В связи с предыдущим текстом возник вопрос: насколько корректно в анализе политической ситуации, в частности, в Белоруссии, использовать образ великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы".
Думаю, что корректно. И вот почему.
Образ инквизитора пророческий - это образ антихриста. На каком основании инквизитор предполагает держать власть над людьми? "Чудо, тайна и авторитет" - это инквизиторская антропология, которую можно выразить так: человек - существо слабое и несамостоятельное. Но человек одновременно и бунтовщик.
Как же его привести к покорности? Ему надо разрешить грешить. Что здесь имеет в виду инквизитор? Речь не идет о прямом разрешении, так как греховные плоды от страстей сладострастия, зависти, гордыни и тщеславия, уныния человек пожинает безо всякого на то разрешения - в силу своей подчиненности страстям. Речь идет о том, чтобы грех назвать нормой жизни.
И вот в этом заключается принципиальное отличие власти инквизитора от любой другой власти.
Ведь что такое власть? Природа власти такова, что она не принадлежит человеку. Инквизитор прав, когда называет человека существом несамостоятельным и слабым: человек не самодостаточен, так как тело его не может жить без телесной пищи, а душа не может быть живой без питания ее Богом. Источник власти - Бог. И никто более.
Ветхий завет нам открывает, какой образ земного правления наиболее угоден Богу - это власть Судей, которые не занимались устроением удобного земного человеческого существования. И когда евреи захотели царя, как у языческих народов, Бог сказал, что тем самым они отвергают Его. Но тем не менее Бог благословил земную власть евреям. Но что значит земная власть, благословенная Богом? Главное назначение земной власти - это держать власть Бога (отсюда слово "держава").
Что значит держать, об этом пишет апостол Павел: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых".
Как это понимать? Власти поставлена задача отличать добро от зла. Каким образом? Введением норм закона, норм общественной морали. Представители власти могут эти нормы нарушать, как и все люди, но само наличие нормы играет ключевую роль. Поэтому нигде в Евангелии мы не найдем обличение в коррупции, невнимании к народу, "шкурных интересах" и т.д. Вороватый правитель отвечает перед Богом так же, как будет отвечать плохой ученый, нечестный полицейский, черствый врач, равнодушный учитель и т.д. - это личная ответственность перед Богом. И перед законом, если нарушена его буква.
Но если власть в качестве нормы выставляет очевидный грех - с этого момента заканчивается власть от Бога и начинается власть инквизитора.
В современности мы имеем такое смешение добра и зла, когда половые извращения выставляются в качестве нормы. На этот путь встал западный мир. Началась фаза активного расчеловечивания человека. И понятно, почему это нужно западным элитам - для полного, рабского подчинения народов, так как узаконивание страшного греха, мерзости в очах Божиих, стирает очевидную грань между добром и злом и делает трудновыполнимым и почти невозможным развитие человека на путях добра. Общество, в котором мужеложество - норма, обречено на духовную и физическую деградацию.
Россия сегодня объективно противостоит стратегии глобального мракобесия, стратегии свиного стада. И вот что сегодня на весах в белорусских событиях: быть белорусам с русским миром, либо отправиться вслед за Украиной прыгать в пропасть.