Алексей Воронцов: «Сегодня на русский язык идет повсеместное наступление»

В Санкт-Петербурге состоялась работа Дискуссионной площадки «Религиозная традиция и духовная культура»

30.05.2019
1
Петровская академия наук и искусств совместно с РГПУ им. АП.И. Герцена и АНО «Центр этнорелигиозных исследований» организовал Дискуссионную площадку «Религиозная традиция и духовная культура», сообщает сайт ПАНИ. Мероприятие прошло 29 мая 2019 года.

В рамках Дискуссионной площадки были, в частности, обсуждены следующие вопросы:

- Религиозная традиция и религиозная культура;

- Социальные и культурологические аспекты религиозной традиции;

- Традиционная религия и традиционная религиозность;

- Модернизм и традиционализм в религии и культуре;

- Новые религиозные движения в современном социокультурном контексте;

- Религиозная традиция и русский язык.

В качестве основных спикеров в ходе дискуссии выступили: президент ПАНИ, декан факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, профессор А.В. Воронцов; академик ПАНИ, кандидат богословия, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин; академик ПАНИ, заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена профессор А.М. Прилуцкий, вице-президент ПАНИ А.А. Антонов и др.

Выступая с докладом, Алексей Васильевич Воронцов отметил, что плоды трудов святых Кирилла и Мефодия очень значимы для нас, для современной России. Создав славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий внесли неоценимый вклад развитие всей славянской цивилизации. Об этом прекрасно помнили наследующие им славянофилы. «Н.Я. Данилевский, — напомнил Воронцов, — указывал на существование особого типа цивилизации – славянской, глубинная основа которой — именно наш язык».

«К сожалению, сегодня на русский язык идет повсеместное наступление, — с горечью отметил выступающий. - Сегодня такие страны, как Казахстан, переходят с кириллицы на латиницу, руководствуясь политическими мотивами и нанося огромный ущерб как евразийской интеграции, так и собственной культуре».

Воронцов отметил, что в середине XX века на русском языке говорили 500 млн человек, а сейчас - примерно 300 млн. По мнению ученого, если не принимать необходимые меры, Россию ждет поражение в языковой политике.

«В этих условиях крайне важно сберечь русский язык в самой России», — подчеркнул докладчик, уделив особое внимание подготовке к празднованию 220-летия со дня рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. «Факультетом истории и социальных наук и ПАНИ, — заявил он, — в связи с этим намечена целая серия мероприятий, в числе которых семинар по обсуждению концепта закона о культуре, круглый стол по русскому языку, подведение итогов конкурса по русскому языку среди школьников и т.д».

Говоря о защите русского языка, Алексей Васильевич напомнил слова известного певца А. Розенбаума, который как-то сказал, что когда он смотрит новости на федеральных каналах и слышит от ведущих слова «перфоманс», «блэкаут» и «каршеринг», положение вещей представляется ему более страшным, чем «три шпиона на атомном заводе». По мнению Розенбаума, в российских СМИ необходимо запретить нарастающее использование заимствованных слов. Причём народный артист подчеркивает, что его позиция связана не с политикой, а именно с сохранением русского языка.

А.В. Воронцов завершил свое выступление, встреченное тепло и заинтересованно, призывом всемерно укреплять связь времен и как зеницу ока хранить чистоту и внутреннюю сущность русского языка.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин представил фильм 2005 года, созданный им по материалам работы над диссертацией «Топография христианского Херсонеса», рассказал об истории старинного поселения, в том числе о том, что 30 января 861 года его посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий, чтобы найти мощи священномученика Климента, папы Римского. После обретения мощей часть их была принесена в Рим, где для них построили базилику.

Кроме того, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии, отец Александр выступил с докладом «Литургия: археология и архитектура. Методы изучения» о методах изучения храмовых комплексов первых веков христианства и периода Средневековья.

Отец Александр представил концепцию отношения к храму как к одушевлённому сакральному пространству и рассказал о соответствующих разработках интерпретации храмового пространства в качестве особого места для живого общения. В том же время он обратил внимание на ряд внешних факторов восприятия храма, которые также необходимо учитывать при многомерном подходе к исследуемому феномену.

Профессор РГПУ Александр Прилуцкий уделил внимание термину «традиция», поскольку существует более пятидесяти его определений, и предложил свое: «Традиция - это некая культурно-символическая реальность, которая отвечает критерию воспроизводимости». Ученый сделал акцент на проблеме воспроизводства традиции в традиционном мире. «Термин "традиция", — отметил он, — подобно многим терминам современной гуманитаристики, не имеет общепринятого определения. Если попытаться суммировать те значения, которые приписывают ему исследователи и привести их к общему знаменателю, то окажется, что традиционное действие должно носить символический характер и отвечать критериям устойчивости и воспроизводимости. Традиция может существовать только в процессе передачи, причем усвоение традиции предполагает обязательно рефлексию. Религиозная традиция отличается от прочих культурных традиций высокой степенью устойчивости. Однако усвоение традиции не может сводиться к ее механическому принятию, это всегда предполагает творческое осмысление опыта предыдущих поколений».

«Наша культура повседневности основана на христианской культурной традиции, — заявил Прилуцкий, — поскольку мы все находимся в пространстве христианского семиозиса: нас постоянно окружают христианские символы, знание которых является герменевтическим ключом к постижению современности. Традиция не является синонимом архаике. Традиция предполагает структурирование культурного дискурса, его упорядочивание, тогда как архаика такой упорядоченности не знает: если традиция апеллирует к рациональной осмысленности, то архаика базируется на неотрефлексированных интуициях. Бережное отношение к традиции должно базироваться на понимании ее истоков. Разумеется, в условиях традиционного общества религиозная традиция является лишь одной из базовых традиций, взаимодействующих в семиосфере. В результате этого взаимодействия формируются амбивалентные субдискурсы, относящиеся к религиозной культуре повседневности, религиозной этике социальных отношений, религиозному праву и т.д., в рамках которых религиозные компоненты реализуют как структурное, так и семантическое значение. Это дает основание полагать, что для семиосферы традиционного общества религиозная традиция является метатрадицией», — резюмировал А.М. Прилуцкий.

В докладе вице-президента ПАНИ Андрея Витальевича Антонова были перечислены различные концепции становления древнеславянской культуры в контексте трудов Кирилла и Мефодия. Его доклад был наполнен отсылками к античной историографической традиции.

После выступлений основных спикеров состоялась оживленная и плодотворная дискуссия, в которой приняли участие заведующий лабораторией религиоведческих исследований факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена А.М. Богачев, старший преподаватель кафедры истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Каргальцев, кандидат военных наук М.М. Лагутин. В дискуссии приняли участие и другие ученые, культурологи, общественные деятели, магистранты и аспиранты РГПУ, сотрудники ОВЦО. 
 
Мероприятие состоялось в Конгресс-Холле «Васильевский» (Санкт-Петербургский Художественный Музей), по адресу наб. р. Смоленки, д. 2 (ст. метро «Спортивная»).
 
1 
 
 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Таблетки алчности
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
2020-09-22 15:40
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Игорь
2020-09-22 09:34
Русский язык им больше не нужен
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-22 06:19
«Одиночество Путина всё очевиднее»
Новый комментарий от электрик
2020-09-21 18:38
Ворóны кружат над Домом правительства
Новый комментарий от Полтораки
2020-09-21 13:29
Полный Содом
Новый комментарий от Валерий
2020-09-21 10:16
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Новый комментарий от Александр Волков
2020-09-21 07:57