О «православном социализме» и «уранополитизме»

Окончательное слово в ответ Н.Сомину

Бывший СССР  Православный социализм 
0
1234
Время на чтение 4 минуты

Не стал бы отвечать на отклик Н. Сомина на мою реплику в адрес «православного социализма», если бы уважаемый автор не записал меня в уранополиты.

Первое условие успешной полемики - правильное понимание участниками спора точки зрения оппонента. К сожалению, Сомин с первых же строк своей реплики подменяет вводный тезис моей заметки. У меня речь идет о том, что идеи социального христианства (христианский социализм - одно из направлений) родились в западной культуре и выражали постепенный отказ западного мира от христианства.

Мой оппонент утверждает с самого начала: «Прежде всего, автор против осмысления социальной сферы». И далее следует вывод: «Иначе говоря, проповедуется уранополитизм - отрицание в рамках христианства социальных, политических и межнациональных проблем».

Но критика идей социального христианства и идея отказа от осмысления социальной сферы - это разные тезисы. Поэтому с первого предложения уважаемый автор начинает полемизировать с точкой зрения, которую он выдвигает, но которая у меня не представлена.

Нет у меня утверждения, что социальную сферу не следует осмысливать. Не утверждаю и того, что осмысление социальной сферы как-то может повредить христианству. На РНЛ, в частности, публикуются социологи православного направления, материалы которых просматриваю, а некоторые материалы - так и с удовольствием.

Следовательно, и обвинение в уранополитизме полагаю несостоятельным. Ведь что такое уранополитизм? Это определение любви к своему отечеству как языческого пережитка. Мне такое и в голову не приходило.

В целом же отклик Н. Сомина, к сожалению, только подтвердил основные выводы моей небольшой статьи.

В частности, автор еще раз продемонстрировал, что его понимание благодати расходится с тем, как понимает благодать Церковь. Если ранее он именует благодать венцом, печатью, которой Бог скрепил деятельность апостолов по устроению царства небесного на земле, то теперь он называет благодать фундаментом апостольского строительства: «Но ведь что значит, что Бог дает благодать? Это значит, что Бог одобряет ваши действия, считает из правыми, угодными Богу и дает Свою помощь для их исполнения. А о каких делах, снискавших у Бога благодать, говорят нам Деяния? О вере в Бога и общности имущества - больше ни о чем. Стало быть, именно эти черты и считает Господь основными, т.е. теми, которые как раз положены в фундамент дела апостолов!»

Ещё раз: общность имущества в иерусалимской общине стала выражением духа нестяжания - этого благодатного дара Божия. Общность имущества, таким образом, это не результат строительства, а то, что родилось из духа нестяжания. Общность имущества, какая была у апостолов, нельзя построить. Её можно родить. Для этого требуется немного - святость жизни. Сомин же предлагает строить общность имущества, что и есть сущность социализма и христианского социализма, в частности. Но без христианского подвига и Божией благодати вторую иерусалимскую общину не построить. В лучшем случае, выйдет СССР. Можно по-разному оценивать советский период нашей истории. Но надо ли доказывать, что иерусалимская община и советское общество - это не одно и тоже? Но у Сомина, - так получается - добавь к советскому социальному укладу веру в Бога и получится общество апостолов. Так можно думать. Но только надо иметь в виду, что Церковь так никогда думать не будет. До тех пор, пока она - Церковь.

Далее Сомин демонстрирует понимание власти, отличное от христианского понимания. Если апостол Павел в словах «нет власти не от Бога» имеет в виду не властителей, а природу власти, то Сомин, обратно тому, полагает, что речь идет именно о людях у власти. И тогда, по логике автора, таких слов апостол Павел сказать не мог. Но в Евангелии приведены именно эти слова. Как же быть? Сомин полагает, что виной противоречия является неправильный перевод: «Однако давно и убедительно доказано, что это неудачный перевод; подлинный же смысл этой фразы противоположен: "та не власть, что не от Бога". Иначе говоря, есть много различных властей, хороших и плохих, но подлинная власть всегда происходит от благого Бога».

Таким образом, здесь демонстрируется явно нехристианский подход к Священному Писанию. О чем пишут Св. Отцы? Человек должен измениться, чтобы понимать Св. Писание. Свт. Игнатий (Брянчанинов) утверждает, что Св. Писание читается исполнением заповедей. Сомин же подстраивает Библию под модус своего мировоззрения, то есть меняет Писание по себя. Чтобы это стало очевидным, достаточно привести цитату из толкования свт. Иоанна Златоуста на послания ап. Павла к Римлянам. Святитель пишет именно о том, что у Павла речь идет не о людях у власти, а о природе власти: «"Несть бо власть, аще не от Бога", говорит апостол. Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. <...> Потому апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти...» (Т. 9, с. 774).

Сомин же продолжает упорно говорить о начальниках, которые у власти.

И - да, нужно ли говорить, что Златоуст читал греческий оригинал Евангелия?

Есть в отклике Н. Сомина фразы, которые приводят в недоумение.

Вот пример: «На самом деле автор воочию показывает, что он - типичный уранополит, для которого существуют только традиционные церковные способы спасения: умное делание и таинства - все же остальное на человека не влияет».

Само по себе соединение «уранополитизма» с «традиционными церковными способами спасения» вызывает ряд вопросов. Что, «уранополитизм» - традиционное церковное направление ума? Что, есть еще и нетрадиционные способы спасения?

На всякий случай, путь спасения, указанный Церковью, остается неизменным до сего дня. Указан он в Евангелии Иисусом Христом и объяснен теми, кто это путь прошел - Отцами Церкви. Другого пути Церковь не знает.

И последнее: «Но опять-таки, смотря на мир глазами социолога, я вижу, что настоящих христиан мало, а потому воздействие Христовых заповедей, хоть и более глубокое, увы, носит точечный характер и погоды не делает. Социум же воспитывает всех».

Здесь тоже возникает ряд вопросов, один из которых приведу: что означает выражение «воздействие Христовых заповедей»? Быть может, автор имел в виду «исполнение Христовых заповедей»? Такая неточность свидетельствует о том, что христианские представления автора лишены ясности. И если бы Н. Сомин смотрел на мир глазами не социолога, а христианина, думается, мы бы в эти светлые дни поздравляли друг друга с Рождеством Христовым, а не обменивались полемическими выпадами.

С Рождеством Христовым, дорогой Николай Владимирович!

Шараков Сергей Леонидович, старший научный сотрудник Дома-музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: О «православном социализме» и «уранополитизме»

Жизнь и опыт показывают, что правда НЕ на стороне того, кто переключается на критику собеседника, отстаивая собственную правоту, тем самым демонстрируя слабость своей позиции. Где правда - там мир.
Иван Ледоруб / 11.01.2019, 14:43

2. Re: О «православном социализме» и «уранополитизме»

«Но ведь что значит, что Бог дает благодать? Это значит, что Бог одобряет ваши действия, считает из правыми, угодными Богу и дает Свою помощь для их исполнения. А о каких делах, снискавших у Бога благодать, говорят нам Деяния? О вере в Бога и общности имущества - больше ни о чем. Стало быть, именно эти черты и считает Господь основными, т.е. теми, которые как раз положены в фундамент дела апостолов! » (Сомин). Это что за чушь? Благодать Господь дает по мере восстановления в каждом конкретном христианине падшего образа Божия в борьбе со страстьми и похотьми. А пока этого нет, ни о каком «общем имуществе» и речи быть не может.
М.Яблоков / 09.01.2019, 18:27

1. &quot;Во всём мне хочется дойти до самой сути...&quot; Б.Пастернак

Вот никак не могу понять: что вы имеете, гражданин Шараков Сергей Леонидович, против социализма? - Ведь этот социализм до сих пор вас кормит. 1. Дом-музей Ф.М.Достоевского в Старой Руссе (не единственный в России) - открыт практически при Советской власти, в тяжелейшем для неё 1918 г. 2. Реставрация Дома-музея проведёна в 1961г. Опять же - при Советской власти. 3. Советская власть же ввела в штатное расписание должность "старший научный сотрудник", чтобы поддержать авторитет музейного работника. У простого советского (тем более - постсоветского) человека "старший научный сотрудник" ассоциируется где-то на уровне "доктор наук" и научно-исследовательским институтом в составе Академии Наук. Хотя в реале - старший научный сотрудник музея может не обладать никаким научным званием. Во всяком случае, под вашей подписью оно отсутствует. ---- Так чем Советская власть и социализм, как общественный строй вам, гражданин Шараков, судьбу испортили? ----- Капитализм или то, что сегодня в России язык не поворачивается назвать капитализмом - милей вашей православной душе? При цвре-батюшке пожить вам не удалось...так что сравнивать можете только времена Ельцина-Путина и период СССР, включая эпоху распада. И что, никаких выводов для себя так и не сделали?.. Тогда мне вас - очень жаль. ---- Потому что "православный социализм", хоть вам и не нравится это словосочетание, - имеет право на жизнь...как сознательный выбор ЗРЕЛОГО российского гражданина, снявшего с глаз шоры подлого нашего века. P.S. И советую, параллельно, привыкать к новому для вас (смежному)сочетанию слов: социалистическая монархия... :)
Koordinator / 09.01.2019, 17:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шараков
Природа власти. Власть инквизитора
Белорусские события
21.08.2020
Белорусский майдан
Почему Лукашенко продолжает антироссийскую риторику
13.08.2020
О «православном социализме» Николая Сомина
По словам Сергея Шаракова, логика социалистических учений есть лишенный религиозного содержания платонизм
03.01.2019
Все статьи Сергей Шараков
Бывший СССР
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45