Ересь историзма

К вопросу оценки советского периода русской истории

Александр Израилев 
Сталин 
0
24.12.2018 1981

От редакции: Автор публикуемой ниже статьи предлагает нам поразмышлять на важнейшую идеологическую тему - как относиться к советскому периоду. И я, прежде всего, хочу поблагодарить его за попытку подступиться к этой, на самом деле, сложнейшей проблеме. Мы как раз на РНЛ и стараемся следовать его призыву «к спокойному и критичному разговору о советском периоде».

Однако должен заметить, что самому автору не удается устоять на этой срединной, царской позиции. С одной стороны, он пишет: «Неужели мы настолько малодушны? Настолько инфантильны? Настолько глупы? Неужели мы неспособны к спокойному, но критичному разговору о советском периоде? Не способны к органичному включению в свой собственной Русский миф всего того, что сумели взрастить и сберечь в советские годы? Взять свое и не быть при этом поглощенными чужеродным левым мифом». Прекрасная декларация намерений. Именно это и нужно, именно это и является основой редакционной политики РНЛ.

Однако в другом месте автор ставит вопрос иначе: «На самом деле вопрос стоит ребром. Или Царь-мученик Николай, все новомученики и исповедники Российские, а вместе с ними народ-победитель и вся тысячелетняя Русь. Православная Держава. Новый Рим. Или Ленин. Свердлов. Троцкий. Дзержинский. Террор. Большевизм. Коммунизм. Мордор». Ну и где здесь стремление вписать в русский миф достижения советской эпохи? Только народ-победитель в Великой Отечественной? А Гагарин, а оборонная промышленность и одна из самых сильных армий, а лучшая система образования в мире, а советская литература и культура, продолжавшая великие достижения русской культуры, а советская наука, а воспитание нравственности в обществе? Это всё - коммунизм и мордор?

И вообще сама постановка вопроса, что историзм является ересью, не выдерживает никакой критики. Вообще-то историзм как метод исторического и философского анализа появился задолго до большевиков и даже до позитивистов. Первым его провозгласил один из отцов немецкого романтизма Гердер, затем развил классик философии великий Гегель. И только из Гегеля он перекочевал к Марксу, от которого тоже нельзя так просто отмахнуться как от недоучки и несмышленыша.

Так что, во-первых, историзм является не ересью, а одним из методов исследования социальной действительности.

Во-вторых, нельзя так походя отмахиваться и от принципа непрерывности истории. Конечно, есть альтернативный методологический принцип «цивилизационной цикличности», одним из основателей которого был Н.Я. Данилевский. Он открывает другие грани исторического процесса. И задача состоит не в том, чтобы отбросить принцип непрерывности, а в том, чтобы соединить оба принципа исследования.

В конце концов, для христианина история развивается непрерывно: от Богоявления, Распятия и Воскресения Спасителя к концу света и второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, отвергая непрерывность исторического процесса, мы закономерно должны поставить под сомнение и саму христианскую историософию.

Не буду касаться некоторых других спорных оценок, пусть читатель сам делает выводы.

Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов.

Увидев публикацию на РНЛ моей заметки «Хамов грех» и замечания к ней, сделанные Редактором, я понял, что необходимо уточнение с моей стороны. Я с благодарностью воспринял высказанную Анатолием Степановым позицию, потому что она есть проявление неравнодушия и, в конечном счете, любви к нашей стране и к нашему народу. Со своей стороны заверяю читателя и Редактора, что природа моих оценок такая же и прошу прислушаться к ним.

Возрождение и существование России оправданно только в том случае, если она вернется к предначертанной миссии последнего Рима. То есть христианской имперской государственности, ядром которой может быть только Православие и соответственно Русский народ, как его ведущий актуальный носитель. Разумеется, есть и другие православные народы, и есть православные люди самых разных национальностей. Но если допустить исчезновение России и Русского народа, истинное Православие в рамках глобального мира по мере нарастания апостасии станет Церковью последних времен: малыми, гонимыми общинами.

Речь идет о выборе не только нашей собственной судьбы. Поэтому столь велико давление, столь системны и неумолимы попытки задушить, расчленить, подавить. Ключ здесь не сама по себе русофобия, а ненависть к Третьему Риму. Его возрождение лишает режим инфернальных глобалистов комфорта и всеобладания. Причем, до скончания века князь мира сего, не одолевший духовный Рим, будет обречен воздвигать ущербный проект, заведомо предназначенный к быстрому разрушению.

Таков вызов времени. Если мы претендуем на римскость, то есть на всемирно-исторические значение России, если смеем соотносить с собой священность Катехона, то надо кое в чем разобраться.

В частности, придется понять, что наше правильное по намерениям, но недостаточно глубокое, и во многом по-детски наивное отношение к собственной истории в случае выбора означенной судьбы не пройдет.

Причина подобного отношения с одной стороны в нас самих, с другой в том, что нам предлагают заманчивую видимой легкостью решений идеологему.

Эта идеологема спрятана в фетиш «непрерывности истории», а шире в кумир позитивного «историзма». Поклонение этому кумиру выросло из некогда здорового, но стихийного интереса к истории Отечества, пришедшего на смену уничтожения исторической памяти, учиненного большевиками. Этот интерес зародился в позднесоветское время, которое не стоит примитивизировать (впрочем, читатель моих публикаций на РНЛ знает, что подобное отношение автору не присуще). Так возникали любопытные явления, например, феномен писателя Пикуля, к сожалению сильно исказившему (по незнанию) многие факты и явившему один из первых образчиков псевдоисторической кумирни.

Позже, после тотального захвата недругами Руси медийного и академического ресурса, ими был смастерён из истории черный кумир. Он выглядел уродливо, потому что на классовое прочтение (оно никуда не исчезало, как никуда до сих пор не исчез марксизм с кафедр философии, социологии, политологии) наложились псевдо-либеральные агитки.

В результате народу был дан ублюдочный «канон» русской истории. Она трактовалась, как цепь мучительных событий: от призвания никчемными и как бы глуповатыми славянами западных норманнов (в версии Миллера), к радостному слиянию с дикой ордой, к «палачу на троне» Грозному (в киноверсии Лунгина), к «копиисту Запада» Петру, к другим душителям «прав и свобод» из Романовых, к «кровавому» и «слабому» Николаю II (в телеверсии Радзинского), к «палачу» Сталину, к «трупами закидали», к «застою», к Ельцину, «давшего свободу» - и через все это к текущей и как бы предопределенной никудышности.

Однако чаще всего не трогали смысл, корни и суть революции, Ленина и его соратников, большевиков. О них на время замолчали. Имена же их продолжили носить тысячи и тысячи улиц, проспектов, поселков, городов, школ, полков, дивизий, библиотек и т.п.

После того, как в политике РФ произошел заметный поворот в отношениях с США и те были названы «товарищем волком», когда поэтапно обострились отношения с «мировым гегемоном», потребовалась новая версия «историзма». Как и перед Великой Отечественной войной стало понятно: на одном оплёвывании прошлого, да еще и с соросо-либеральным уклоном далеко не уедешь. Срочно потребовалось «Вставайте, люди русские 2».

Появились несколько более адекватные трактовки: норманны часть сложного синтеза русской государственности; была трудная борьба с монгольской ордой; Грозный, по-прежнему, конечно, «палач», но про него молчок; Петр просто Великий; Романовы в целом молодцы, но Николай II (не совсем «кровавый») по-прежнему «слабый»; Сталин - «эффективный менеджер», хотя и палач; Победа - только с приставкой Великая; застой был, но он был хорошим; был «провал 90-х», а теперь мы встаем с колен.

Однако по-прежнему вне серьезного осмысления и выводов остались Ленин, его соратники, большевики, корни и суть революции.

Больше того, здесь начинается самое интересное. Начинается момент истины. Так как именно здесь закладывается ответ на вопрос о целеполагании.

О том, ставится ли цель воссоздания прочного исторического фундамента, на котором будет стоять Третий Рим. Либо вновь нужен некий слепленный в тактических целях пропагандистский шаблон. Теперь уже «патриотического историзма непрерывности».

Понятно, что прочный фундамент возникает там, где строители изучают материал, изучают почву, четны перед собой в оценках, делают разумные выводы.

Так ответственный человек, анализируя жизненный путь, честен перед самим собой. Когда вспоминает о собственных падениях, ошибках, проявленной низости, если таковая имела место. Ему при этом не придет в голову называть то, что было достойным ничтожным и, напротив, то, что служит укором совести выставлять, как нечто достойное. Если он станет писать собственную биографию, то, подходя к обличающим его сложным местам, либо постарается сгладить их и замолчать, либо со всем мужеством и трезвостью обвинит себя во избежание повторения падений и в назидание своим детям. Но высшей степенью инфантильности была бы попытка выставить низкое в качестве чего-то такого, о чем всенепременно должны вспоминать (с гордостью) в связи сего именем потомки.

А ведь именно это пытаются теперь проделать с сознанием народа осознанные и неосознанные необольшевики!

У нас теперь повсюду внедряют как «новую» эстетическую норму большевистский авангард 20-х (Малевич, Шагал, Маяковский). Ленин и Троцкий противоречивые, интересные, герои сериалов. Повсюду, теперь уже вплоть до синодиков некоторых храмов (!), протаскивают имена некрещеных по причине иной принадлежности большевистских палачей-изуверов (почему не Ирода, не Юлиана отступника?). Поговаривают, «время такое было», «жаль деревню, но индустриализация нужна была», «жаль Есенина, но ведь и сам виноват», «жаль Церковь, но то ведь перегибы на местах» - и так во всем. На церковных мероприятиях распевают светско-советские песни. Брендируются «Комсомол», «Комсомолец», «Красная машина» и т.д. На сбережении идолов Ленина пытаются строить самоидентификацию народа.

Большевизм преподносится как необходимый, неотъемлемый, в целом позитивный элемент «непрерывной истории». Создается впечатление, что для тех, кто выстраивает новый «историзм» четверть века активного угарного большевизма (1917-1942) ценна не меньше, а даже больше, чем более чем тысячелетняя История России. Никто не спорит: она непрерывна. Вопрос в том, какова оценка того или иного явления, фрагмента.

На самом деле вопрос стоит ребром.

Или Царь-мученик Николай, все новомученики и исповедники Российские, а вместе с ними народ-победитель и вся тысячелетняя Русь. Православная Держава. Новый Рим.

Или Ленин. Свердлов. Троцкий. Дзержинский. Террор. Большевизм. Коммунизм. Мордор.

Русь выжила, победила в 1945 году нацизм и большевизм, заставила Сталина говорить про Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова. Заставила его открыть храмы и монастыри, прекратить убийство оставшихся в живых православных священников и мирян. Больше того, заставила самого Иосифа вспомнить о собственной человечности и, возможно, подарила проблеск надежды на спасение. Разумеется, речь о тайне, о серьезном - не о вбросах, совершаемых с целью придать ореол святости вождю атеистического режима.

Сегодня нам предлагается в здравом уме и твердой памяти отвергнуть знание о падении в прошлом части нашего народа, совращенной в хамов грех. Отвергнуть и знание о соблазнителях, растлителях и последующих мучителях. Больше того, принять их и нашу былую мерзость в национальную память как некую внеоценочную часть. Все ради ложно истолкованной «непрерывности истории».

Психологический прессинг псевдолиберального информационного диктата подтолкнул нашу патриотическую общественность к неверному выводу о том, что любой честный русский разговор об истории России в ХХ является вражеской попыткой ее «разорвать». Что вот, мол, Запад только и ждет, когда мы сами себя обвиним. И тогда, де, рухнет какое-то там теперь уж совсем мифическое наследие Ялты и Потсдама. Понятно, все это отговорки. Давно нет никакой Ялты и никакого Потсдама. По нам лупят из всех санкционных орудий, демонизируют, сносят памятники нашим воинам-освободителям, разрешают маршировать по отторгнутым от нас землям полудуркам в нацистском реквизите и даже вооружают их.

Но ради дурно понятой «непрерывности истории», «историзма» вполне уважаемые и порядочные люди продолжают оправдывать все и вся, впадая в самую настоящую ересь. Ну не могут православные люди оценивать со знаком «плюс» режим, открыто ставивший целью уничтожение Православной Церкви! Иначе, либо лукавство, либо шизофрения, либо и то, и другое вместе.

Но не в это ли странное состояние как раз и стараются запихнуть многих из нас путем искусных манипуляций, замешанных на чувстве принадлежности к Родине, тревоги за нее? Не надо искушаться.

Неужели мы настолько малодушны? Настолько инфантильны? Настолько глупы? Неужели мы неспособны к спокойному, но критичному разговору о советском периоде? Не способны к органичному включению в свой собственной Русский миф всего того, что сумели взрастить и сберечь в советские годы? Взять свое и не быть при этом поглощенными чужеродным левым мифом.

Если не способны, значит, утратили потенцию к настоящей взрослой жизни, к историческому творчеству и никакого великого, да и вообще собственного будущего нам не видать. Единственное, что останется в подобной ситуации: уменьшительный национализм, как постепенный уход в историческое небытие. По крайней мере, как лучшее из тех зол, которые ожидают народ, отказавшийся от мужества трезвой оценки собственного исторического пути.

Любовь к Истории сегодня может и должна быть противопоставлена безоглядной ереси «историзма», когда из наспех слепленного нового кумира делают пропагандистский стенд. На нем в стиле постмодерна размещают рядком иконы и портреты коммунистических вождей, молитвы и гимн Интернационала, окна РОСТа и картины Васнецова.

На самом деле это проект выморочный и нежизнеспособный. Не имеющая настоящих природных корней государственность в страхе сжимается от проникающих уколов вражеских информационных войск в виде молодежных проектов (типа «Айспик»). Авторы вредоносных текстов и клипов видят слабость непродуманного, противоречивого, невозможного «непрерывно-позитивного историзма», вонзают в него смертельный ультра-нигилизм. Эффективно заливают детям «глаза керосином».

Пришло время осознать: мы не белые, и мы не красные. Мы уже не в ХХ веке. Мы - Русские люди ХХI века. И нам не надо «молиться» на придуманный кумир «красно-белого единства».

Если продолжим «молиться» на кумир, твердить будто и 20-е и 30-е «были тоже временем подвига» и забывать о том, что политические преступники делали тогда с нашим священством, крестьянством, казачеством, офицерством, со всем народом, на глазах у которого в воздух взлетал храм Христа Спасителя, отрезали от России ломти земель в пользу «советских республик» и затаптывали подлинную Историю, то увы нам и горе нам.

Стало быть, неспособны думать. Неспособны понять, что настоящая История и выше, и глубже, чем самообольстительный «историзм» и его продукция в стиле баюкающего совесть и разум фэнтези за авторством закулисной редакции.

Лишь на основе разумного, честного и волевого осмысления Истории рождается стоящий выше нее подлинный национальный миф. В нашем случае Русский миф. Где однозначно указаны ценности, святыни, а также и все чуждое, враждебное, лежащее в области ада. Где извлечены уроки, где дано назидание, где расставлены ударения, где выявлены герои, где представлен смысл цивилизации, где ясно и твердо высказано ее метаисторическое предназначение.

Александр Израилев, публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

89. Ответ на 73., Анатолий Степанов:

Лечить вас Господь уже и не пытается

Тут ведь палка о двух концах, Анатолий Дмитриевич. На свете множество народов, на чью долю испытаний выпало поболее, чем русским. Афганцы, китайцы, индусы, да и евреи те же. Так что в рейтинге Господних фаворитов, согласно Вашей теории, Россия где-то глубоко по серединке (и даже ближе к концу).

Сергей Швецов / 29.12.2018 18:54

88. Ответ на 87., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

См. п. 80.

Ответ в п.85.

Лебедевъ / 29.12.2018 17:16

87. Ответ на 85., Лебедевъ:

Что ли Декларация 1927-го была принята Поместным Собором? А "Гаванскую Декларацию" 2016-го тоже призовете чтить и исполнять? А слова: "Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения...!", - Вас не смутили? А слова из Декларации: "Всякий удар, направленный в Союз...просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас.",- был застрелен Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним - Пётр Ла́заревич Во́йков), убийца Царской Семьи - тоже вызвали скорбь о Войкове?

См. п. 80.

86. Ответ на 85., Лебедевъ:

А "Гаванскую Декларацию" 2016-го тоже призовете чтить и исполнять?

Она УЖЕ исполняется.

Наталия 2016 / 29.12.2018 10:05

85. Ответ на 80., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Лебедев, Вы не невежественны, глупы и лживы.

??? Что ли Декларация 1927-го была принята Поместным Собором? А "Гаванскую Декларацию" 2016-го тоже призовете чтить и исполнять? А слова: "Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения...!", - Вас не смутили? А слова из Декларации: "Всякий удар, направленный в Союз...просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас.",- был застрелен Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним - Пётр Ла́заревич Во́йков), убийца Царской Семьи - тоже вызвали скорбь о Войкове?

Лебедевъ / 29.12.2018 05:41

84. Ответ на 81., Лев Хоружник:

Кто ни во что не вменяет Декларацию 1927 года, а также анафемы и прещения против перешедших на сторону фашистов, тот с А. Гитлером.

Совсем гикнулись? Декларация издана в 27-м году, тогда Гитлера у власти и представить не могли!

Лебедевъ / 29.12.2018 05:26

83. Ответ на 82., Lucia:

Так и тут на форуме...Да уж. Скорость деградации оппонентов пугает.

Тут уже не скорость, а ускорение! Вот так и антихриста примут.

М.Яблоков / 28.12.2018 16:47

82. Ответ на 79., Лебедевъ:

Так и тут на форуме...

Да уж. Скорость деградации оппонентов пугает.

Lucia / 28.12.2018 15:05

81. Ответ на 78., Лебедевъ:

Понятно: кто не с Л.Хоружником - тот с А.Гитлером.

Немного не так, Лебедев. Кто ни во что не вменяет Декларацию 1927 года, а также анафемы и прещения против перешедших на сторону фашистов, тот с А. Гитлером.

Лев Хоружник / 28.12.2018 13:42

80. Ответ на 54., Лебедевъ:

Потрудитесь уяснить себе разницу между ЧАСТНОЙ Декларацией одного из иерархов Церкви и Соборными Церковными постановлениями. А потом сюда с поучениями.

Лебедев, Вы не невежественны, глупы и лживы. Читайте внимательно. Впрочем, всё равно не поймёте в силу своего интеллектуального развития. В Послании (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нём Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти от 16 (29).07. 1927 г. сказано, «что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством… Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия… Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при вашем общем содействии и поддержке эта задача будет нами разрешена. Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской Власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской Власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекавшее подозрения Советской Власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским Правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела… За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский, Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Серафим Александров), митрополит Тверской; Сильвестр (Братановский), архиепископ Вологодский; Алексий Симанский), архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией; Анатолий (Грисюк), архиепископ Самарский; Павел (Борисовский), архиепископ Вятский; Филипп (Гумилевский), архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией; Константин Дьяков), епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Управляющий делами Сергий (Гришин), епископ Серпуховской» (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994. С. 509, 510, 512, 513).

Александр Израилев
Вернёмся к Царю – вернёмся и к жизни
Русский сегодня тот, кто с Государем
16.07.2020
Молитва Царя поднимет со дна
Страна погибает, отвернувшись от Бога и Государя
19.03.2020
Упразднение праздника
О ереси празднования Нового Года до прихода Рождества
10.01.2020
Царь – это возрождение
Святые Царственные мученики пробуждают нас, чтобы вывести из бездны
17.07.2019
Диалог с дьяволом
Публицист Александр Израилев считает, что церковная политика уступок и компромиссов приведёт к краху
25.05.2019
Все статьи Александр Израилев
Сталин
Народы без вождя войн не выигрывают
Памяти Верховного Главнокомандующего
10.05.2021
Священная война
Промыслом Божиим она была попущена ради спасения России
09.05.2021
Борьба с памятниками по-дагестански
В Дагестанских Огнях снесён бюст Сталина
04.05.2021
Николай Второй, Иосиф Сталин и царь Ирод
Размышления о превышении пределов необходимой обороны
17.03.2021
Русская идея. XXI век
Вышел сборник статей Анатолия Степанова
13.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.05.2021 02:48
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
11.05.2021 22:24
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от Константин В.
11.05.2021 22:23
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Константин В.
11.05.2021 22:12
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Наталия 2016
11.05.2021 21:15
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 20:51