В России доля безработных молодых - в возрасте 20-29 лет - составляет 34,3 процента, тогда как доля пожилых безработных старше 55 лет - 10,8 процента. Подобная ситуация наблюдается практически во всех странах, это обычное явление, рассказал в интервью «Российской газете» министр труда и социальной защиты населения Максим Топилин.
Почему так происходит, ведь молодежь всегда мобильна, энергична, и она всегда на технологической волне? Отвечая на этот вопрос, министр отметил, что, во-первых, зарплатные ожидания молодых специалистов часто не совпадают с реальностью.
«Во-вторых, они не всегда стремятся на официальную работу: часть молодежи предпочитает трудиться в нелегальном секторе.
В-третьих, профессиональные навыки молодых не всегда совпадают с потребностями работодателей», - продолжил Максим Топилин.
Чтобы молодежь могла заявить о своих компетенциях, Роструд создал социальную сеть Skillsnet, связанную с государственным порталом «Работа в России». На сегодня эта соцсеть является наиболее понятным и привычным для молодежи инструментом.
О причинах безработицы среди молодежи размышляет в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Главная причина безработицы - полное устранение государства от решения проблемы трудоустройства выпускников. Государство перестало заниматься даже элементарным соответствием качества подготовки специалистов профессиональным стандартам. Вузы готовят специалистов по своим стандартам, а работодатель предъявляет свои нормативные требования, утвержденные Министерством труда. Господину Топилину стоит взглянуть на утвержденные им профессиональные стандарты по различным специальностям и сравнить их со стандартами Министерства образования. Министру труда пора осознать, что способности и навыки выпускников часто кардинально отличаются от требований работодателей. А ведь обучение и трудоустройство - это вотчина государства.
Минтруд и Минобразования должны совместно работать над соответствием выпускаемых специалистов стандартам работодателей. И не вина студента, что его выпускают из стен вуза профнепригодным. Работодатель не берет выпускников по той причине, что они часто не соответствуют рабочим требованиям и не обладают профессиональными навыками, которыми просто не обучают. Поэтому работодатель предпочитает взять на работу опытного и возрастного специалиста, ведь молодого надо переучивать, вкладывать в него силы и давать ему дополнительное образование. Государство переложило все проблемы и тяжкий груз ответственности на несчастного работодателя.
Простите, но работодатель не резиновый и небезграничный! Сначала государство проводит пенсионную реформу, которая обязывает работодателей не увольнять человека за пять лет до выхода на пенсию, вплоть до уголовной ответственности. Несчастный обязан держать людей до конца пенсионного возраста, который государство продлило на 5 лет. И что делать работодателю? Кем жертвовать? Пенсионерами или молодежью? Конечно, над работодателем будет довлеть страх уголовной ответственности, поэтому он будет брать возрастного специалиста, а не вчерашнего студента. Опытные специалисты более выгодны работодателю, поэтому в этих условиях он предпочтет более возрастного работника.
А молодым что делать? У них вообще нет перспектив. Президент призвал к прорыву, но почему государство не желает использовать молодую рабочую силу? И какие кадры нам нужны для прорыва? Высокотехнологичные и высокопрофессиональные специалисты или дворники-скотники? Кого нам не хватает? У государства нет понимания, какие нужны кадры для прорыва. В России отсутствует государственный подход с точки зрения обеспечения кадров для реального производства. Нет государственной политики для обеспечения кадрами даже для частного работодателя, который мог бы стать партнером государства для обеспечения его сфер деятельности высокопрофессиональными кадрами. Есть сферы, где работодателю остро требуются специалисты, а их нет. У государства отсутствует планомерная политика не только подготовки кадров, но и налаживания работы с работодателем, как практикуется во всем мире, когда работодатель подписывает договор на обучение конкретных специалистов уже в вузе и оплачивает обучение, тем самым сокращая затраты государства.
На Западе работодатель самостоятельно находит талантливых молодых людей, которые в будущем могут стать отличными специалистами, позволяя им бесплатно обучаться в вузе за счет средств работодателя. В России отсутствуют ветврачи, зоотехники, агрономы. Ныне мы развиваем сельское хозяйство, делая на него ставку после нефти и газа. Однако в сельском хозяйстве вообще нет кадров - они отсутствуют! Сколько раз мы тщетно приходили в сельскохозяйственные учебные заведения, предлагали работу студентам, но они не идут к нам! Студенты и не планировали работать в сельском хозяйстве. Государство тратит безумное количество денег на подготовку специалистов высокого уровня, а они и не собираются работать в той области, на которую потрачены деньги! Безумие! Нет никакой политики в области подготовки кадров сельского хозяйства. Выпускаемые специалисты предпочитают работать вообще не по специальности, для них главное, чтоб «корочка» была, с которой они пойдут в торговлю или в иностранные компании с хорошей зарплатой и будут заниматься продажей импортных средств по защиты растений, удобрений тем же сельхозпроизводителям, у которых они работать не хотят. Вместо обслуживания сельхозпроизводителей бывшие студенты превращаются в торгашей! Это ли не безумие?! Мы пожинаем плоды отсутствия политики в области подготовки кадров и трудоустройства.
В США есть четкая привязка вуза и производителя. Сейчас модно говорить о частно-государственном партнерстве, призывают к созданию частного партнерства с точки зрения экономики, от культуры до образования. Инвесторы готовы вкладывать деньги, но разве государство разработало четкую модель? Нет механизма участия частного капитала в том же самом образовательном процессе по подготовке специалистов. Мы готовы! Дайте нам возможность подписать контракт, согласно которому государство мне гарантирует приход специалиста. Это мировой опыт, и не надо ничего лишнего придумывать! В любом западном вузе большая часть студентов учатся на гранты частных инвесторов, которые заранее подыскивают талантливую молодежь и подписывают контракт, а после окончания вуза выпускник обязан отработать на инвестора определенное количество лет. Для работодателя обучение будущих специалистов - это выгодное вложение. А в России государство платит безумные деньги на обучение специалистов, которые не собираются работать по выбранной специальности. В этом нет никакой пользы государству!
8. Re: Провал государства в области подготовки кадров
7. Ответ на 4., Руслан:
6. Re: Провал государства в области подготовки кадров
5. Re: Провал государства в области подготовки кадров
4. О безработице
3. Re: Провал государства в области подготовки кадров
2. Re: Провал государства в области подготовки кадров
1. Импортозамещение в образовании