Так случилось, что еще до выхода в прокат картины Дмитрия Суворова «Первые» зрители Севастополя смогли увидеть ее в рамках Кинофорума «Золотой Витязь». Фильм вошел в конкурс полнометражных игровых фильмов. Представить его на фестиваль приехал продюсер кинокомпании «Каро Продакшн» Юрий Обухов. Фильм рассказывает о первопроходцах земли русской - Семене Челюскине (его роль как всегда блестяще исполнил Евгений Ткачук), Василии и Татьяне Прончищевых (Наиль Абдрахманов и Алина Ланина). Зал был полон, многие сидели на лестнице, в том числе и сам продюсер. После просмотра зрители долго не отпускали Юрия Обухова, задавая вопросы.
Представляя фильм, продюсер определил его тему так: «Наш фильм о долге, верности и любви». Лучше не скажешь. Фильм рождает в сердцах зрителей гордость за страну, за наших удивительных людей, готовых ради нее на подвиг. В центре картины повествование о походе Челюскина в составе Ленско-Енисейского отряда Великой северной экспедиции 280 лет назад, когда на пределе человеческих возможностей он достиг самой северной точки Евразийского материка, носящего ныне его имя. Фильм снимался два года и потребовал от съемочной экспедиции немалого героизма. Съемки проходили в Карелии, на Ладожском озере, в довольно сложных условиях - зимой, на льду. Особенно нелегко пришлось актерам, изображавшим замерших полярников - немало времени занял сложнейший грим, а потом пришлось еще сидеть и на льду, что требовало немалого мужества. Но во всем ощущалась некая одержимость. Продюсер рассказал, что особо было жалко собак, хотя это настоящие рабочие ездовые лайки. «Мы их меняли, потому что повозки в кадре были более утяжеленными, - рассказал он, - не такие как у якутов. Помогали собакам, толкали груз. И все равно им было тяжело — они не могут бежать по льду, у них скользят лапы».
Сегодня в Москве премьера «Первых». Когда фильм выйдет на экраны, в адрес картины, возможно, прозвучит нападки в голливудщине. Авторы к этому готовы - современные тенденции подсказывают правила игры. Зрителям больше нравятся экшены, особенно молодому поколению. Они своей копейкой голосуют за тот или иной фильм. Как говорит Николай Петрович Бурляев, идет вечный бой за зрителя. «Почему бы не снять исторический фильм в приключенческом ключе?», - подумали создатели картины «Первые» и были абсолютно правы. Уже есть немало примеров хорошего, крепкого исторического фильма. Светлана Дружинина давно работает в этом жанре и заслужила любовь зрителей.
Юрий Обухов: «В нашем фильме немало авантюризма — разбойники, как в «Пиратах Карибского моря». Они появились у нас по настоянию прокатчиков, чтобы придать фильму больше опасности и динамизма. Кто был в Якутии и ходил в экспедицию от Якутска до Дикси по реке Лена знает, что это достаточно скучная и малопривлекательная история и более интересные места находятся южнее. В том числе и якутские столбы, которые признаны памятниками ЮНЕСКО находятся южнее Якутска. Естественно, наши герои не могли туда попасть. И если бы мы окунулись в эту атмосферу красоты якутской, наши коллеги хохотали бы от души и показывали бы на нас пальцем, потому что это неправда. Лена — река северная, там природы практически никакой нет и если бы мы это снимали, то зритель бы все полтора часа экранного времени наблюдал бы унылые пейзажи. И вряд ли бы кто досидел до конца. А так как это художественное произведение, мы позволили себе некоторый вымысел. Включили воображение, чтобы придать более яркое эмоционально-изобразительное решение началу нашей истории, с учетом вкусов молодежной аудитории.
Мы с большим успехом показывали наш фильм в Нахимовских училищах Санкт-Петербурга и Севастополя. Пацаны тут же включались в игру, как некогда их деды переживали за Чапаева, который скакал на коне и защищал в бою Анку. Забыв про условности, в зале кричали «Ура». Ребята есть ребята. Эти эпизоды им особенно близки. Надеюсь, что взрослым зрителем они тоже не очень сюжетно помешают. Как говорится, мы постарались совместить интересный сюжет с экшеном, насколько нам это позволил бюджет.
Что касается самой истории. В якутском Русском драматическом театре им. А.С.Пушкина идет очень интересная пьеса - «Созвездие Марии». Ее написал Владимир Николаевич Федоров. Поскольку это театральная пьеса, а законы театра отличны от законов кино, мы выкупили права на пьесу и сделали адаптационный сюжет. Сама история о взаимоотношениях Василия Прончищева, Семена Челюскина и Марии Татьяны) - не выдумка.
По истории и документам великая северная экспедиция состояла из семи отрядов, которые по всем великим русским рекам - Обь, Иртыш, Лена, Енисей... должны были проплыть из определенных городов до самого Северного Ледовитого океана. Чтобы по указу великого Петра описать все берега и по возможности оконечности материка, острова и все прочее. В нашей ситуации в Ленско-Енисейском отряде под командованием Василия Прончищева было два судна в целях подстраховки, чтобы экспедиция состоялась - дубель-шлюпка «Якутск» и «Иркутск», которым командовал Петр Лосиниус. Они вышли вдвоем. Второе судно замерзло в первую же зиму и вся команда погибла.
Поход дубель-шлюпки «Якутск» растянулся на семь лет. Они вышли в июле 1735 года, а открытие пришлось на в 1742 год. За это время их практически потеряли в Санкт-Петербурге. Мы обозначили немного в сюжете этот момент, когда шаман их предостерег, а они не послушались и пошли дальше. На самом деле они пошли, вернулись, снова пошли... Шли довольно долго, в неведомые края и широты. По истории, Челюскин добирался назад - из Якутска до Петербурга около 2 лет. А потом назад. Когда вернулся в Санкт-Петербург и стал докладывать императрице о выполнении приказа Петра I об открытии самой дальней северо-восточной точки державы, ему никто не поверил, в том числе и сама императрица. Она сказала: «Это невозможно сделать, - говорит мне мое окружение, - дойти на таких судах, да еще с учетом суровых якутских зим». А они в Якутии, сами знаете, минус 50 — нормальная температура. И долгое время было подвергнуто сомнению как само открытие Семена Челюскина, так и то, что экспедиция действительно состоялась. А спустя многие годы нашли этот столб, на котором были написаны координаты.
Челюскин сам хоронил друзей. Когда в 1994 году была проведена эксгумация захоронения Татьяны и Василия Прончищевых в устье реки Оленек, крест на могиле стоял тот же. Могилу вскрыли, скелеты были в очень хорошем состоянии — сохранились волосы, одежда, на шее Татьяны был нательный крестик, а в ногах лежали красные сафьяновые туфли с надписью «Париж» в идеальном состоянии. Есть версия, что подарил их Татьяне Челюскин, мечтая стать ее фаворитом, но ситуация сложилась таким образом, что она выбрала Прончищева, а туфли хранила как нечто дорогое. Они у нас в картине есть.
Кроме игрового фильма «Первые» мы сняли и документальную картину «Мыс Марии». На самом деле жену Прончищева звали Татьяна, но на всех картах, мыс был обозначен как М.Прончищевой, что означало Мыс Прончищевой. Все посчитали, что это имя и фамилия и поэтому не стали изменять географическое название, а изменили имя героини. Ведь Мария - самое распространенное имя в России в то время.
В этой истории оказалось столько интересной информации, не вошедшей в картину, что решено было сделать документальный фильм. Снимал его известный документалист Игорь Калядин, который в прошлом году участвовал в «Золотом Витязе». Картина готова, ее уже увидели зрители Калуги, потому что наши герои родом из Калужской губернии, из города Белева, сейчас это Тульская область. Там делают знаменитую белевскую пастилу. Режиссер показал фильм в Университете, потом было обсуждение в присутствии представителей Русского Географического общества и местных краеведов. Всем очень понравилось».
И правда, история о великих первопроходцах, людях, не жалеющих своей жизни во славу Отчизны, завораживает. История беззаветной любви заслуживает, чтобы о ней снимались фильмы, писались книги, ставились пьесы и слагались песни. Она напоминает историю легендарной любви Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо. Еще одна «Юнона и Авось» на новый лад. На вселенских весах Бог взвешивает Долг и Любовь. Настоящие мужчины выбирают Долг, за которым следуют. Здесь выбор за женщиной.
Наталья Тендора, публицист