Как уже сообщал сайт РНЛ, в Калязине
прошло заседание Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию граждан. Мы намечали рассмотрение некоторых практических вопросов по дальнейшему совершенствованию патриотического воспитания молодежи у нас в районе, снижению влияния некоторых распространяемых сейчас практик, негативно влияющих на духовное состояние в обществе. Мы это, конечно, обсудили, но страшная трагедия в колледже города Керчь привнесла свои коррективы. К сожалению, темы, поднимаемые на нашем совете, более актуальны, чем того хотелось бы. И вопросы, рассматриваемые на нашем районном уровне, безусловно, требуют разрешения всего нашего общества, государства. Хочу высказать некоторые свои соображения по мотивам работы Координационного Совета в Калязине.
Откуда грозят опасности. В Керчи совершено жуткое преступление. Студент политехнического колледжа хладнокровно убил двадцать и ранил около полусотни других студентов, а потом покончил с собой. Политики, политтехнологи, задаются вопросом, как такое стало возможно? Раздаются предложения усилить охрану учебных заведений, ужесточить правила продажи оружия. Но давайте скажем открыто и честно: основанная проблема в состоянии самого общества, а точнее в общественной морали, нравственных ценностях и правилах поведения, насаждаемых в государстве.
Почему в традиционном коллективистском обществе (советское общество я отношу сюда же) представить такие случаи было невозможно, а в современной России они не впервой? Потому, что тогда героем, примером для молодежи в кино, на телевидении, в литературе был человек труда, созидатель, защитник Отечества. А кто в героях сейчас? Мордобивец, бандит, вор, гламурщик, растлитель молодежи. Если прежде школы и вузы занимались не только сообщением знаний, но и нравственным воспитанием молодежи, то в наши дни устами одного из высокопоставленных чиновников было провозглашено: школа должна растить квалифицированного потребителя. Как следствие главенствует не свойственная традиционному обществу коллективистская мораль, а эгоизм этих самых потребителей, формально объединенных так называемым «гражданским обществом».
Это относится буквально ко всем сферам жизни. Заслуженный деятель науки,
профессор Всеволод Юрьевич Троицкий в ряду угроз нашему Отечеству особо выделяет извращения в культурной и образовательной сферах. Он справедливо полагает, что «именно разложение веры и нравственности является порождением всех остальных бед для России, стояние в истине Православной веры, возрождение Православных традиций жизни, культура и образование – главные сферы защиты России, потому что они работают на будущее». Два года назад, с его участием, на базе одной из калязинских школ
в формате Калязинских чтений МОО «Русское Собрание» состоялся серьёзный педагогический разговор
на тему «Российское образование сегодня: традиции, проблемы, пути развития». Целью его проведения стала попытка разобраться в проблемах и разработать рекомендации, касающиеся путей развития российского образования.
Тогда Всеволод Юрьевич отметил, что в нашем районе педагоги работают в правильном русле, и те проблемы, которые в полный голос заявляют в крупных городах, наши школы, к счастью, русскую провинцию ещё так масштабно не задели. Однако обольщаться этим не стоит. Негативные издержки глобальной цифровизации и информатизации становятся повсеместной бедой. Казалось бы, открыта уникальная возможность для обучения и творчества. Мы можем получить доступ к разнообразным ресурсам открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, региональных и федеральных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Но, с другой стороны, воспитание и обучение детей и молодёжи осуществляется в условиях неконтролируемой, агрессивной и разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. А мы знаем, что это и есть один из способов разрушения страны наряду с экономическим, идеологическим и другими видами современного оружия.
Да, в школах есть система контентной фильтрации. Однако, выйдя из кабинета информатики, дети достают свои личные телефоны, планшеты и там нет никаких фильтров. Ребёнок с телефоном в руках – это потенциальная жертва сегодняшнего глобального мира. Как нам защитить этого ребёнка? Один из способов – формирование «фильтров» внутри каждого ребёнка, создание «нравственного антивируса». Нужно учить оценивать и анализировать информацию, полученную из разных источников, развивать критическое мышление. А без осознания основ Православия и традиций русского народа - это невозможно.
В свое время более чем актуально прозвучали на пленарном заседании 10 Всемирного Русского Народного Собора (2006 год) слова митрополита Кирилла (в настоящее время Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси): «В комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке... С точки зрения религиозной традиции, не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека... В эту пропаганду вкладываются большие деньги и используются передовые способы влияния на сознание человека…»
Услышан ли массово голос духовного пастыря? Увы, нет. Как ни прискорбно, в России продолжается внедрение чужеродных культурных кодов посредством разложения сферы культуры и образования. Явно недостаточное внимание современным уделяется вопросам воспитания молодежи на принципах следования традиционным ценностям, коллективизма и соборности общества, морали, патриотизма. «Толерантные» и «вариативные» школьные программы продолжают процесс разложения молодежи.
Особое значение в неудовлетворительном состоянии нравственности и культуры в стране играют СМИ, особенно – телевидение. Информационные блоки телевизионных программ ведут явные и латентные либералы, зомбирующие телезрителей «либеральными ценностями» и «правами человека». К этому прибавляются псевдоисторические передачи и фильмы, искажающие историю России. Непрерывным потоком за бюджетный счет снимаются и демонстрируются низкопробные сериалы, уже «художественными» методами доносящие до телезрителей «либеральные ценности». Телевидение в целом поглощено либеральной массой, в абсолютной степени не имеющей ничего общего с интересами русского народа, народов России и государства Российского.
Из нашего опыта. Понимая государственное значение духовно-нравственного потенциала, наш муниципалитет проводит большую и целенаправленную работу по воспитанию духовности, гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. Эти вопросы активно обсуждаются на вот уже пять лет проходящих в Калязине выездных мероприятиях Международной общественной организации «Русское Собрание. В этом году состоялся круглый стол по развитию информационных технологий с участием представителей Госдумы, общественной организации «Родительский отпор
Москвы», калязинских педагогов, молодёжи и общественности. Но формировать информационную культуру надо также и у родителей. С этой целью проводятся тематические родительские собрания, районный Совет отцов, работает Совет женщин.
По инициативе губернатора Тверской области И.М. Рудени при администрации района создан Координационный Совет по духовно-нравственному воспитанию граждан. Поставлена задача организовать кабинет доабортного консультирования женщин, чтобы повышать рождаемость, сохранять семьи. Ведется обобщение опыта работы воскресных школ с целью привлечения в них большего количества людей. Намечены мероприятия по сохранению в чистоте русского языка, планируем ходатайствовать о восстановлении в школах преподавания церковно-славянского языка. Пора русскому человеку вернуть себе эту сокровищницу мудрости, силы, утешения и радости.
В целом за последние 15-20 лет на нашей земле произошли такие события, которые повернули души многих людей в сторону Веры. Пришла пора собирать камни, восстанавливать утраченное, поруганное, воскрешать забытое, возвращаться к вере. И, к счастью, с Божией помощью нам это удаётся.
Вот несколько примеров. Учащиеся школ, воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, студенты колледжей принимают активное участие в ряде мероприятий, которые стали за последние годы в нашем районе традиционными. Ежегодно проходит межрегиональный форум «Из плена иллюзий. С верой в возрождение!», который, при поддержке Тверьгосфильмофонда, провели уже четыре раза В 2017 году в его рамках впервые был организован кинофестиваль «Наши корни» памяти Василия Шукшина. Ребята писали сочинения по творчеству этого замечательного русского писателя и режиссёра. В рамках форума дети плодотворно участвуют в конкурсах, выставках. Большой интерес вызвали конкурс литературных работ «Святые заступники Руси», конкурс видеороликов «С чего начинается моя Родина» и «Спорт и помощь слабым как альтернатива пагубным пристрастиям», фотовыставка «Как прекрасен этот мир», выставка фотоколлажей о семье «Мы вместе». Пятый раз в Калязине прошел пленэр Союза художников России в рамках проекта «Русская Атлантида». Художественно-эстетическим воспитанием наших детей много лет успешно занимаются детская школа искусств и Калязинская художественная школа.
Наши ребята - постоянные участники таких муниципальных мероприятий патриотической направленности как смотр-конкурс художественной самодеятельности «Салют, Победа!», фестиваль ко Дню Народного Единства «Молодёжный звездопад», православный фестиваль детского и молодёжного творчества «Искорка Божия». Активно работает Совет молодёжи, организуя такие акции как «Ценности жизни», конкурс творческих работ «Духовное наследие России», конкурс проектов «Мы памятник воздвигнем». При этом проходят встречи-беседы с представителями Русской православной церкви «Беседы с батюшкой», профилактические беседы сотрудников правопорядка, мастер-классы, акции по благоустройству и озеленению города.
Проводятся молодёжные краеведческие экспедиции «Под княжеским стягом…», «По пути времени». Традиционным стал блок праздничных мероприятий, посвящённых победе войск русского ополчения под предводительством князя М.В. Скопина-Шуйского в Смутные времена. Благодаря этому ребята, молодёжь знают нашу историю, имена героев, их подвиги. И им есть, с кого брать пример. Мы проводим митинги у памятника юному полководцу, шествия по городу, фестиваль патриотической песни «Калязин. Родина. Единство», который в этом году перерос в новое масштабное мероприятие историко-туристической направленности, - фестиваль «Походная кухня» с реконструкцией сражения.
Уже восьмой раз в Калязине проведен молодежный фестиваль самодеятельного творчества коллективов ЦФО. Всего в них приняли участие около трёх тысяч молодых исполнителей из разных регионов округа. Когда в дни Фестиваля не один, и не сто человек, а сотни молодых людей собираются вместе, чтобы славить народное творчество, мы понимаем, что это - сила! Сила, способная преодолеть все трудности и передать великую русскую веру и культуру детям и внукам ради процветания родной земли.
Другое важное событие в нашей духовной жизни, в котором участвует молодёжь, это областной фестиваль духовной и светской музыки, он ежегодно проходит в Калязине в дни завершения Большого Волжского Крестного хода.
Добавлю к этому, что в 2014 году при Вознесенском храме города Калязина была открыта Воскресная школа. Вместе с вероучительными предметами, воспитанники совершают экскурсионно-паломнические поездки, участвуют в социально значимых проектах. А в 2016 году принято соглашение о взаимодействии Православного прихода Вознесенской церкви и управления образованием района. Оно предусматривает посещение детьми храмов, проведение на базе Воскресной школы цикла занятий для старшеклассников, встречи их с представителями духовенства, участие священников в родительских собраниях, организацию совместной работы со школьными лагерями в период летних каникул. В этом году впервые была проведена смена православного лагеря на базе загородного лагеря «Буревестник».
Одно из значимых событий - Макарьевские краеведческие чтения, которые мы проводим совместно с Кимрским благочинием и Кашинско-Калязинским землячеством. Его итогом становятся сборники научных докладов по истории нашей земли. Очередные чтения будут проходить накануне большого события - в 2021 году 500-летие обретения святых мощей преподобного Макария Калязинского. Эти торжества должны пройти на высоком уровне, объединив Калязин, Кашин, Тверь, Москву и другие города и регионы. Обращаюсь к губернатору Игорю Михайловичу Рудене и митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве с просьбой о содействии в создании рабочей группы по подготовке празднования этой важной даты.
Кроме того, внесу несколько конкретных предложений, надеясь на их поддержку со стороны власти и общественности.
Считаю необходимым. На мой взгляд, к первоочередным мерам преодоления демографической катастрофы в России необходимо отнести:
- осуществление массированной кампании в СМИ по пропаганде семейного образа жизни, многодетности, отцовства и материнства;
- выделение отдельной строкой в государственном бюджете значительных средств на выход страны из «демографической ямы»;
- дальнейшее прогрессивное стимулирование семей, имеющих трех и более детей;
- выделение десяти-пятнадцати самых регрессивных в демографическом смысле регионов страны с принятием в этих регионах дополнительных стимулирующих мер семьям, имеющим двух и более детей;
- государственное обеспечение содержания матерей по уходу за ребенком до 10-х лет на уровне средней заработной платы в стране, с включением этого периода в исчисление пенсионного стажа.
- меры по ограничению абортов в стране. Ведь до сих пор не реализована даже предложенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом мера прекращения финансирования абортов за счет государственных средств.
Один из реальных путей вывода России из системного кризиса - максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования.
В целях скорейшего наполнения общества духовными и нравственными категориями, возвращения смысла жизни и надлежащего воспитания будущих поколений граждан России на государственном уровне необходимо отказаться от всех «модернизаций», «инноваций» и иных реформ в сферах культуры и образования, от приоритетного следования западному представлению о правах человека. Права человека должны быть сбалансированы с нормами морали и интересами всего нашего общества. Должен быть объявлен беспощадный бой бездуховности и антикультуре, пересмотру истории, индивидуализму, эгоизму, потребительскому культу, растлению и аморальности.
Необходим также отказ от коммерциализации культуры и образования, практики проведения единых государственных экзаменов, положить конец разделению школьных предметов на «основные» и «факультативные» и снижению количества часов на изучение истории, литературы и иных важных для воспитания личности предметов.
Нужно поставить преграду ювенальной юстиции как подрывающей основы христианского отношения к семье и браку идеям «полового воспитания школьников», «гендерной» педагогике и «репродукции и планированию семьи».
Особое внимание должно быть уделено сельской школе. Необходимо прекратить практику ликвидации так называемых «малокомплектных» школ и сельских культурных объектов под предлогом «оптимизации» бюджетных средств, что приводит фактически к ликвидации деревень.
Требуется выработать новую философию образования, основанную на отечественном опыте. Пример - «Русская традиционная школа».
Возвращение к лучшим традиционным принципам и системам организации национальной системы образования должно базироваться на следующих принципах: доступность, всеобщность, обязательность, бесплатность и максимальная государственная поддержка; глубина и широта школьных программ; патриотизм, любовь к Родине, идея служения Отечеству; православное миросозерцание, как методологическая основа системы образования и педагогики.
Актуальная задача - поддержка традиционных форм вероисповедания, с приоритетным отношением к Православию в качестве духовно и государствообразующей Веры, ставшей фундаментом базовых ценностей русской культуры. Надлежит предпринять жесткие меры по пресечению оскорбления религиозных святынь русского народа, разжигания религиозной ненависти по отношению к членам Русской Православной Церкви, а также русофобии во всех ее проявлениях.
Если мы хотим растить высоконравственное, духовно обогащённое и физически здоровое поколение, необходимо ввести в школе преподавание церковно-славянского языка как высшей ипостаси русского языка, как основы освоения святоотеческого и культурного наследия России. Следует отстаивать приоритетное положение русского языка в классических формах употребления, ибо русский язык не только «средство общения», но и гарантия в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной и политической общности граждан России.
Важно на всех уровнях усилить работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, а для начала в рамках нового школьного предмета «Основы православной культуры» ввести преподавание «Закона Божия», с конкретными примерами непреложности его действия в истории и современности.
Государственной поддержкой должны пользоваться все традиционные и классические виды и произведений культуры и искусства. Попытки дискредитации славного прошлого народов России и факты фальсификации истории нашей Родины должны расцениваться как посягательство на национальную безопасность государства и пресекаться по всей строгости закона.
Необходимо ввести цензурные ограничения в сферах культуры, масс-медиа, направленных на устранение из произведений литературы и искусства, телевизионных передач и иной публичной информации безнравственного, богохульного и порочного содержания. Государство в кратчайшие сроки должно предпринять меры, направленные на исключение доминирования в средствах массовой информации представителей либеральной части интеллигенции, несущих в общество раздор, аморальность, фальсификацию историю и иные проявления, дестабилизирующие общество.
Необходимо оградить молодежь от преступности, наркотиков и алкоголизма. Предлагаю разработать и принять комплексную федеральную концепцию организации досуга молодежи. В ней предусмотреть выполнение органами государственной власти и местного самоуправления следующих задач:
- восстановление детских клубов по интересам и спортивных секций в Домах Культуры и в зданиях средних школ;
- проведение по всей России спортивных игр государственного уровня, школьных олимпиад и т.д.;
- массовую организацию лагерей труда и отдыха для старшеклассников в летний период, стройотрядов для студентов всех форм ВУЗов;
- образование школьных организаций, имеющих своей целью заполнить внеклассное свободное время учащихся и воспитывающих их в духе патриотизма и коллективизма;
- содействие трудоустройству молодежи и молодежному предпринимательству.
Человеку, как птице, изначально даны два крыла - молитва и труд. Православная вера даёт человеку ещё два крыла - Любовь к Богу и Любовь к людям, животворяющие, одухотворяющие молитву и труд, дающие им истинный смысл, благодать, радость и силу. Современный мир погружён в зло. Его невозможно победить злом. Только Любовь и Правда спасут мир.
Константин Ильин, глава Калязинского района, член ЦС МОО «Русское Собрание»
1. Re: Хочу, чтобы наш голос из глубинки о духовности в обществе был услышан