Об искусственных масле и воске, употребляемых иногда в наших храмах. Богу приносят в жертву лучшее, а не худшее. Следовательно, и масло для лампад и воск свечей в храмах должны быть естественными, а не искусственными. Искусственное масло делают из нефти, а нефть, если она биогенного происхождения, - продукт распада мертвых тел, трупов животных и людей, и мертвых растений. Таковы же парафин и стеарин, которыми заменяют воск в свечах, они из нефти или из жиров, искусственные. Некоторые заменители масла и воска химики получают из каменного угля, образовавшегося из останков гниения растений. Можно ли продукты гниения и смерти возжигать в святых храмах в приятную жертву Богу? Сравните, как воск благоухает в святых свечах и деревянное, растительное, масло ясно горит в святых лампадах, благоухая. А то, что из нефти, при горении нередко коптит и пахнет прогорклым. Истину от лжи иногда можно отличить по запаху.
Хуже искусственного воска в свечах - свечи электрические, то есть, электрические лампочки в колбочках, похожие на настоящие свечи. И такие же электрические лампадки, с электрическими лампочками вместо настоящих лампад, которые наполняют настоящим маслом и возжигают пред иконами, они горят живыми огоньками. Видимость благочестия мы переняли с запада, там вместо звонаря, который молится Богу, и колоколов, призывающих помолиться, - кнопка электрического прибора, ее нажимает технический работник, и тем включает механическое исполнение всегда одинаковых колокольных звуков или нечто, записанное на электронном носителе и звучащее через динамик.
Каковы сердца, таково и усердие. Окаменели сердца их, и омертвели колокола их. В католическом костеле, например в Москве, можно вместо пения хора верующих прихожан услышать магнитофонную запись пения. Петь Богу должны верующие, пение это молитва к Богу, но теперь их обязанности исполняют электрические машины или наемные артисты.
Какая пища постная? Спрашивают: можно ли в Великий пост вкушать искусственное мясо, например, мясо, сделанное из сои? И рассуждают так: соя растение, растительную пищу вкушать постом не запрещено. Следовательно, и мясо из сои вкушать можно.
Это рассуждение фарисейское. По этому мнению: мясо потому вкушать запрещено в пост, что оно слишком жирное, или калорийное, а если мясо из сои не жирное, его можно есть и в пост.
Но мы постимся не ради похудения и не ради очищения тела от так называемых «шлаков», выдуманных для обмана невежд, мы постимся и не ради стройности тела, и не ради телесной красоты, и даже не ради телесного здоровья, хотя мы не против здоровья. Но, если бы мы постились только для тела и телесного, тогда и пост был бы не нужен, - тогда ели бы всё, что вздумается, для телесной пользы.
Мы постимся ради смирения, и стяжания благодати Божией. Постом смиряется тело, смиряется и душа. Ибо, сказано в Писании, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Мы постимся ради послушания Церкви, ибо пост заповедали святые отцы. Мы, послушанием Церкви, ищем благодати у Бога. Исполняя заповедь поста, мы соединяемся со святыми, постившимися и установившими меру поста, соединяемся со Христом, Который постился Сам и заповедал поститься нам (Мф. 9: 15).
Вопрос: А искусственное мясо нельзя есть в пост для снискания благодати?
Ответ: А вообще: полезно ли есть искусственную пищу?
Когда Бог создал мир, Он благословил творение Свое, ибо Он видел все творения Свои, что они добры, а о всем сотворенном Им мiре Бог сказал: «добра зело» (Быт. 1: 31).
Все роды творений Божиих одобрены и благословлены Богом-Творцом. Но тогда не было произведений нашей химии, они не были благословлены Богом. Поэтому вода в пластмассовых бутылках и в пластиковых пакетах портится быстрее, нежели в стеклянной посуде. Священники раньше (при советской власти) не благословляли хранить освященную воду в пластмассовых бутылках, или разрешали хранить только на краткое время, донести из храма до дома. Стекло известно давно, оно есть в природе и мы видим его, это плавленный песок, а пластмассовых изделий в природе не видим. По этой же причине может быть вредной и одежда из искусственных волокон, синтетических, смешанных.
«Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22: 11).
Опять об искусственной пище. Можно ли монаху вкушать искусственное мясо? Вкушать искусственную пищу, например, искусственное мясо, изначально не было благословлено Богом. Человек его вкушает на свой страх, он как бы искушает Бога: то ли заболею, то ли нет. То ли заболеют мои дети или внуки, то ли нет. А правнуки?
Но, главное, мы воздерживаемся в пост не только от жирной пищи, но и от вкусной и сладкой. А мясо из сои услаждает вкус, приятно для гортани. Это искусственное лакомство. Сей грех именуется гортанобесием.
Итак, искусственное мясо - не постная пища, хотя и не жирная. Впрочем, при современном развитии технологий, уже производят из растений или растительных веществ «подлинное мясо», со всеми жирами, калориями, как и в мясе животного. Из растений делают кулинарный животный жир, такой же, как и из животных. Молоко, сливочное масло и сыр могут сделать из пальмового масла. Это постная еда? В некоторых растениях есть животные жиры в малых долях, и люди научились извлекать эти жиры. Уже научились вводить в растения гены животного и в животного гены растения, производят геномодифицированные объекты (ГМО), «продукты» измененные или насыщенные другими свойствами, коих не было изначально. Научились из человеческих уметов, экскрементов получать масло. Можно ли его есть, не оскверняясь в совести?
То же, что и о соевом мясе, нужно сказать и о созданных из сои (или генетически измененной сои) молоке, сыре, майонезе. Они могут вредить и телу, ибо генетически измененные растения и животные не имели благословения Божия при сотворении мiра. Господь Бог благословил то, что Сам сотворил, создал в дни творения. А наше творение благословлял ли Творец? Могут ли искусственные огурцы быть так же полезны, как огурцы естественные, произведенные землею, по слову Бога-Творца? Нет, человеческое творчество никогда не сравняется с творчеством Божиим. Длинные, полуметровые огурцы, водянистые, без вкуса, никогда не сравняются с огурцами, которые растут на наших грядках со времен Адама и Евы.
О вреде видимости вкушения мяса. Иногда вредно не только вкушение мяса, но и показывание вида, что ты его ешь. Так, в Ветхом завете описывается, как старца девяностолетнего Елеазара принуждали вкусить мясо, запрещенное законом к вкушению, как идоложертвенное. «Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса» (2 Мак. 6, 21).
То есть, ему предлагали съесть обычное, разрешенное законом мясо и сделать при этом вид, что он ест мясо, назначенное от язычествующего царя, то есть, идоложертвенное мясо, приносимое идолам в жертву. Он же предпочёл умереть, но не лицемерить и не ввести в заблуждение других.
Так же и в Новом завете засвидетельствовано о вреде, бывающем иногда от вкушения разрешенного правилами Церкви. Апостол Павел говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).
И в другом послании: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 13).
Итак, апостол, хотя и имел законное право «всё предлагаемое есть» (Деян. 19, 15), то есть, и мясо и всё прочее, но он, чтобы не соблазнять других, предпочитал лучшее. «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек». Не потому, что мясо скверно или есть его нельзя, но ради пользы ближнего.
А ныне многие часто руководствуются не лучшим, а средним, или меньшим - возможностью исполнять наименьшее: они допытываются у священников: сколько, наименьшее, мне нужно пожертвовать Богу, чтобы Он не наказал меня.
То есть, одни приходят к духовному отцу и спрашивают, что бы еще исполнить, можно ли взять в правило еще один акафист или канон, или молитву. А другие приходят к духовнику и спрашивают, можно ли им не исполнять и то и это, или: можно ли им в правиле заменить большее на меньшее. Они спрашивают: «Можно ли носить узкие брюки в обтяжку в храме? Можно ли есть в пост постный шоколад? Ведь главное - любовь».
Об искусственном сахаре. Есть разные виды искусственного сахара. Некоторые придуманы, как лекарство для больных сахарным диабетом, для замены сахара. Если это лекарство, то можно ли его постоянно употреблять здоровым? Очевидно, нет, если не желаешь испортить себе здоровье, которое есть дар Божий, по слову святого Серафима старца Саровской пустыни. Христианин обязан беречь здоровье духовное, душевное и телесное; хранение же низшего в ущерб высшему есть грех.
Благоразумно употреблять пищу, как лекарство, то есть, в меру. Но не разумно употреблять лекарство, как пищу, то есть, не в меру.
О грехе курения табака. Всякий грех есть вред духу, душе и телу. То есть, в православии грехом называется всё, что приносит вред здоровью духовному, или душевному, или телесному, или всем вкупе. Курение же табака, злая привычка, вредит здоровью не только курящего, но и ближних его.
Если курение есть грех, то ещё больший грех - курить сигареты с фильтром и думать, что это безгрешно. Злые привычки безвредны не бывают. А грех самооправдания вреднее греха курения.
Особенный же вред - от курения сигарет с биофильтром. Таких курильщиков можно назвать «от крови сосущие». То же можно сказать и о курении электронных сигарет. Не вредные, сначала, для тела, они потом вредят и душе.
От крови сосущие. Курение табака и других зелий есть не просто грех, но грех противоестественный, сугубый, ибо человеку несвойственно дышать дымом. И, вот, грех курения табака стал трегубо грешен: мнимые учёные изобрели биофильтр для сигарет, в котором употребляется составная часть крови, гемоглобин, красные кровяные тельца. Теперь курильщики, вдыхая дым, понемногу всасывают внутрь гемоглобин, составную часть крови (хотя он искусственный, но это гемоглобин). И не об этом ли наказании Божием предупреждал Господь в Откровении: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Отк. 16: 6).
«Пролили кровь святых» - то есть, отвергли подвиг святых, из которых многие были мучениками, предали их на смерть, или убили.
Напомним христианам: правилами Церкви запрещено употребление в пищу крови: кровяной колбасы, печени с кровью, кровесодержащих лекарств, например, гематогена.
А правило таково: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мiрянин: да будет отлучен» (Апост. прав. 63).
Диавольское мумие, или Можно ли есть от трупов? Несколько лет тому назад по России распространилось так называемое мумие, им увлекались как лучшим лекарством от многих болезней. Что есть мумие? Черноватые, смолисто-жирноватые комки, которые нельзя было купить в аптеке. Откуда же они? В словаре иностранных слов (1992 г.) сказано, что мумие - «биологически активное вещество сложного состава в виде смолы, вытекающее из расщелин скал». Странно: такая драгоценность, и вытекает из скалы. Где же эти скалы? В четырехтомном словаре русского языка, изданном Академией наук и Институтом русского языка (1986 г.), сказано только, что мумие «природный смолоподобный продукт биологического происхождения, вытекающий из расщелин скал и гор». Где же находятся эти скалы и горы, которые снабдили мумием миллионы доверчивых людей? Можно ли верить, что такое дорогое лекарство вытекает из скал и гор? Кто видел мумие, вытекающее из горы? Настоящее мумие весьма драгоценно. А то, что у нас продается (и притом не в аптеках) как мумие, есть искусственное мумие.
До последнего времени происхождение мумие описывалось не в медицинском словаре, а в геологическом, ибо употребление мумие относится к «нетрадиционной медицине».
Слово мумие происходит от слова мумия. Это вещество использовалось для бальзамирования трупов. И нужно подумать, прежде чем мумие употреблять внутрь, как лекарство. Исследователи говорят: в арабских словарях указывается, что слово мумие заимствовано из персидского языка, но «в действительности же в нём персидским является только первый слог "мум" ["воск"], тогда как окончание "ми-е" ("дикий человек") заимствовано из тибетского» (журнал «Природа и человек», 1998, № 8, статья Леонтия Авилова «Еще раз о мумие»).
Итак, «мумие», в переводе: «воск из дикого человека». Православным, да и всем разумным, здесь всё понятно: употреблять воск из дикого человека - подобие людоедства, хотя бы и неосознанного. Даже если мумие поддельное, все равно, в нем подделывается воск из человека. Употреблять мумие - это употреблять поддельное мясо человека, сделанное из сои, или пить искусственную кровь. Это людоедство, но цивилизованное.
Также не подобает православным покупать и вкушать американские хот-доги, в переводе: «горячие собаки». Христиане не едят собак. Но дело в другом. Западная цивилизация приучает к скверномыслию и скверноядению. Она приучает к антихристианским словам и делам. Из Германии нам продают вино с грехоносным названием, в переводе с немецкого: «Молоко любимой женщины» - на бутылке на этикетке изображена Мадонна с Младенцем на руках, и кощунственное название: LIEBFRAUMILCH. Электронные письма рассылает нам иностранная программа с демонским названием: MAILER-DAEMON@mail... А в США есть, официально зарегистрирована, церковь Сатаны, ее капелланы служат в армии США вместе с капелланами других вероисповеданий.
Далее, читаем в журнале «Природа и человек»: «Для изготовления заменителя мумие (согласно персидскому словарю, составленному Гиосом) нужен ребенок с рыжими волосами и красным лицом. Его выкармливают до 30 лет преимущественно кишмишем. Одновременно изготовляют каменный хум (сосуд) в рост человека. Затем помещают в хум этого человека, наполняют снадобьями и пряностями и закрывают. Через 120 лет открывают. Это и есть заменитель натурального мумие» (таким же способом делаются терафимы для бесовских прорицаний).
Но это - для производства полноценного заменителя мумие. А ведь можно получать и менее полноценное мумие? и даже не брать изначально ребенка? и даже не рыжего? и не с красным лицом? и не обязательно выкармливать до 30-ти лет?
Итак, природное мумие чрезвычайно редко и драгоценно; его заменитель очень дорог, трудоемок и людоедск: происходит из «человекообразного материала». А из чего делают искусственное мумие, дешевое?..
Поэтому, дорогие мои православные христиане, ради Господа нашего Иисуса Христа, не лучше ли отказаться от сомнительного лекарства, явно диавольского, людоедского происхождения? Не лучше ли - прибегнуть к святому таинству елеосвящения (соборования), исповедаться в грехах, и причаститься? Ведь лучше спасение и души и тела в Боге, нежели призрачное здоровье одного тела и притом осквернение совести, которое хуже болезни.
Владимир Алексеевич Губанов, православный писатель