Армия жуликов и воров

О фильме П. Лунгина «Братство»

Бывший СССР  Русофобия 
0
1196
Время на чтение 8 минут
«Чего автор хочет сказать этим художественным произведением?»
М. Зощенко «Землетрясение».

В самом деле, каждый автор художественного произведения, если он, конечно, не совсем сумасшедший, всегда хочет чего-то сказать. Донести до зрителя или читателя мысль или даже систему взглядов, а может, рассказать диковинную историю или разобраться в психологии поступков. Другое дело, что у неопытного или слабоодарённого автора не всегда получается выразить задуманное художественными средствами. И тогда выходит либо какая-то ерунда, либо что-то далёкое от первоначального замысла. И зрители/читатели видят/читают совсем не то, что волнует автора, что изначально он хотел до них донести.

Но Павла Лунгина никак не назовёшь ни неопытным, ни слабоодарённым. Его фильмы – это всегда настоящее кино, и говорит он как раз то, что хочет сказать. Так чего же он хотел сказать художественным фильмом «Братство»? Постараемся разобраться.

Справедливости ради нужно отметить, что фильмы Лунгина, в отличие от большинства современных кинокартин, воспринимаются как явления кинематографа. Это относится и к «Братству»: за сюжетом наблюдаешь не без интереса, от актёрской игры не испытываешь перманентной неловкости; натурализм, плавно переходящий в безвкусицу, здесь отсутствует; кровища, разрозненные части тела поданы весьма дозированно и без крупных планов; даже порножурнал остаётся в кадре столь непродолжительное время, что зритель не успевает разобрать, что именно изображено на фотографиях; художественные приёмы в целом достаточно разнообразны и неизбиты. Но в то же самое время фильм этот – не что иное, как лживая пропаганда и манипуляция сознанием.

В анонсе картины сказано: «Новый фильм Павла Лунгина рисует правдивую картину событий тридцатилетней давности и отчётливо показывает, что на войне – особенно если эта война вот-вот закончится – никогда ничего не идёт по плану». Кроме того, в анонсе и титрах подчёркивается, что «в основе фильма лежат реальные события, которые произошли в 1988 г., накануне вывода советских войск из Афганистана». Но, скорее всего, реальным в этой истории можно считать 1988 год, перевал Саланг, 108 мотострелковую дивизию и, собственно, сам Афганистан. Всё остальное на «реальные события» как-то не тянет. Вот, например, такая сцена. В некий духан (по совместительству магазин бытовой техники и порнолитературы) является группа советских военнослужащих – несколько солдат-срочников во главе с прапорщиком. Один из солдат на деньги, полученные в ходе грабежа каравана с героином (сценой грабежа начинается фильм), намерен купить аудиомагнитофон. Прапорщик помогает срочнику с торгом, причём торг тоже больше напоминает грабёж. Наконец военнослужащие собираются покинуть духан, нагруженные магнитофоном, блоком сигарет Marlboro и порножурналом, как вдруг дорогу им преграждает другая группа советских военнослужащих – как выясняется, некие спецназовцы – и забирают добычу (магнитофон, сигареты, журнал), то есть в свою очередь совершают ограбление. Но, по счастью, в духане случайно оказался ещё один военнослужащий, младший офицер. Став свидетелем цепи грабежей, он всё же вмешивается в происходящее и требует от спецназовцев вернуть награбленное первой группе военнослужащих, уплативших деньги духанщику. Далее разворачивается сцена, уместная для тюремного антуража, но никак не для действующей армии. Один из спецназовцев, чьё звание остаётся за кадром, говорит офицеру что-то вроде «а ты кто такой», и между ними начинается банальный мордобой прямо в лоне духана. Само собой, по законам жанра, офицер одолевает спецназовца, и трофеи возвращаются к первой группе военнослужащих. Но зрительская масса остаётся в недоумении: а как же Устав, старший по званию и трибунал? Да и что такое действующая армия, в конце концов? Или создатели пытаются нас уверить, что Афганистан конца XX в. представлял собой подобие Гуляйполя начала XX столетия? А Советская Армия больше походила на враждующие банды анархистов? Кстати, в финале фильма действительно звучит песня «Анархия» группы «Кино». Но разрозненные банды, делящие между собой награбленное – это отнюдь не худшее, что сообщают создатели фильма о советских военнослужащих.

По сюжету, в плен к моджахедам попадает сын генерала лётчик Васильев. Генерал (внешне похожий на Б.В. Громова) ставит подчинённым задачу найти сына. Выясняется, что лётчика пленила группировка инженера Хошема, который, как открывается впоследствии, учился в Минске, но по-русски почему-то не говорит и не понимает – не иначе брезгует. С Хошемом пытается договориться советская разведка, и в конце концов Хошем соглашается вернуть пленных. Но, не зная об этом, лётчик Васильев бежит, и, по глупой случайности, погибает. Одновременно разведка ведёт с Хошемом переговоры о выводе войск через перевал Саланг, контролируемый моджахедами. Хошем и тут соглашается, но требует для гарантии от авиаударов двух заложников. Заложники остаются, войска уходят, но генерал напоследок отдаёт приказ нанести авиаудар по лагерю Хошема. Договорённость нарушена, погибают как моджахеды, так и мирные жители. Остаются в живых только советские заложники. Но один из них случайно, в тумане убивает стрелявшего в них мальчика 11 лет, после чего впадает в депрессию и предаётся размышлениям о бессмысленности войны.

Пока же идут поиски лётчика, душманы и шурави вместе, поврозь, «с разбега и на месте, и двумя ногами вместе» обманывают, предают, жульничают, вымогают, грабят и подличают. Фильм начинается грабежом афганского каравана советскими военнослужащими при попустительстве полковника КГБ СССР, а заканчивается вероломным приказом генерала Васильева разбомбить лагерь Хошема. То есть шурави по всем статьям превосходят душманов в подлости и коварстве. В анонсе фильма говорится: «Начинается сложная игра, в которой переплетаются интересы множества людей: штабистов, исламистов, спецназа, разведки, афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов». Интересы действительно постоянно переплетаются, что и поддерживает интригу. Другое дело, что интересы эти исключительно шкурные, а штабисты, исламисты и прочие пуштуны только и делают, что грабят и предают друг друга. При этом все одержимы потреблением, постоянно что-то покупая и продавая – деньги то и дело появляются в кадре крупным планом. Учитывая, что фильм о войне, а не о торговле, скачках и даже не о бриллиантах для диктатуры пролетариата, такое частое упоминание дензнаков не может быть случайной деталью. Фильм вообще изобилует интересными деталями. Например, инженер Хошем появляется в кадре исключительно в ярко-белых одеждах. Он живёт в горном селении, ест руками, не расстаётся с оружием, но одет безукоризненно чисто. Глядя на его белоснежную пуштунку, на незапятнанный китель, невольно думаешь или подсознательно понимаешь, что грязь не пристаёт к этому святому человеку. В отличие от тех же шурави, одетых не пойми как и во что и вечно чумазых. В какой-то момент Хошем вдруг показывает заложникам книгу А. Фадеева «Молодая гвардия» на дари или пушту, прибавляя, что многое понял, благодаря этой книге, и что в Афганистане есть группировка молодых моджахедов, называющих себя «Молодой гвардией». Аналогия, думается, ясна, ведь все прекрасно помнят, против кого боролись настоящие молодогвардейцы – против ненавистных фашистов. Сравнение советских военнослужащих с фашистами встречается и в других эпизодах. Если душманы уступают шурави в продажности и вероломстве, то намного превосходят в отваге – настоящему душману «завсегда везде ништяк», он и перед казнью не унизит себя страхом. Страх в фильме испытывают либо советские солдаты, либо мирные афганские жители, само собой замордованные теми же солдатами. Вот, например, старик-пастух, вздрагивающий при налёте советской авиации и закрывающий своим телом внука – картина, позаимствованная с советских военных плакатов или из фильмов о Великой Отечественной войне, где схожими средствами изображались фашистские захватчики, бессмысленные и беспощадные. Вспоминается и картина А. Пластова «Фашист пролетел».

К тому же после советского авианалёта в разрушенном селении не видно трупов. Не иначе, как вся эта молодая гвардия душманов во главе с Инженером в белом венчике отправилась прямиком к гуриям, оставив шурави разбираться со своей совестью.

Ещё одна деталь. Среди душманов в лагере Хошема обнаруживается некий русский. Выясняется, что сначала он попал в плен, потом Хошем долго с ним беседовал, после чего дававший присягу гражданин СССР принял ислам и примкнул к моджахедам. Но не стоит судить его строго! В конце концов, «чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл». «Как твоё настоящее имя?», – спрашивает его бывший соотечественник, оказавшийся в лагере Хошема заложником. «Витя», – отвечает моджахед. Не Саша, не Серёжа, не Андрюша, а вот именно Витя, то есть Виктор – победитель. Случайность? Может быть. Но только в конце фильма генерал армии и полковник КГБ пускаются в пространные рассуждения о войне и приходят к выводу, что воевать стоит, только если уверен в победе. А ведь уверенным в победе можно быть не только в том случае, если ты силён, но и когда знаешь, за что воюешь. Можно ли назвать победой СССР итоги войны в Афганистане? Создатели фильма наводят зрителя на мысль, что в этой войне победителем стала другая сторона. Победитель отрёкся от присяги, принял ислам и воюет за моджахедов. И пусть он погибает от вероломного налёта советской авиации, всё равно он остался Виктором – победителем. И неспроста под конец на белой стеле «СССР – оплот мира» появляются большие чёрные буквы «ВИКТ». Написал их, видимо, тот самый заложник, познакомившийся с «победителем» у Хошема, а после предавшийся пьяной рефлексии.
Так чего же всё-таки автор хочет сказать своим художественным произведением? В чём обещанная правдивость – в противовес, надо думать, неправдивости – нарисованной Павлом Лунгиным картины? В том, что война – это грандиозный хаос, где произойти может всё, что угодно? Что на войне случаются предательство, трусость и обман? Но об этом и так все догадываются. Даже те, кто на войне не был. Зритель никогда не поверит, что Сталин использовал в сражениях динозавров или что у Гитлера была волшебная палочка. Но в том, что во время войны могут проявляться худшие человеческие пороки, убеждать никого не надо. И в советских фильмах о войне встречаются предатели, трусы, подлецы, мошенники и дезертиры. Другое дело, что по старому, доброму и проверенному способу манипуляции сознанием можно выдать частное за общее и назвать это «правдой». Примером такого правдолюбца служит В.П. Астафьев, уверявший, что его книга «Прокляты и убиты» и есть самая, что ни на есть правдивейшая правда о Великой Отечественной войне. Но пусть даже всё было так, как описал В.П. Астафьев, всё равно это не означает, что так было везде и всюду. И пусть даже на войне в Афганистане встречались вероломные генералы и жуликоватые прапорщики. Но из этого не следует, что советские военнослужащие все таковы. Особенно на фоне душманов в белоснежных пуштунках, от которых один шаг до нимба.

Обобщения такого рода достигаются в кино различными приёмами. В частности, отсутствием удивления со стороны свидетелей происходящих событий. Многое человек воспринимает подсознательно, не задумываясь о том, благодаря чему складывается то или иное впечатление. Так, если мы видим на экране, что герои не удивляются тому, что происходит вокруг них, мы, не задумываясь, делаем вывод, что в происходящем нет ничего особенного, оно привычно и естественно для героев. Именно это и происходит при просмотре фильма «Братство». Кстати, и название это применимо, скорее, к душманам, нежели к шурави. Мы видим, что никто не удивляется бомжеватой экипировке советских солдат, грабежам и мошенничеству, дракам и раздолбайству. А раз никто не удивляется, значит, все привыкли. Значит, никто не считает это за нечто отвратительное и неприемлемое. И значит, автор именно это и хотел сказать своим художественным произведением, каковое, к слову сказать, удостоено прокатного удостоверения.
Да, конечно, речь идёт о временах, предшествующих распаду страны, и нравы той эпохи уже нельзя назвать строгими. Но одно дело – фарцовщики, спекулянты и рэкетиры, а другое – армия, представленная в фильме не то сборищем бандитских группировок, не то фашистской ордой. Сброд, одним словом. Учитывая, что создатели фильма едва ли могли перепутать джинсы с АГС, остаётся признать, что таков и был их первоначальный замысел – показать Советскую Армию сбродом и поглумиться над словами «СССР – оплот мира». Что ж, сейчас это «в тренде». И совсем не случайно фильм заканчивается песней «Солдатами не рождаются» группы «Гражданская оборона»:

Свято место не бывает в пустоте
Лишним телом заложили котлован
Красной тряпкой обернули катафалк
Бравой песней заглушили злое горе...

«Красная тряпка», как все понимают, это один из государственных символов Советского Союза…
Напоследок хотелось бы обратиться к создателям фильма. Граждане, всё-таки Кушка – это не Узбекская ССР, а Туркменская. Это там, где находятся такие города как Ашхабад, Мары, Красноводск, Теджен. На карте видно.

Светлана Замлелова, писатель, журналист, кандидат философских наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Замлелова
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Русофобия
Политики на Западе не смогут отказаться от своих
русофобских заявлений без последствий
18.04.2024
«Католическая церковь — как спортклуб» / Развал
Евросоюза / Проблемы Дональда Трампа
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31