Эксперты в преддверии ноябрьского Общероссийского гражданского форума (ОГФ), созданного по инициативе Алексея Кудрина, подготовили рекомендации для общественных групп и объединений, доклад есть в распоряжении РБК.
Среди шагов, которые «каждый может делать в рамках своей традиционной активности» для создания «условий для проведения честных выборов», есть рекомендации по поведению священнослужителей.
В частности эксперты рекомендуют:
- в своих проповедях призывать быть честными перед обществом;
- напоминать верующим о том, что справедливость общественного устройства зависит от гражданской честности каждого человека;
- призывать к взаимной терпимости людей различных политических взглядов, напоминая, что все они «сограждане одного отечества»;
- укрывать людей в храмах от насилия;
- публично осуждать преследование по идеологическим и политическим мотивам.
По мнению экспертов, совместные действия общественных групп и объединений должны быть направлены на то, чтобы центром выборов был избиратель. «Интересы всех политических игроков и организаторов выборов должны подчиняться его интересам», — говорится в докладе.
РБК направил запрос председателю Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимиру Легойде.
Летом 2019 г. в Москве прошли акции в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в городскую думу, эксперты утверждали, что нашли большой процент брака в подписях за них. Акции 27 июля и 3 августа были не согласованы со столичными властями. В ходе акции 27 июля полиция вытесняла участников мероприятия от московской мэрии и от Тверской улицы, тогда священнослужители храма Космы и Дамиана в Столешниковом переулке решили пустить к себе протестующих и помочь им укрыться от полиции. Иеромонах Иоанн сообщил, что «обязанность православного храма — принимать любого человека, который так или иначе приходит [в храм]». «На мой взгляд, хорошо, когда человек знает, чего хочет, и готов отстаивать важные для себя вещи», — говорил он «Медузе».
В сентябре более 40 либерально настроенных священников Русской Православной Церкви написали открытое письмо в поддержку фигурантов дела о летних митингах в Москве, в котором заявили о необходимости пересмотреть им меры пресечения. В документе также отмечалось, что в большей степени приговоры «похожи на запугивание граждан России», чем на справедливое решение в отношении подсудимых. В РПЦ это письмо расценили как попытку участия в правозащитной деятельности, фактически ставшей политической декларацией.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный ученый, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Это достаточно старая традиция, начатая ещё Петром I, который рассматривал Церковь именно как социальный институт, как одно из министерств в своем государстве. Поэтому он и лишил его собственной субъектности, не дав возможности избрать Патриарха. Традиция эта сохранялась и дальше. Десакрализация жизни Церкви в конечном итоге привела к революции, потому что десакрализованное общество, конечно же, отказалось от служения Богу, отказалось от того, чтобы выполнять, в первую очередь, заповеди Божии, а не указы Государя.
Видимо, в данном случае Алексей Кудрин попытался представить себя в виде такого нового императора, который может определять действия, в том числе и священников. Видимо, здесь имеется в виду не простое духовенство, а наше священноначалие. Или он через голову священноначалия решил поучать священников как жить в нынешнем современном мире, что свойственно именно либеральному десакрализованному сознанию.
Что касается самих кудринских «заповедей», то они воспринимаются нашим церковным сознанием, наверное, с некоторым удивлением, прежде всего в силу простой банальности. В моем представлении они абсолютно банальны. Почему-то Алексей Леонидович решил, что основная задача священников — это не учение Евангельским заповедям, а некая проповедь о выборах, о том, как правильно голосовать и прочее. Хотя в своих проповедях мне не приходилось затрагивать темы голосования. Вообще-то нам даже не предписано с амвона вмешиваться в политические дела. Церковь в этом отношении стоит несколько отстраненно.
Если же дело касается нарушения нравственных принципов, то мы об этом говорим и всячески обличаем безнравственность. Если же идёт покушение на наши религиозные догмы, то мы об этом тоже говорим и предупреждаем наших верующих о том, что религиозные догмы для нас незыблемые и нарушать их ни в коей мере невозможно, если человек хочет остаться в рамках православного сообщества.
Возникает вопрос — должны ли священники безмолвствовать и говорить только о нравственности, если, предположим, в стране неспокойно, имеют ли они право затрагивать в проповедях происходящие в стране политические волнения? Эти темы необходимо затрагивать, но опять же с точки зрения того — что нарушено. Мы имеем достаточно четкие образцы того, как Церковь реагирует на безнравственность, в том числе и на такую, как майдан и даже безнравственность правителей или грабителей высокого уровня. Пожалуйста, это проповедь Иоанна Златоуста, это слова святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) и т.д. На самом деле мы подходим к этому именно как к нарушению нравственных законов, данных нам Богом, нарушению человеческих законов, которые нам положил Господь, и, соответственно, мы обличаем тех, кто поступает вопреки заповедям Божиим. В том числе и личностно, так, как это делал тот же святитель Иоанн Златоуст, обличая в то время Царицу Евдокию.
Позиция Церкви активная, но она, в первую очередь, настроена на то, чтобы наша паства не поддавалась на политические провокации и понимала, что усердная молитва к Богу может сменить Божий гнев на милость и, тем самым, отвратить всякий майдан, который затягивается как раз таки бесовскими силами.
Чего добивается форум Кудрина? Мне кажется, что здесь имеет место глубочайшее заблуждение. Они добиваются тех же самых представлений о том, что Церковь всего лишь социальный институт, и что он может быть подчинен либеральным принципам и законам. Здесь просматривается некий подход к подчинению Церкви своим задачам. Может произойти такая ситуация, что многие священнослужители, если в них проник либеральный дух, начнут больше заботится об организации светских мероприятий, в том числе и с политическим уклоном, что, конечно, не может приветствоваться. Поэтому здесь налицо проверка ещё и нашего церковного сознания, и крепости нашей духовности.
Я думаю, что наша Патриархия, наше священноначалие тоже как-то отреагируют на подобные провокационные моменты.