В результате введения с 2014 года экономических санкций в отношении России наиболее наглядно проявился дефицит производимой российской продукции, в том числе продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, что в условиях отсутствия альтернативных поставок из стран, не поддержавших введение экономических санкций, могло представлять реальную угрозу продовольственной безопасности населению России, в связи с чем Президентом России В.В.
Путиным была предложена политика государства
на импортозамещение.
На основе предлагаемого в торговой сети ассортимента товаров можно отметить, что за время существования санкций по отдельным направлениям производства продуктов питания российскими товаропроизводителями наметились некоторые положительные тенденции по расширению видов продукции, росту объемов производства, но при этом нередко имеются нарекания в отношении качества продукции. Рынок же промышленных товаров, по-прежнему, в большей своей массе представлен более дешевой заграничной продукцией, в основном из Китая. То есть процесс импортозамещения происходит крайне медленно.
Почему же так происходит?
Для объяснения, на мой взгляд, интересны следующие цифры, размещенные в сети Интернет, основанные на данных ЕГРЮЛ: в Российской Федерации из более, чем 3 млн. 729 тыс. коммерческих юридических лиц, в том числе 44337 компаний имеют выручку около 1 млрд. руб., из которых 4313 – иностранные компании, осуществляющие свою деятельность на территории России, т.е. около 10%, которые в среднем на 1 компанию имеют прибыль в размере 8,778 млрд. руб., что в 1,5 раза прибыльнее, чем в среднем на 1 российскую компанию, которая составила 5,737 млрд. руб. В числе функционирующих иностранных компаний широко известные ПАО «МТС», ООО «Проктер энд Гэмбл…», ООО «Нестле «Россия», ООО «Гиперглобус» (Германия), ООО «АШАН», ООО «Леруа Мерлен Восток», ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», ООО «АТАК» (Франция); ООО «Пивоваренная Компания «Балтика» (Германия, Швеция); ПАО «МЕГАФОН», ООО «ИКЕА…» (Швеция); ООО «Амвэй», ООО Платежная система «Виза», АО «МЭРИ КЭЙ» (США), ОАО «Вимм-Билль-Данн», «Лента» (Великобритания), «О’Кей» (Люксембург); Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», Копейка» (Нидерланды), «Магнит» (Кипрский оффшор Lavreno Ltd.); и др. Как видно, большинство компаний вкладывают свои инвестиции в сферу торговли, в которой и занимают практически монопольное положение (по экспертным оценкам, в секторе розничной торговли на долю иностранных компаний приходится от 60 до 70% продаж и более 80% уставного капитала всего сектора торговли), диктуя свои условия рынку, уничтожая многие сотни «отечественных» торговых точек, создавая существенные проблемы для тех, кто трудится на земле и производит продукты питания, посредством чего наделив себя регулятивными экономическими функциями и тоталитарным контролем в секторе торговли. Иностранные компании завоевывают и производственный сектор, преимущественно в сфере производства продуктов питания, поглощая компании с российским капиталом. И та продукция, увеличение объемов и расширение ассортимента которой мы наблюдаем в торговой сети, является продукцией именно этих компаний с иностранным капиталом.
Сейчас между торговыми спрутами идет напряженная борьба за раздел розничного рынка России, многие из них имеют выход на «хозяев денег» и большие ресурсы для того, чтобы заниматься демпингом, что мы реально наблюдаем, в том числе и в малых городах.
Президентом РФ В.В.Путиным поставлена задача - развитие конкуренции в стране. По мнению главы государства, « справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни». Но о какой честной и справедливой конкуренции можно говорить в реальной ситуации?
В администрацию Калязинского района обращаются местные представители малого и среднего бизнеса за поддержкой и оказанием содействия в решении проблем, возникающих в связи с деятельностью предприятий сетевой торговли, ссылаясь на то, что «Развитие малого и среднего предпринимательства Президент назвал одним из ключевых условий обновления экономики страны» и «Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете - ключевое условие развитие малого и среднего бизнеса». Представляя интересы бизнес-сообщества Собранием депутатов Калязинского района было подготовлено обращение в Законодательное Собрание Тверской области с просьбой обратиться в Государственную Думу России с инициативой внесения поправок в Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №381-ФЗ), однако, поддержки по нашим предложениям в части:
- установления обязательности присутствия в торговых сетях продукции местных товаропроизводителей и стимулирования роста объема продаж товаров местного производства;
- обязательности согласования повышения цен на продукцию местных товаропроизводителей не менее, чем на индекс инфляции, в целях реализации в торговых сетях;
- установления для сетевых торговых компаний предельно допустимых в совокупности торговых площадей в границах муниципального образования не более, чем 50 % от общего их количества;
- введения по отношению к сетевой торговле элементов государственного регулирования , в том числе посредством ограничения торговой надбавки ( до 10-20%);
- закрепления обязательности регистрации сетевых компаний в качестве юридического лица на территории каждого российского региона и в качестве обособленного структурного подразделения в муниципальном образовании ,где ведется торговая деятельность; -
получено не было (за исключением последнего абзаца). По каждому из пунктов были представлены обоснования о нецелесообразности внесения изменений в Федеральный закон №381-ФЗ и своего рода рекомендации по решению обозначенных проблем. В частности, региональными законодателями предлагается:
- «Продолжать развитие конкуренции на продовольственных рынках, создавая дополнительные каналы сбыта путём увеличения количества торговых площадей».
Но у нас и так торговых площадей много, а производство не развивается. Площади-то торговые растут, а конкуренция в настоящее время заключается в том, чтобы «впарить» покупателю подделку или низкого качества товар в красивой упаковке и по низкой цене. И при такой конкуренции выживают те, у кого есть возможности демпинговать, у кого больше финансовых возможностей, ресурсов.
Конкуренция уничтожает малый и средний бизнес в сферах производства и торговли с российским капиталом в угоду транснациональным корпорациям, у кого есть и технологические, и маркетинговые возможности по подделке продукции. Они имеют доступ к более дешёвым финансовым ресурсам, энергетике, у них меньшая налоговая нагрузка, меньше надзор (пример Китай). В таких условиях невозможна здоровая («честная и справедливая») конкуренция.
- «Развитие собственной торговой сети тверских товаропроизводителей… продажа произведенной продукции в специализированных магазинах… развитие нестационарных торговых объектов по продаже продукции собственного производства…»
Некоторыми субъектами малого и среднего бизнеса используется практика использования различных форм для реализации продукции собственного производства, однако, цены на продукцию не могут конкурировать с демпинговыми ценами в торговых сетях транснациональных компаний, поэтому многие из них просто «выживают», как говорят «сводя концы с концами» , обеспечивая трудоустройство и какую-то сумму заработка для местного населения. Кроме того, изюминка малого и среднего бизнеса и есть в его разнообразии форм. Это работа без привлечения наёмного труда, чтобы просто выжить, прокормить семью. В развитие темы можно сказать про кооперацию, но сегодня у нас это движение не поддерживается на уровне государства. Хотя это могло бы быть в интересах малого и среднего бизнеса. Как было в Царской России. Кооперация отечественных промышленников привела к бурному развитию мануфактур, пока их не задавил западный капитал и мы не получили то, что случилось в 1917 году.
Обоснованием для отказа в продвижении инициативы по ограничению торговых надбавок для сетевых компаний послужил факт отклонения ГД РФ в 2017 году проекта Федерального закона №206370-7 о внесении изменений в Федеральный закон №381-ФЗ о наделении Правительства РФ полномочиями по установлению предельных размеров торговых надбавок (наценок) на отдельные виды продовольственных товаров.
Вместе с тем, практически монопольное положение и свобода в принятии односторонних решений позволяет торговым сетям регулировать производство и сбыт продукции. Имея всю цепочку производства в руках устанавливаемая торговая надбавка на производимую продукцию для крупных транснациональных компаний не столь важна. Вполне очевидно, что конечная цена этой продукции всегда будет ниже, чем поставляемая от иных производителей, в том числе относящихся к малому и среднему предпринимательству. Инструментом для устранения конкурентов является установление относительно невыгодных для внешних поставщиков условий.
В обоснование нецелесообразности установления ограничения предельно допустимых торговых площадей для сетевых торговых компаний отмечено, что «Антимонопольное законодательство учитывает влияние деятельности одного хозяйствующего субъекта на товарный рынок в целом и на других хозяйствующих субъектов» и что «…установление данной нормы может не позволить другим небольшим региональным сетевым компаниям открывать торговые объекты, что является ограничением конкуренции».
Однако, как было отмечено выше, сетевые торговые компании с иностранным капиталом, имеющие до 70 % от общего торгового товарооборота в настоящее время занимают доминирующее положение и «небольшие региональные сетевые компании» для них не будут существенным препятствием в борьбе по захвату рынка и обеспечению контроля как в торговле, так и в производственном секторе.
К сожалению, ни Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ни органы безопасности не проявляют должного внимания к сложившейся ситуации. Уже сегодня транснациональные компании выводят денежные средства, конвертированные в валюту, из страны, нанося значительный ущерб экономике нашей страны. А в будущем, по мере завоевания рынка продовольствия (торговля и производство) существует вероятность как резкого повышения цен на продукты питания, поскольку возможен картельный сговор между компаниями с иностранным капиталом, так и блокада снабжения продовольствием населения и иными предметами первой необходимости. Напомню, что Февральская революция 1917 года началась с волнений жителей и гарнизона Петрограда в связи с блокировкой поставки хлеба и продовольствия в столицу Российской империи. Поэтому следует отметить, что торговля - стратегически важная сфера экономики, которая должна находится под жестким контролем государства и законодательное регулирование должно осуществляться в интересах страны и ее населения, в интересах отечественных товаропроизводителей и субъектов торговли с участием российского капитала, в том числе осуществляющих свою деятельность в малых городах и небольших муниципальных образованиях. И только тогда, когда будет действительно «честная и справедливая» конкуренция, когда будут созданы благоприятные условия для развития МСБ станет возможным обеспечить прорыв по импортозамещению на российском рынке товаров и услуг.
Константин Геннадиевич Ильин, кандидат исторических наук, Глава Калязинского района Тверской области
2. Re: Кому на Руси жить хорошо?
1. Re: Кому на Руси жить хорошо?