Замечательно, что Вселенский Патриарх Варфоломей в ответ на развернутую обширную черногорскую кампанию по подтверждению независимости церковной автокефалии отправил жесткое письмо Мило Джукановичу (президент Черногории. - РНЛ). Не стоит удивляться, если вспомнить, что его предшественники в далёком прошлом на его месте головой платили за сохранение канонического единства Церкви. Правда, только иногда. Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда предстоятели Константинопольской кафедры, по словам Шмемана (протопресвитер, клирик Православной Церкви в Америке. - РНЛ), поддались соблазну плоти и крови, и начали использовать расколы внутри поместных Православных Церквей, чтобы взять их под свой контроль. Чуть позже это отметил и Запад, - так Фанар стал активным участником внешней политики США: от Эстонии до Украины наших дней. Но это другая тема. Вернёмся к письму. На самом деле письмам (поскольку за этим, адресованным президенту Черногории, пришло ещё одно, в других интонациях, на имя Возлюбленного брата (имеется в виду митрополит Черногорский и Приморский СПЦ Амфилохий. - РНЛ). Адресата в каноническом общении).
КТО МАТЬ? Так в письме, направленном Патриархом Варфоломеем Джукановичу, говорится, что «черногорская церковь никогда не была автономной» и что так называемая православная церковь Черногории Мираша Дедеича «не принадлежит православной церкви». В качестве единственной канонической православной юрисдикции в Черногории Вселенский Патриархат признает ту, которая находится под властью его высокопреосвященства митрополита черногорского Амфилохия (не пишет под абсолютной юрисдикцией Сербской Православной Церкви, но будем считать, что это подразумевается).
«Ваше Превосходительство, настоящим письмом открыто и ясно сообщаем», дальше говорится: «господин Дедеич не является Епископом Православной Церкви, его личность оторвана от Вселенской Патриархии. Единственный канонический иерарх - это наш брат митрополит Амфилохий, всеправославно признанный Сербской Патриархией. Вселенская Патриархия не желает, чтобы возлюбленный народ Черногории дошёл до состояния церковной изоляции и был отрезан от тела всех православных церквей, поскольку никто из них не признаёт и не поддерживает антиканонические деяния Дедеича». В конце письма Патриарх просит, чтобы написанное не воспринималось как вмешательство во внутренние дела государства, а лишь как желание Матери Церкви Константинопольской помочь благочестивым людям в критические исторические моменты. Благородно.
ДВОЙНАЯ ИГРА? Но из-за вмешательства Константинополя появляется больше проблем, чем решений на уровне всего православия, возникают вопросы о его намерениях и корень наших сомнений в том, что Черногория находится под юрисдикцией СПЦ, что набожный народ имеет свою Мать-Церковь, которая беспокоится о нём.
Вкратце: почему нас должны радовать политические заявления Патриарха Варфоломея, если нет ничего более убедительного руководящих канонов, которые, как говорил Милаш, требуют суда по правилам, а не по примерам? Момент для таких вопросов особенно чувствителен, если принять во внимание теологические аспекты и последствия «вхождения» того же Фанара на каноническую территорию РПЦ на Украине, который Патриарх Варфоломей объяснил в своем интервью для «Политики» «большой церковной необходимостью» (что бы это ни значило?).
Напомним, что решение о выдаче томоса украинским раскольникам без согласия Москвы с грубым нарушением канонов было принято после неоднократных заявлений Патриарха Варфоломея о том, что он признаёт митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви на Украине. Вероятно, раскольники привели более весомые аргументы, и он дал им томос. Некоторые объяснили это геополитическими, другие стратегическими интересами Соединенных Штатов на территории бывшего СССР, но Патриарх Варфаломей, сделав этот шаг, оправдал его намерениями чисто экклезиологическими, каноническими и сотериологическими. Нам, в том же интервью для «Политики», он обещал, что не будет, хотя и может, влиять на изменение Устава СПЦ. Тем временем, призвал сестринские Церкви принять церковь в Скопье в православное единство. Что мешает Варфаломею сегодня или завтра проделать тоже с дедеичевой церковью, принимая во внимание что именно ему был заброшен исконно атлантический проект по решению спорных черногорских и македонских проблем? Защищая одних, украинских, и осуждая других, дедеичевых, раскольников Константинополь играет в двойную игру?
Удивлены? Ответ на эту дилемму снова пришёл в письме. На этот раз адресатом являлся не Варфоломей, а его протеже, непризнанный митрополит Епифаний непризнанной ПЦУ (Православная церковь в Украине, раскольническая структура, созданная Константинополем. - РНЛ), который направил митрополиту Амфилохию просьбу о прощении за совместное богослужение с Дедеичевым епископом в Киеве.
«То, что произошло 25 мая 2019, - объясняет непризнанный Епифаний, - случилось без нашего на то намерения, и лишь по причине большого количества совместно служащих священников» (текст приводится на сайте Митрополии черногорско-приморской). Трогательно. Раскольники приносят свои извинения за совместное богослужение с раскольниками.
«Понимаем, - продолжает Епифаний, - что Вас огорчило данное событие, но хотим Вас уверить» - дальше самое интересное - «что мы, которые строим Автокефальную, Православную Церковь Украины, имеем церковно-канонический диалог исключительно со Святой Великой Церковью Христовой, нашей матерью, то есть со Вселенской Патриархией, и только с теми, с кем она у нас общая и ни с кем больше».
Значит, косвенно он подтверждает своё каноническое соответствие, а в круг тех, кто их якобы признаёт, вносятся все, кто находится в общении с Константинополем. Гениальная идея, которая проливает новый свет на мудрое и многократно озвученное соборное решение СПЦ о запрете совместных богослужений с раскольниками, и на переписку между владыками Иринеем и Максимом.
Теперь мы больше не имеем права говорить, что нас застали врасплох. Мы знали.
Наташа Йованович, журналистка, Белград, впервые опубликовано в журнале «Печат» на сербском языке