разрешено лишь после раскаяния родителей в содеянном. Таким образом, будущий ребенок Плющенко и Рудковской сможет покреститься по собственному желанию в зрелом возрасте.
«В то же время с точки зрения государства Яна и Женя ничего не нарушают. Суррогатное материнство разрешено законом, конкретно ФЗ-323, принятом еще в 2011 году», — напомнил Киселев.
Журналист указал, что Россия находится на втором месте в мире после США по числу детей, рожденных с помощью суррогатных матерей. В то же время Социальная концепция РПЦ предусматривает, что «если муж или жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание».
«Но если с 2000 года, когда была принята Социальная концепция РПЦ, "терапевтические и хирургические методы" столь изменились, что как раз делают способными супругов "к зачатию ребенка", то, быть может, и оценки этих методов как раз ради чадородия стоит пересмотреть?» — предложил Киселев.
По его словам, российским законодателям тоже придется «догонять жизнь».
«Ведь не все правовые аспекты прописаны, есть проблемы как с защитой прав суррогатных матерей, так и прав генетических родителей. Понятно, что есть в этой сфере и преступления. Впрочем, преступления есть везде — и в здравоохранении, и в школе, в Церкви, и в армии, и в шоу-бизнесе: где только нет в мире преступлений. С преступлениями бороться надо. Преступления — это то, что за пределами нормы. Нам норму определить важно», — заключил ведущий.
Выступление Дмитрия Киселева прокомментировал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом СМИ Вахтанг Кипшидзе.
О суррогатном материнстве рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
В России нет государственной религии, поэтому нельзя смешивать российские законы с Социальной Концепцией Русской Православной Церкви.
Суррогатное материнство является частным случаем экстракорпорального оплодотворения. Оно отличается от ЭКО тем, что эмбрион чужой для суррогатной матери.
Как бы ни старались доктора, но ЭКО сопровождается гибелью более половины эмбрионов. Никаких технологий, позволяющих хотя бы быть уверенным в сохранении эмбрионов, нет и не предвидится в ближайшем будущем. Поэтому нет экстракорпорального оплодотворения без гибели эмбрионов (детей).
Что делать бездетным парам? Церковь не поддерживает суррогатное материнство и ЭКО. Бездетные пары обычно начинают лечиться, существует много способов лечения. Иногда лечение бывает неэффективным. Но всегда есть альтернатива в виде усыновления ребенка.
Суррогатное материнство несет ряд иных осложнений. Женщина за деньги сдает свое тело. И возникает целый ряд противоречий.
В России разрешено суррогатное материнство. Но зачем предъявлять требования к Церкви? Зачем пытаться продавить Церковь под себя? Некоторые богословы сравнивают суррогатное материнство со служанкой Авраама Агарью. Но там совершенно иная история. Авраам воспользовался Агарью. Но это очень натянутое сравнение.
Кроме того, есть подозрения, что Авраам не спрашивал согласия у Агари. Также можно сравнить с тем, что Авраам пытался убить Агарь – он ее выгнал в пустыню в надежде на ее смерть. А суррогатные матери также остаются выброшенными на улицу, пусть даже с подачкой в виде денег.
Суррогатные родители берут в аренду женское тело, воспользовавшись тем, что человек от отчаяния и бедности идет на такой шаг. Суррогатное материнство наносит мощный удар по психическому и физическому здоровью. Законы составлены таким образом, чтобы суррогатная мать, если передумает, не смогла бы забрать к себе ребенка. Суррогатная мать как инкубатор безо всяких прав.