Город Тобольск Тюменской области, за четыре с лишним века ставший культурным, духовным и административным центром Сибири, обрёл, наконец, при поддержке компании «СИБУР», свой кинофестиваль. На днях здесь завершился I Открытый российский фестиваль современного и актуального кино «Алафейская гора». Эти места давно неразрывно связаны с кинематографом. Простор и сибирская ширь, красота могучих рек Тобола и Иртыша так и просятся на экран. В разные годы здесь было снято около 40 отечественных фильмов. Последним проектом стал сериал «Тобол». Теперь деревянная крепость, выстроенная кинематографистами, принимает туристов.
В дни фестиваля его гости и участники ознакомились с достопримечательностями города. Посетили Иоанно-Введенский женский и Абалакский Свято-Знаменский мужской монастыри, уникальный, единственный в Сибири белокаменный Тобольский кремль, отстроенный в XVII-XVIII веках, Софийский собор, ознакомились с неповторимой архитектурой города, уникальными экспонатами Губернского музея, побывали во дворце губернатора, в котором после революции содержалась в ссылке Царская семья, в тюремном замке – бывшей каторжно-пересыльной тюрьме, в парке Ермака, на фабрике косторезных изделий...
Кроме призов фильмам, фестиваль вручил награды и любимым актерам: народному артисту РФ Аристарху Ливанову и народному артисту РСФСР Сергею Шакурову – за выдающийся вклад в развитие кинематографа. На кинопразднике побывали народная артистка РСФСР Лариса Лужина, заслуженный артист России Юрий Беляев, заслуженная артистка РФ Дарья Мороз, Катерина Шпица, Татьяна Абрамова, Алена Биккулова, Анна Миклош, Сергей Перегудов, Олег Алмазов, Анна Чурина, Олег Харитонов, Дарья Егорова, Игорь Скрипко, режиссеры Александр Котт и Анна Фенченко, оператор Мария Соловьева, певица Катя Семенова и многие другие известные актеры, певцы и деятели культуры.
Торжественная церемония закрытия прошла в старейшем в Сибири драматическом театре им. П.П. Ершова. В ней приняли участие директор департамента культуры Тюменской области Елена Майер, первый заместитель Главы города Тобольска Яна Зубова и начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социально-экономических проектов ООО «ЗапСибНефтехим» Елена Бельская. «Сегодня нас объединили два события – Международный день театра и закрытие фестиваля «Алафейская гора», – сказала Елена Майер. – Нет более близких и смежных направлений в культуре, чем театр и кино. Они окрыляют и вдохновляют, Для нас очень значимо, что этот кинофестиваль проходит в центре Сибири, в Тобольске». «Для нас важен каждый зритель, и мнение каждого зрителя. Нам важно, чтобы любое культурное мероприятие, проходящее в Тобольске, оставалось в ваших сердцах», – отметила и Елена Бельская. Художественный руководитель фестиваля, продюсер Сергей Новожилов в свою очередь поблагодарил компанию «СИБУР» и всех партнеров, без которых фестиваль бы не состоялся.
Программа фестиваля была насыщенной: 26 фильмов, среди которых 9 полнометражных лент (5 из них дебютных) и 17 короткометражных фильмов), 5 спектаклей, 16 мастер-классов, несколько концертных программ и творческих вечеров, дискуссий и пресс-конференций. Фестиваль помог тоболякам погрузиться в мир российского искусства, удивив разной и актуальной тематикой фильмов: взаимоотношение во время карантина и вынужденной самоизоляции, взросление и бунт неокрепшей души, первая любовь и познавание окружающего мира, ответственность за другого человека, за судьбу усыновленного ребенка, защита и опека слабого, достижение поставленной цели.
Программному директору фестиваля Александре Жуковой удалось при этом представить и разные жанры – драмы, мелодрамы и комедии, ведь и о серьёзном порой хочется говорить с иронией. «Мне кажется важным, что конкурсные фильмы сняты динамично, современным языком (так, например, в некоторых из фильмов использован прием комиксовости, в других – саундтреками выступают песни неформальных исполнителей или треки, популярные в тик-токе). Есть и экспериментальные картины – «немые», бездиалоговые короткометражки, нелинейность сюжета, неожиданные финалы», – отметила она.
На фестивале «Алафейская гора» было две программы фильмов, два жюри. Жюри игровых полнометражных фильмов, в которое вошли лауреат российских и международных фестивалей, режиссер Тимофей Жалнин и киновед, автор книг о кино Наталья Тендора, возглавил известный актер Андрей Руденский.
Жюри присудило следующие призы: лучший фильм (Гран-При) – «МЕЖСЕЗОНЬЕ», реж. Александр Хант; лучшая режиссура – Валентин Макаров, фильм «Джулур: мас-рестлинг»; лучший сценарий – Андрей Таратухин, Юлия Крутова, Наталья Милашкина, фильм «Бабки» (реж. Никита Владимиров); лучшая женская роль – Евгения Виноградова, фильм «Межсезонье» (реж. Александр Хант); лучшая мужская роль – Гаврил Менкяров, фильм «Джулур: мас-рестлинг» (реж. Валентин Макаров); лучшая операторская работа – Наталья Макарова, фильм «Межсезонье» (реж. Александр Хант).
Жюри короткометражного конкурса возглавила режиссер, продюсер, директор Центрального дома кино (Москва) Екатерина Головня. В него вошли режиссер, актриса, художник и певица Полина Ольденбург и обозреватель «Российской газеты» Александр Ярошенко.
Были присуждены следующие награды: лучший короткометражный фильм – «ХОЛОДНО», реж. Данил Иванов; лучшая режиссура – Екатерина Герм-Уварова, Алексей Сапрыкин, фильм «Высшие уровни». Диплом жюри «За оригинальность идеи и чистоту жанра» - фильму «Сборы», реж. Наталья Гуркина.
Вот как отозвалась о своей работе член жюри короткого метра Полина Ольденбург: «Было важно, что члены жюри на одной волне. При минимальных разногласиях мы оказались едины, выбирая лучшие фильмы. Победитель оказался очевиден, не было никаких сомнений. Все остальное вызывало уже какие-то вопросы. Было еще два фильма, на первый взгляд, неплохие, но которые уже хотелось в чем-то исправить и домонтировать. Меня поразило, что на фестивале даже на коротком метре в дневное время были полные залы. Это первый фестиваль в Тобольске и такой к нему интерес говорит о том, что у людей большая жажда к российскому кино. Зрители участвовали в дискуссиях, задавали вопросы авторам фильмов, старались узнать что-то новое о создании фильмов. То есть, не просто номинально посещали фестиваль. И это было очень приятно, потому что все мы были в каком-то едином порыве. Конечно, фестивальная атмосфера всегда чудесна и интересна – это такой портал, в который можно попасть, на время забывая об окружающей действительности. А то, что ты еще и побывал в Сибири, дало какой-то глоток чистого воздуха: «Ах, вот, ты какая, Сибирь!».
Призом кинопрессы «За умение виртуозно ходить по краю, не падая, а взлетая» отмечен фильм «Лебединое озеро» (реж. Антон Бильжо). Диплом оргкомитета с формулировкой «За человечность в каждом кадре, за актуальность и гуманизм» получил фильм «Райцентр» (реж. Наталья Назарова). Актриса Анна Годовальникова, получая диплом, отметила, что мечтает снять документальный фильм о Тобольске.
Бесспорным фаворитом фестиваля стала картина режиссера, сценариста и продюсера Александра Ханта «Межсезонье», получившая сразу три приза. Показ этой картины вызвал бурные дискуссии зрителей разных поколений, слишком за живое задел их фильм. Кто-то вышел из зала в слезах. В силу обстоятельств современные Ромео и Джульетта превращаются в Бонни и Клайда. Не принимая действительности, они разрушают все вокруг, героиня мстит за недолюбленность и непонимание, герой за чрезмерную гиперопеку матери, за свою не сложившуюся и ими же загубленную жизнь.
Фильм уже успел получить ряд призов на различных фестивалях – приз ФИПРЕССИ в Варшаве, спецприз жюри на фестивале в Таллине, участвовал в фестивалях в Коттбусе, Гетеборге и других (всего порядка 6 фестивалей). В Тобольске его представлял продюсер Максим Добромыслов. Вот что рассказал он мне о картине: «Это было первое участие «Межсезонья» в российском фестивале, до этого мы участвовали лишь в международных фестивалях в разных странах. Тобольский фестиваль мне очень понравился своей организацией, добрым и душевным подходом к участникам. Здесь была возможность не только показать свой фильм, а и пообщаться, подружиться со своими коллегами, узнать что-то новое и увидеть новое кино. Я успел посмотреть почти все фильмы, многие мне понравились.
Идеей нашего фильма послужила история, произошедшая с подростками в Псковской области в 2016 году. Они убежали от родителей, забаррикадировались в доме, отстреливались от полиции и, в конце концов, застрелились. Наш фильм, конечно, не похож на реальную историю, там все происходило по-другому, но случившееся послужило отправной точкой для картины. Александра Ханта тогда сильно зацепило то, что родители и общество не смогли составить диалога с подростками, начав штурм и захват дома, что и привело к трагедии. В своём возрасте режиссер тоже встретился с недопониманием и недоговоренностью в общении со взрослыми, с его братом случилась трагедия. Поэтому он и взялся за эту тему, опираясь на собственные подростковые дневники. Хант писал сценарий вместе с Владом Малаховым – предлагал свои задумки, а Влад их оформлял. Так что во многом это еще и личная история Ханта. Выбирая героев, мы просмотрели порядка 10 тысяч претендентов, пока не нашли то, что искали.
В Тобольске, после сеанса в зале встала женщина и назидательно начала высказываться от имени подростков о ненужности нашего кино, что вызвало жаркую дискуссию. Когда я задал ей вопрос: что именно ей не понравилось, чтобы это обсудить, она бросила в зал оскорбительную реплику и пустой стакан и удалилась. Тогда в диалог вступили подростки. Встала девочка и в слезах поведала насколько важно для нее такое кино и то, что она увидела. Что ей не хватает общения, где она могла бы поговорить с родителями, которые только и учат ее что делать. И тут возник бурный эмоциональный диалог со всем залом, в котором зрители, перебивая друг друга, заговорили о том, как важен наш фильм. Кто-то из взрослых зрителей сказал, что очень хочет показать его своим детям, чтобы лучше понять друг друга и, наконец, поговорить о наболевшем, что годами копилось и стояло между ними. Молодежь настаивала на том, что не нужно их учить, что делать и как поступать. Они сами достаточно взрослые и понимают, как им жить. Что они давно готовы к диалогу со взрослыми, которые их не слышат и не хотят слышать. Одна девочка, говоря это, разрыдалась при всех. И было понятно, насколько фильм ее зацепил, и его тема оказалась ей близка. А женщина старшего поколения, не захотевшая выслушать и постараться понять представителей молодежи, а возможно и выслушать комментарий в свой адрес, оказалась вновь глуха к теме, затронутой в фильме, как это бывает и в семье. А ведь фильм как раз о том – как часто родители уходят от разговора с детьми, не выслушав их, не стараясь помочь и понять».
Хочется, чтобы подобных картин, рождающих дискуссии, было больше на отечественных фестивалях и экранах. Чтобы они способствовали диалогу кинематографистов и зрителей, их взаимопониманию. Рождали споры, пробуждая зрителей к самостоятельному мышлению, к пониманию близких.
Благодаря Сергею Новожилову, его таланту первопроходца, в Тобольске произошло событие, заслуживающее внимания – рождение нового российского фестиваля. Город с многовековой историей, давно ставший динамично развивающимся туристическим и культурным центром, давно заслуживал подобного кинопраздника. Верится, что фестиваль станет традиционным и привлекательным – как для кинематографистов, так и для жителей города и региона. И с приходом фестиваля киноистория города продолжится.
Наталья Ярославовна Тендора, киновед
Фото автора