Его Высокопреосвященство Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский, является подлинным живым Светочем Православия в современной России. С самого Дальнего Востока нашего громадного Отечества он каждодневно светит своей молитвой и Богослужением, когда у нас — в
Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Минске или Калининграде – уже зашло солнце, и наступила ночь. Одна такая мысль согревает душу нам, на сон грядущим, и укрепляет наши сердца надеждой и любовью.
Не знаю, понимают ли православные Владивостока и всего Приморья, какая духовная драгоценность присутствует в их церковном бытии, но лично я испытываю к ним грешную зависть, что они имеют такую счастливую доступность к Митрополиту-Старцу: им возможно помолиться с ним в соборе, приходских храмах и монастырях в любое время года и при первой же возможности. При крайней духовной нужде они могут поисповедоваться у духовно опытного Владыки, при важном случае разрешить с ним мучительный вопрос, взять у него благословение на новое дело и просто поклониться ему, когда встречаются с Архипастырем взглядами во время службы и после неё. Поскольку мне радость такого счастья была знакома, вот теперь и грешу завистью.
О достаточно строгом, но вместе с тем очень интересном преподавателе Библейской истории, основного Богословия и логики в Московской Духовной Академии и Семинарии иерее Борисе Пушкаре я впервые стал слышать от знакомых священников с конца восьмидесятых годов. Правда, все они называли Отца Бориса профессором, хотя и сейчас, просматривая биографические справки о Митрополите Вениамине на разных официальных и частных сайтах — «Патриархия-ру», Азбука Веры, Древо, Википедия, Владивостокская митрополия и тому подобных, я так и не нашел упоминания о присвоении ему профессорского звания в МДАиС. Очевидно, научный авторитет будущего Владыки среди слушателей Семинарии и Академии был столь высок, что они даже представить себе не могли, что маститый церковный ученый, автор двухтомного учебника «Священная Библейская История Ветхого и Нового Заветов» не имеет профессорского звания.
Когда было опубликовано оповещение, что Священный Синод (по настоянию Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия II) избрал протоиерея Бориса Пушкаря Епископом Владивостокским и Приморским, один из моих друзей, провинциальный батюшка, когда-то слушатель лекций доцента Бориса Николаевича Пушкаря, с чувством сказал: «Слава Богу! Он — человек верующий, не трус и не содомит…» Нечто похожее о новом Владыке сказал мне и один лаврский иеромонах: «Верующий, как ребенок! И живет, как ребенок…».
То, что Владыка Вениамин убежденный православный царист, сразу подтвердилось тем, что наш братчик Андрей Юрьевич Хвалин вскоре по благословению Правящего Архиерея учредил во Владивостоке Братство во имя Царя-Великомученика Николая.
В 1995 году Вячеслав Михайлович Клыков по благословению Патриарха и при поддержке местного правящего Архиерея Иоанна проводил в Белгороде монархический Земский Собор. В заседании Собора персонально принимали участие Владыки Иоанн (Попов), Епископ Белгородский и Старооскольский, и Иувеналий (Тарасов), Архиепископ Курский и Рыльский, а своих полномочных представителей с Архипастырскими посланиями к соборянам направили Владыки Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, и Вениамин, Епископ Владивостокский и Приморский.
Когда А.Ю.Хвалин весной 1997 года вернулся в Москву для работы в Общероссийском общественном движении «Россия Православная», он сразу же наладил тесное сотрудничество Движения «РП» с Владыкой Вениамином. Вскоре Владыка благословил учреждение Движением общественной награды — медали «Всенародное Покаяние» и подготовку общественного Собора «Всенародное Покаяние — Знамение Единства», который был созван два года спустя — 21 Сентября 1999 года. Владыка Вениамин тогда обратился к соборянам со словами приветствия:
«Возлюбленные о Господе участники собрания! Долготерпеливый Господь ждет покаяния России в грехе предательства Помазанника Божия Царя-Мученика Николая II. И если велика радость на небесах о покаянии единого грешника, каково будет то торжество среди Ангелов и святых, которое ознаменует освобождение России от страшных проклятий. Путь покаяния начат был сразу же в Феврале 1917 года. Сначала он был почти неотличим от широкой дороги отступления в бездну безверия, в пропасть наслаждения и страдания от безчисленных грехов. Но неприметная тропка покаянного пути с десятилетиями, через великие подвиги русского народа преобразилась в ясный путь, обозначенный Священноначалием Русской Православной Церкви и справедливо названный “всенародным покаянием” и “знамением единства”. Величайшим этапом на этом пути считаю духовный подвиг приморцев, ввиду смертельной опасности созвавших 1922 году Приамурский Земский Собор, главным вопросом которого был отнюдь не вопрос о власти в безгосударной России, но признание величайшим грехом предательство Русского Царя и попустительство Его злодейского убийства. Здесь, во Владивостоке, среди церковного народа не изгладилась память об этом судьбоносном событии. Верующий народ Приморской епархии глубоко и искренне чтит и исповедует подвиг Царя-Страстотерпца Николая Второго. Поэтому в день проведения собора “Всенародное покаяние” мы молитвенно пребываем вместе с участниками собора, возносим свои молитвы ко Господу о помиловании России и скорейшем прославлении Царской Семьи в сонме Новомучеников».
Вскоре после того благодаря А.Ю.Хвалину мне довелось лично познакомиться с Владыкой Вениамином, когда он по давней традиции преподавателей и выпускников МДАиС приехал в Октябре 1999 года на празднование дня памяти Преподобного Сергия Радонежского в Сергиев Посад. Владыка пригласил тогда Андрея и меня в свой скромный деревянный домик на окраине Посада, где он в пору своего преподавания МДАиС жил несколько десятилетий.
Мои владивостокские друзья — А.Д.Степанов, П.Г.Петин, А.Ю.Хвалин и прежде рассказывали о скромности быта и общедоступности Владыки для рядовых прихожан во Владивостоке, но впечатления от личной встречи превзошли все мои ожидания. Духовная скромность и отеческое любвеобилие маститого Архипастыря поразили меня тогда в самое сердце. Со мной, общественным деятелем, до того ему совершенно незнакомым, он держал себя столь доверительно и просто, словно знает меня уже много лет. Доверительность выражалась и в том, что он обсуждал с нами даже такие церковные вопросы, которые обычно духовенство позволяет себе поднимать только в узком кругу верных друзей. Владыка держал себя с нами совершенно свободно и без малейшей опаски, оглядки.
«Действительно — не трус, по-настоящему смелый и свободный человек… И простой, как ребенок!» — тогда подумалось мне. Был на седьмом небе от счастья, нечто подобное я переживал прежде при живом общении с Владыкой Иоанном (Снычёвым), но в Ноябре 1995 года Владыки не стало, и после даже не чаял, что нечто подобное буду вновь переживать на своем земном пути.
Совершенно заинтересованно и даже с каким-то детским любопытством сам Владыка расспрашивал нас о текущей политике, о нашей семьях, по историческим темам, о реалиях общественно-православных движений и о людских настроениях.
Когда мы вышли от Владыки с подарками для наших семей — объемистыми банками дальневосточной икры и рыбы, я ещё долго не мог прийти в свою будничную, плоскую действительность, перебирая в памяти эпизод за эпизодом нашу беседу, которая переместила меня в многомерное духовное пространство.
И первое впечатление далеко не было последним, нечто похожее я переживал, когда бывал у Владыки в его сергиевопосадском доме с А.И.Буркиным, потом с К.Ю.Душеновым, когда неоднократно встречался с Владыкой в церковной гостинице неподалеку от университетской высотки на Воробьевых горах… Особо запомнилась одна встреча в Сергиевом Посаде. Уже после беседы на террасе, когда Владыка расспрашивал нас о В.В.
Путине (за несколько месяцев до того я направил Главе Государство записку о Церковно-Государственных Соборах Руси), Владыка за трапезой рассказал нам с Андреем о том, что посещал в тот день своего Духовника — Старца Кирилла (Павлова), и Старец ему сказал: если не будет в народе исправления и покаяния, то и возрождения Православной России, о котором пророчествовали Святые прошлых времен, можем не ждать. Разгоряченный парой рюмок коньяка, которые до того нам радушно налил келейник Владыки Отец Сергий (Чашин), дерзнул резко возразить:
— Дорогой Владыка, может быть, скажу ересь… Очень чту нашего всероссийского Старца Кирилла… И всё же, не знаю когда, но чудо духовного Воскресения России неизбежно по самому смыслу Откровения Иоанна Богослова!
Сказал и со страху тут же протрезвел. Владыка без малейшей пристальности, а с тишайшей любовью посмотрел на меня, охваченного страхом, и после паузы премудро и кротко с улыбкой сказал:
— Нет, это не ересь…
Не думаю, что тогда Владыка согласился с моей запальчивостью, просто по духовному зрению указал мне, что в моих чаяниях нет никакого догматического искажения, то есть собственно ереси… Переспрашивать же тогда, что имеет в виду Владыка, уже не дерзнул и новым вопросом перевел разговор на другую тему. И все же от его краткого ответа я чувствовал, что Владыка всей душою надеется на покаянное возрождение русского народа и Русского Царства.
Помимо возможностей один-два раза в году встречаться с Владыкой в Москве или Сергиевом Посаде, Владыка разрешил мне по существенным поводам звонить во Владивосток ему домой. Владыка предложил мне звонить рано утром по их местному времени, перед его молитвенным правилом, а у нас в районе полуночи. И пока Владыка не переехал, а номер его телефона не изменился, я, стараясь не злоупотреблять временем, многократно пользовался такой счастливой возможностью, испрашивая его благословения на то или иное дело, суть которого кратко излагал в беседе или же в накануне отосланном письме. Каждый раз перед таким разговором испытывал волнение и скованность, боясь изложить суть вопроса сбивчиво. Но Владыка с первых же слов молитвенно угашал моё волнение, и наша непродолжительная беседа текла совершенно ясно и плодотворно для меня. И хотя сам я всегда старался спешить, чтобы не помешать утреннему молитвенному правилу Архипастыря, ни разу Владыка сам не прерывал нашу беседу, пока я не просил прощения у него.
Насколько мне дорог опыт такого прямого общения с Владыкой Вениамином, я даже не могу выразить словами. С годами оно прервалось, а я так и не решился у наших общих знакомых без ведома Владыки попросить новый номер его домашнего телефона. Но хорошо знаю, что Владыка совсем не забыл меня и молится о спасении моей души. Откуда у меня такая уверенность? Сам я молитвенник никакой, но все же когда в своей духовной дебелости говорю про себя или вслух: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, спаси и сохрани Владыку Вениамина, и его святыми молитвами помилуй мя, грешного. Аминь+», моё сердце почти всякий раз откликается особым трепетом. А православные знают, что взаимная молитва надежнее всякого мобильного телефона поддерживает подлинное общение во Христе…
В биографических справках о Владыке Вениамине излишне скромно указывается о его богословских трудах: упоминаются только кандидатская диссертация о безсмертии души и философии Канта да многократно в разных издательствах переизданный двухтомник «Священной Библейской Истории».
Меня удивляет, что наш Владыка — выдающийся проповедник Слова Божия на протяжении более четверти века за каждым своим Богослужением произносит уникальные по содержанию и духоподъемные по воздействию проповеди, а до сих пор мы ничего не слышали об издании сборников этих драгоценных и душеспасительных поучений, омилий и призывов ко спасению. Об их великолепном содержании можно судить по неоднократным публикациям на «Русской народной линии», которые стали появляться в недавние годы. Но интернет-публикации это не книги, доступные простым верующим без компьютеров. Неужели владивостокцы так не видят своего Пророка в нашем Отечестве? Бог-то видит! А Он спросит их не так легковесно, как я. Но не буду о печальном…
Многие из моих соратников со всем основанием давно считают Митрополита Вениамина главным Духовным Наставником православных царистов всей России. В таком служении и я не вижу ему равных среди множества современных Архипастырей. Наши потомки и наследники смогут по-настоящему оценить вклад Владыки Вениамина в поддержание духовно-державных настроений в народе в нынешнюю эпоху разочарований и порой даже социального уныния. Он не дает нам падать духом и опускать руки в своих частных трудах.
Дорогому Владыке Вениамину уже исполнилось 80 лет! Для духоносного Старца это не возраст, тем более такого, у которого в сердце и разуме ещё живет искренний ребенок! Поэтому без малейших колебаний и сомнений желаю по Божией воле Митрополиту Вениамину стать земным свидетелем Воскресения Русского Царства (Аксиос!) и ещё десятков лет жизни! Многая лета! Многая лета! Многая лета!
Леонид Болотин, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», участник совета Московского отделения «Русского Собрания»
+ + +
Биографическая справка: Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (в миру Борис Николаевич Пушкарь) родился 8 ноября 1938 года в селе Хороль Приморского края в семье рабочих. В 1947 г. семья переехала в г. Владивосток. В 1957 г. окончил среднюю школу. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе и нес послушание алтарника в единственном тогда во Владивостоке небольшом Свято-Никольском храме. В 1959-1963 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1963-1967 гг. — Московской духовной академии. Защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Получил степень кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1967 г. — преподаватель Библейской истории, читал лекции по основному богословию и логике. В 1976 г. стал доцентом Московской духовной академии. Автор учебника «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов».
В 1988 г. ректором МДА архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем — во иерея. В 1992 г. возведен в сан протоиерея. 12 августа 1992 г. решением Священного Синода избран епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября того же года возведен в сан архимандрита. 21 сентября 1992 г. хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II в сослужении митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Волоколамского и Юрьевского Питирима, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископов Истринского Арсения, Дмитровского Филарета, Подольского Виктора.
За три года подготовил учебную базу и в 1995 году открыл Владивостокское духовное училище, с 1996 года является его ректором.
В 1996 году в Пасхальной проповеди владыка Вениамин сказал: «... Расколы одолевают Русскую Церковь. Незваные наследники рвутся побыстрее поделить “русское наследство”... со всех сторон терзают раскольники Святую Русь, со всех сторон грозят русофобы нашим национальным святыням... коварное обновленчество вновь стремится разрушить церковную жизнь изнутри, оторвать ее от благодатных корней многовекового Священного Предания, лишить преемственности и канонической безупречности. Под лозунгом церковных “реформ” и “обновления в духе времени” сторонники “либерализации” Церкви вновь стараются поколебать устои Русского Православия... Лукавая ересь экуменизма грозит чистоте и неповрежденной целостности учения церковного».
Владыка Вениамин по убеждениям — монархист. В 1995 году он прислал своего представителя на проходившее в г. Белгороде Второе Всероссийское монархическое совещание (в нем также участвовали архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Курский Иувеналий (Тарасов). В 1993—1998 годах в епархии активно действовало Братство во имя Святого Царя-Великомученика Николая II. В декабре 1996 года еп. Вениамин обратился к Архиерейскому Собору 1997 года с просьбой удалить из документов Синодальной комиссии по канонизации святых противопоставление двух периодов жизни Николая II (до революции и после), поскольку, по его мнению, нельзя делить жизнь человека на этапы, решая, когда же он был свят.
В январе 1997 года выступал на пресс-конференции, посвященной перспективам канонизации Григория Распутина.
В 1996 году епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В феврале 1997 года еп. Вениамин участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корею, в июне 1997 года — в визите крейсера «Адмирал Виноградов» в Токио.
С 11 по 15 сентября 2001 года на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» под флагом начальника штаба Тихоокеанского флота вице-адмирала Виктора Федорова совершил визит в Сасебо, Япония.
В октябре 2002 год а на борту ракетного крейсера «Варяг» совершил визит в Йокосука, Япония.
В феврале 2004 года в память 100-летия подвига русских моряков бронепалубного крейсера «Варяг» и защитников Порт-Артура 1904—1905 годов на борту ракетного крейсера «Варяг» под флагом командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Федорова совершил визит в Инчхон, Республика Южная Корея, где принял участие в церемонии открытия памятника русским военным морякам, павшим в сражениях Русско-японской войны.
25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
С 27 июля по 6 ноября 2011 года временно управлял новообразованной Арсеньевской и Дальнегорской епархией.
Решением Священного Синода от 5—6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Приморской митрополии.
8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.
Тезоименитство в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Церковные награды: 1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.; 1998 г. — орден св. благ. кн. Даниила Московского II ст.; 2002 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.; 2007 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.; 2013 г. — орден преподобного Сергия Радонежского I степени.
Знаки светского признания: государственный орден Дружбы; орден святого Андрея Первозванного (Фонд Андрея Первозванного); 1998 г. — медаль «Всенародное Покаяние — Знамение Единства» (ООД «Россия Православная»); 2005 г. — почетный гражданин города Владивостока; 2007 г. — почетный профессор ДВГУ; 2009 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; 2013 г. — медаль «За вклад в развитие города Владивостока».