«С этим надо что-то делать. Просто времени у нас нет, надо принимать соответствующие меры... Это молодежная среда. Это люди, которые являются приверженцами тех или иных идей, объединяющиеся в группы, причем - в закрытые группы, преследующие цели активного противодействия существующей власти причем методами вооруженной борьбы», - заявил директор ФСБ Александр Бортников.
Да, ситуация, безусловно, взрывоопасная. Массовая бойня 17 октября в Керчи, которую устроил Владислав Росляков, ранее сильно интересовавшийся анархизмом (я подробно доказал это на основе его страницы в ВКонтакте в отдельной статье). Затем - теракт 31 октября в Архангельске, который также совершил приверженец анархистских взглядов Михаил Жлобицкий, поступок которого сразу же публично поддержали популярные анархистские каналы в Telegram. Затем - задержанный 3 ноября в Москве подросток Кирилл Кузьминкин, тесно общавшийся с Жлобицким и собиравший дома мощную бомбу для проведения теракта на массовом мероприятии в День народного единства 4 ноября.
И это, как оказалось, лишь верхушка айсберга. «Как стало известно «Ъ», ФСБ и полиция разыскивают в Москве с десяток молодых анархистов, которые могли быть замешаны в подготовке терактов и незаконном обороте взрывчатки. На предполагаемое подполье чекисты вышли в рамках расследования дела о самоподрыве, который совершил в здании УФСБ Архангельской области второкурсник политехнического техникума», - сообщил 10 ноября «Коммерсант».
Многие прямо начали сравнивать эту ситуацию с разгулом революционного террора накануне 1905 года. И не напрасно.
Подобные тенденции в анархистском движении идут не первый год, просто до какого-то момента благодаря замалчиванию этой темы в либеральных СМИ (где трудится немало приверженцев леворадикальных идей) общество их не замечало или быстро забывало. Кто помнит сейчас, что в ночь с 1 на 2 апреля 2011 года напротив Московской военной комендатуры взорвалась самодельная бомба, подброшенная анархистами? Что потом аналогичный взрыв бомбы-самоделки мощностью около 50 грамм тротила произошел в ночь 2 на 3 мая 2011 года на территории столичного ОВД «Замоскворечье»? Что ранним утром 12 июня 2011 года анархисты взорвали (сняв на видео и выложив его в Интернет) мощную бомбу на основе газового баллона у поста ДПС на 22-м километре МКАД, а в ночь с 11 на 12 июля еще одну бомбу бросили в окно здания, где размещались прокуратура и Следственный комитет Северо-западного округа Москвы? Мало кто, хотя это попадало в новостные сводки. Но пелена молчания все скрыла, зато эфир массмедиа месяцами забит кликушескими воплями про «пытки задержанных анархистов».
Тогда эта публика только «набивала руку», поэтому и бомбы были сначала маломощные. По мере приобретения опыта левацкие теракты становились все более серьезными и угрожающими жизням людей.
Вот еще один пример, который я обнаружил 7 ноября на мордовском новостном сайте: «Жизнь в казенных домах для бывшего медбрата началась в 2004 году. Свою первую судимость к 10 годам лишения свободы житель Нижнего Новгорода получил за участие в организации взрыва у здания СБУ в Киеве... Освободился Романов в 2012 году. Однако от радикальных идей его голова не освободилась, даже наоборот - родились новые злодеяния. Примерно в это же время спецслужбы задержали супругу Романова. Анархистка вместе с соратниками готовила взрыв у приемной ФСБ России на Лубянке. В 2013 году Романов пытался организовать теракт для устрашения нижегородских чиновников... изготовил два взрывных устройства, чтобы заложить их у здания нижегородского военкомата. Во время испытаний одно из СВУ неожиданно сработало и Романову оторвало кисть руки. Дальше были обыски спецслужб, которые нашли в квартире анархиста не только вещества для изготовления бомб, но и экстремистскую литературу. За это преступление в августе 2015 года Романова приговорили к 9 годам колоний. Свой срок он начал отбывать в нижегородской колонии, а спустя год был переведен в одну из ИК в Мордовии».
Есть активно пропагандируемая на левых и либеральных сайтах версия, что теракты - это, мол, «ответ молодежи на преследования со стороны силовиков». Но это не так. Приведу мнение такого осведомленного эксперта, и при этом либерала, как директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, заявившего 6 ноября в эфире Радио «Свобода»: «К 2012 году уже прошла вся история про Химкинский лес, и всех основных деятелей антифа повязали, либо они уехали, и стало тихо, этот слой перестал воевать. То, что мы видим сейчас - это как раз следующее поколение молодых людей, пришедших в эту среду. Несколько лет ничего не происходило... Поэтому мне кажется, что усиление давления и ощущение политической безвыходности - это немножко упрощенное описание».
Упомянутая выше версия - это пропагандистский конструкт, по сути оправдывающий террористов в глазах общества (их, мол, заставили на это пойти), и элемент давления на силовиков (не трогайте левых экстремистов, антифа и анархистов, а то мы устроим вам в левых и либеральных СМИ показательную обструкцию). Как я уже не раз писал, государство обязано предпринять системные меры для решения этой проблемы.
И, кажется, понимание этого действительно постепенно приходит к нашим силовикам.
10 ноября в пресс-службе МВД сообщила в ответ на запрос Интерфакса, что делается ведомством для предотвращения в будущем трагедий, подобных керченской и архангельской: «Координация мероприятий по выработке мер, направленных на совершенствование механизма выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с выявлением лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению, а также вовлекающих их в различные криминально-ориентированные, в том числе радикальные сообщества посредством сети интернет, возложена на рабочую группу при Бюро специальных технических мероприятий (БСМТ) МВД». Двумя днями глава ФСБ заявил: «Свои предложения мы руководству страны обязательно доложим... Я думаю, в этом ключе будем активно работать - не только силовики, но и органы власти, гражданское общество, школа».
Необходим комплексный подход к профилактике. Но равно - системная работа по искоренению леворадикальной среды, раз за разом порождающей террористов. Это как грибница, таящаяся под землей и регулярно порождающая плоды, появление которых не избежать, если не уничтожить их источник. А для этого ее надо изучить и выявить.
Владимир Алексеевич Лактюшин, руководитель движения «ТИГРы (Традиции. Империя. Государство. Родина) Родины» - молодежного крыла партии «Родина»